Ссылки для упрощенного доступа

Пройден ли пик инфляции?


Месячный рост цен мог замедлиться в марте примерно до 1% - это в четыре раза меньше, чем в январе.
Месячный рост цен мог замедлиться в марте примерно до 1% - это в четыре раза меньше, чем в январе.

Рост цен стабилизировался, рубль растет, внутренний спрос падает

Курс рубля растет ровно два месяца подряд – с низшей точки, отмеченной 3 февраля. Недельный рост цен остается практически неизменным уже более месяца. Такая динамика в целом позволяет говорить о том, что влияние недавней девальвации рубля на рост внутренних цен в стране в основном уже завершилось, отмечают эксперты. Сглаживает это рост и нарастающий спад внутреннего спроса, вызванный сокращением доходов населения.

С конца февраля недельные темпы роста потребительских цен в стране не менялись – 0,2%. И лишь в последнюю неделю марта, по данным, представленным на этой неделе Росстатом, они чуть ускорились - до 0,3%. Однако даже такое ускорение, скорее, арифметическое, чем фактическое, полагает главный экономист по России голландского банка ING Дмитрий Полевой.

По его словам, дело – в округлении данных. “Если оценивать большее количество десятичных знаков после запятой, то сколько-нибудь заметного ускорения не произошло. Это видно и по структуре цен на те товары и услуги, которые раскрывает Росстат за последнюю неделю марта по сравнению с предыдущей”.

Укрепление курса рубля не позволяет так же сильно замедлить рост цен в стране, как ослабление курса влияет на его ускорение.

Одним из главных факторов резкого ускорения роста цен в стране в последние месяцы стала масштабная девальвация рубля. Так, в январе цены выросли сразу на треть к уровню декабря. Месячная инфляция оказалась в 6,5 раза выше, чем в январе 2014 года, а годовая – в 2,5 раза.

В ноябре прошлого года представители Центрального банка России приводили такие оценки: девальвация рубля на каждые 10% приводит к дополнительному росту потребительских цен в стране примерно на 1%. Однако темпы нынешней девальвации оказались столь стремительными, что реально соотношение оказывалось уже не 10:1, а, скорее, 10:1,5 или даже 10:2, отмечали в начале года некоторые эксперты.

Экономическая среда: пройден ли пик инфляции?
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:27:00 0:00
Скачать медиафайл


Однако с конца января начала дорожать нефть, за ценами которой последовал и курс рубля. И уже вскоре ускорение текущих темпов инфляции прекратилось, они фактически остаются на уровнях начала февраля и до сих пор. Но позволяет ли это говорить том, что перенос состоявшейся девальвации рубля на текущую инфляцию в стране уже фактически отыгран? Ведь еще недавно очень многие эксперты полагали, что этот эффект будет проявляться еще, как минимум, до середины года

Данные недельной инфляции за последнее время позволяют утверждать, что эффект девальвации рубля уже почти отыгран, и в марте месячная инфляция может составить примерно 1%, полагает главный экономист по России инвестиционной компании “Ренессанс Капитал” Олег Кузьмин. “По нашим оценкам, годовая инфляция достигла пика. В марте она составит порядка 17%, после чего начнет снижаться”.

Продавцы легко повышают цены, когда рубль слабеет, а вот снижать их, когда рубль, наоборот, укрепляется, они не готовы.

Девальвация проявляется в ценах в течение примерно 3-4 месяцев, и раз ее пик пришелся на декабрь, то можно говорить о том, что этот эффект практически себя исчерпал, соглашается главный экономист инвестиционной компании “Уралсиб Кэпитал” Алексей Девятов и поясняет: не будь этой девальвации вообще, годовой рост цен составлял бы сейчас около 8%, а не текущие 16,7%. Разница вполне соответствует масштабу произошедшей девальвации. “Исходя из ослабления рубля примерно на 40-45%, можно говорить о том, что эффект девальвации практически полностью исчерпан”.

По оценкам аналитиков голландского банка ING, пик нынешнего роста потребительских цен в России – в диапазоне от 15% до 18% в год. И поскольку текущие темпы годовой инфляции в стране, уже превысив средний для этого диапазона уровень, дальше пока не растут, можно предположить, что эффект влияния девальвации на инфляцию в основном отыгран, отмечает и Дмитрий Полевой. “В ближайшие месяцы годовая инфляция в худшем случае окажется близкой к текущим показателям, а в лучшем - несколько замедлится”.

Представленная на этой неделе Росстатом макроэкономическая статистика за два первых месяца года подтвердила резкий спад как источников для внутреннего спроса в стране, так и его реального проявления.

Падение спроса окажет решающее влияние на динамику роста цен в этом году, но особенно сильно это проявится в 2016 году.

Например, реальная среднемесячная зарплата в стране, то есть с учетом ее покупательной способности, сократилась на 9,1% к уровню января-февраля прошлого года, реальная пенсия – на 4,1%. Падение доходов населения неминуемо отразилось на объемах торговли и платных услуг.

Так, оборот розничной торговли – впервые за все последние годы – сократился к прошлогодним уровням. В течение 2014 года замедлялись лишь темпы прежнего его роста, тогда как на этот раз речь идет именно о спаде, в феврале - сразу на 7,7%. В том же месяце объемы платных услуг населению сократились на 1,5% - также впервые за все последние годы, в течение которых они лишь расширялись.

Другими словами, сокращающийся внутренний спрос, как и ожидалось, становится одним из ключевых факторов, определяющих текущую инфляцию в стране. Да, он отчасти сгладил взлет цен в январе-феврале, но в целом его влияние проявится, скорее, во второй половине года, полагает Олег Кузьмин. “Падение спроса станет одним из главных факторов замедления годовой инфляции примерно с 17% в конце первого квартала до 11,5% на конец года”.

Исходя из ослабления рубля примерно на 40-45%, можно говорить о том, что эффект переноса девальвации в цены практически полностью исчерпан.

Начавшийся спад внутреннего спроса в стране стал одной из главных причин, почему общее влияние недавней девальвации рубля на рост цен оказалось не столь существенным, как ожидалось, исходя из самих масштабов девальвации в конце прошлого года, отмечает Дмитрий Полевой: “Падение спроса окажет решающее влияние на динамику роста цен в этом году, но особенно сильно это проявится в 2016 году”.

Только за три последних месяца прошлого года курс рубля к доллару снизился на 43%, за январь 2015 года – еще на 24%. Однако с тех пор он почти непрерывно повышался. С минимального уровня, отмеченного 3 февраля – 69 рублей и 66 копеек за доллар - он растет уже ровно два месяца и к 3 апреля повысился в целом более чем на 18%. Любопытно, что повышение оказалось равномерным по месяцам: и за период с 3 февраля по 3 марта, и с 3 марта по 3 апреля оно составило по 8,5%.

В ближайшие месяцы годовая инфляция в худшем случае окажется близкой к текущим показателям, а в лучшем - замедлится.

Но если девальвация рубля оказала мощное и весьма скорое влияние на рост цен, то от нынешнего укрепления рубля подобного влияния на цены ожидать явно не приходится. “Продавцы легко повышают цены, когда рубль слабеет, а вот снижать их, когда рубль, наоборот, укрепляется, они не готовы”, - иронизирует Алексей Девятов.

Если рубль вновь не начнет слабеть, это либо нивелирует тот эффект влияния девальвации на цены, который еще не реализовался в полной мере, либо может привести даже к некоторому снижению цен – по тем товарам, спрос на которые упадет особенно сильно, добавляет Дмитрий Полевой. “Для продавцов это станет одной из возможностей как-то поддержать спрос на такую продукцию”.

Заметное укрепление рубля в последние два месяца, тем не менее, вряд ли может сколько-нибудь существенно замедлить текущие темпы роста цен в стране, соглашается и Олег Кузьмин. Он напоминает, что укрепление рубля происходит после очень сильной и стремительной его девальвации в последние месяцы. Кроме того, само по себе влияние колебаний обменного курса валюты на темпы инфляции - ассиметрично: “В России традиционно высоки инфляционные ожидания, - продолжает аналитик. – Поэтому укрепление курса не позволяет так же сильно замедлить рост цен, как ослабление курса влияет на его ускорение”.

XS
SM
MD
LG