Президент Чехии Милош Земан поедет 9 мая на военный парад, в Москву. У меня, как у русского, живущего в Чехии, к этому крайне неоднозначное отношение.
Формально все вроде правильно – чешский президент отправляется в Москву, чтобы отдать дань памяти погибшим в той войне. Память о погибших – дело святое. Я по своему детству помню, как отмечали этот радостный и печальный праздник в моей семье. Мой дед, его друзья собирались за большим столом, пели песни, выпивали, конечно. Вспоминали, и иногда я видел слезы на их лицах. Но я не видел злобы, ненависти, желания опять воевать, кого-то карать, в кого-то стрелять. Все надеялись, что это-то уж последняя война.
Если бы Земан просто хотел почтить память погибших солдат, он мог это сделать у любого мемориала, в том числе павшим советским воинам
Сейчас все очень сильно изменилось. В первую очередь – в самой России. Праздник поминовения павших превратился в агитационный митинг, в демонстрацию силы, в подсчет союзников. Выскажу свое, наверное, крамольное мнение. Какое отношение эти люди, которые залезут на трибуну Мавзолея и будут глядеть на проезжающую по Красной площади военную технику, имеют к той победе? Только то, что родились они на этой территории, в Советском Союзе, и волею судьбы оказались теперь на вершине власти. Их вклад в праздник – обещания позаботиться о ветеранах, дать им жилье, через 70 лет после окончания войны. А теперь – еще заставить весь мир гадать, начнут ли они следующую войну.
Думаю, у Земана были свои причины поехать в Москву. Политические или личные, я не знаю. Мне кажется, люди выбирают президента не только для того, чтобы он хранил память о прошлом, но и для заботы о настоящем и будущем своей страны. Демонстративное присутствие на военном параде, в компании Путина – это именно демонстрация. Если бы Земан просто хотел почтить память погибших солдат, он мог это сделать у любого мемориала, в том числе павшим советским воинам. В той же Чехии их много.
Пару лет назад, до аннексии Крыма и дальнейших событий, подобный визит выглядел бы вполне естественным. А сейчас он оставляет очень неприятный осадок.
Игорь Будыкин – российский журналист, живет в чешском городе Теплице