Для противодействия российской пропаганде министерство информационной политики Украины планирует запустить несколько журналистских проектов, в частности, начать вещание телеканала Ukrainian Tomorrow на иностранных языках. Полтора года жесткой информационной конфронтации с Москвой не принесли Киеву заметных успехов.
Согласно исследованию Киевского международного института социологии, 42% жителей Украины считают, что украинские СМИ повлияли на формирование пророссийских настроений на востоке страны и в Крыму, а 82% опрошенных убеждены, что национальные медиа должны занимать не патриотически-пропагандистскую позицию, а объективно освещать ситуацию в государстве, информировать как об успехах, так и ошибках украинских военных и власти. При этом 49% респондентов поддержали необходимость создания на Украине качественного контрпропагандистского телевизионного канала международного вещания.
Почти три месяца назад в Киеве учреждено вызвавшее неоднозначную реакцию в обществе министерство информационной политики. Его возглавил Юрий Стець – кум украинского президента, много лет руководивший принадлежащим Петру Порошенко “Пятым каналом”. Одна из ключевых задач нового министерства – противодействие информационной агрессии со стороны Российской Федерации. В мае Верховная Рада должна утвердить разработанную министерством концепцию информационной безопасности Украины. “Если бы такая концепция была у нас в первые годы независимости, – говорит Юрий Стець, – то Украина не проиграла бы России битву за умы восточных украинцев”.
После вступления в должность министр пообещал создать координационный центр блогеров “Украинские кибервойска” для распространения правдивой информации о событиях в зоне конфликта в Донбассе, а также заявил о планах восстановить украинское теле- и радиовещание в Крыму и на занятых сепаратистами восточных территориях. Рассказывает программный директор общественной организации “Телекритика” Роман Шутов:
– За рубежом закуплены передатчики телевизионного сигнала, но возникли проблемы то ли с мощностью этих устройств, то ли с местами их установки. В итоге эти передатчики до сих пор не работают. Много было обещаний, связанных и с так называемыми "Украинскими кибервойсками", но пока КПД этого проекта минимален. Имеем пока только пару сомнительных с точки зрения контрпропаганды видеоклипов. Методы, которыми пытается действовать украинское правительство, к сожалению, уже лет 50 как неактуальны. Поэтому пока можно констатировать, что предпринимаются только какие-то попытки противодействовать российской пропаганде, и эти попытки очень вялые, несистемные и, как следствие, малоэффективные.
С 2 апреля в подконтрольных украинским властям Краматорске и Северодонецке начали тестовое вещание (в том числе – и на "временно оккупированные", как говорят в Киеве, территории) Донецкая и Луганская областные гостелерадиокомпании. В восстановлении их материально-технической базы участвовали телекомпании Львовской, Винницкой, Запорожской и Полтавской областей. По информации Госкомтелерадио Украины, полноценное возобновление вещания тормозится из-за отсутствия необходимого оборудования, которое осталось на территориях, подконтрольных сепаратистам.
Контрпропагандистский ролик Информационных войск Украины
Министерство информационной политики заявляет о скором запуске телеканала Ukrainian Tomorrow. Он создается на базе канала БТБ (принадлежит Национальному банку Украины) в противовес Russia Today.
Украина не использует даже те информационные ресурсы, которые ей доступны сейчас
– Для того чтобы этот канал имел успех и был популярен среди аудитории, тем более зарубежной, в него нужно постоянно вкладывать ресурсы, которых у украинского правительства нет и не будет в ближайшем будущем, – считает Роман Шутов. – И та техническая база, на которой создается Ukrainian Tomorrow, и те финансовые планы, которые есть на данный момент, не позволяют надеяться на возникновение привлекательного канала для западной аудитории. И кроме того, возникает вопрос о стратегии вещания. Для того чтобы этот канал был эффективен, у нас должна быть стратегия контрпропаганды, которой нет. Если этот канал будет совершать беспорядочные информационные телодвижения, то возникает вопрос: будет ли создание Ukrainian Tomorrow достойным ответом российской пропаганде за рубежом?
– Почему вы не верите в эффективность этого проекта?
– Украина не использует даже те информационные ресурсы, которые ей доступны сейчас. До сих пор не назначены послы в нескольких западных странах, в том числе и в Великобритании. Это недопустимо: страна находится в состоянии войны, а наши посольства за рубежом не выполняют коммуникационную функцию, недостаточно общаются с прессой и не предоставляют максимум информации о том, что происходит в стране. Правительство предпринимает минимум усилий для того, чтобы обеспечить условия для работы иностранных журналистов на Украине – например, чтобы иностранные журналисты получили доступ к доказательствам пребывания российских военных в Донбассе. У нас есть возможности более эффективно влиять на информационное пространство, чем при помощи такого весьма ресурсозатратного проекта, как телеканал для вещания за рубежом.
Ukrainian Tomorrow станет не первым англоязычным каналом, призванным бороться с российской пропагандой. Такую же цель преследует и начавший вещание в августе прошлого года новостной международный телеканал Ukraine Тodaу. Он входит в группу “1+1 Медиа” бывшего днепропетровского губернатора Игоря Коломойского и пока не пользуется большой популярностью у иностранных зрителей.
Сюжет телеканала Ukraine Today "Кибероружие Путина"
По мнению медиаэксперта Сергея Рачинского, Украина не готова адекватно ответить на развязанную Россией информационную войну:
– Украина, безусловно, пока не в состоянии адекватно ответить на тот массированный информационный поток, который идет со стороны России. В профессиональной среде идет дискуссия по двум проблемам. Во-первых, должна ли Украина отвечать пропагандой на пропаганду? Во-вторых, может быть, нужно забыть о пропаганде и делать просто качественную журналистку? Те, кто ведут дискуссию на эту тему, рассматривают аудиторию как стопку чистых листов бумаги, на которых можно писать все, что захочешь. Однако ситуация на Украине гораздо сложнее: люди уже давно взяли в свои руки инициативу, публика очень скептически относится к любой информации, которую она получает от журналистов. Люди предпочитают опираться на свой жизненный, практический опыт, а не на то, что услышали с экрана телевизора.
Когда государство хочет решить проблему, оно создает министерство. Министерство информполитики – классический бюрократический ответ на проблему
Я считаю, что попытки насадить старорежимный подход – вот мы должны начать вещать куда-то – вряд ли приведут к успеху. Когда государство хочет решить проблему, оно создает министерство. Министерство информполитики – классический бюрократический ответ на проблему. Очевидно, что будут найдены какие-то деньги, что эти деньги будут использованы, и, собственно, по тому, сколько денег будет потрачено, власти оценят эффект своих действий. С точки зрения медиавлияния уверен, что никто разбираться не будет. В этом смысле я очень скептически отношусь к телеканалам на иностранных языках. Читатели и зрители на Западе имеют огромный выбор информации о событиях на Украине – и информации высококачественной. Многие украинские СМИ цитируют западных журналистов, которые работают непосредственно в зоне конфликта на востоке страны. Поэтому я не вижу перспектив того, что новый украинский канал на английском языке вызовет интерес – по крайней мере, адекватный затратам на создание этого канала интерес.
По мнению Сергея Рачинского, министерству информполитики Украины следовало бы заняться менее затратными проектами, например, созданием русскоязычного радио или изданием газеты для жителей Донбасса:
Люди, попавшие во власть, понимают: в условиях, когда у них нет серьезной поддержки населения, простой способ обезопасить свое правление – взять под контроль СМИ
– Радио мне кажется более приемлемым и не таким дорогим вариантом, как создание телеканала. Уместным было бы в данном случае и издание газеты. Я спокойно отношусь к тому, что вооруженное противостояние в Донбассе сопровождается пропагандой. Пропаганда – неотъемлемая часть боевых действий, любая из сторон конфликта так или иначе ее использует. Государство использует на войне, как правило, один медиаформат – это формат пропаганды. Чем он дешевле и проще, мне кажется, тем лучше налогоплательщикам, которым сейчас из-за конфликта на востоке Украины и так приходится отдавать в госказну большие суммы.
В целом вообще ситуация с противостоянием российской пропаганде используется Украинским государством в первую очередь для того, чтобы взять под контроль все собственные СМИ. К сожалению, сейчас и политическая, и экономическая ситуация в стране довольно напряженные. Люди, пришедшие к власти, – я имею в виду украинское правительство – не пользуются значительной поддержкой населения. Политические процессы, начатые Майданом, фактически приостановились. И вот теперь люди, попавшие во власть, понимают: в условиях, когда у них нет серьезной поддержки населения, простой способ обезопасить свое правление – взять под контроль СМИ. Как известно, многие украинские СМИ контролируют влиятельные бизнесмены, олигархи. Правительство, не имея таких денег и ресурсов, оказывается в проигрышной позиции. Пытаясь обезопасить себя от критики общества и от давления со стороны олигархов, оно пытается "прищемить" свободную прессу, – считает Сергей Рачинский.