Когда звучит термин "геноцид", возникает ассоциация с нацизмом и уничтожением еврейского народа, история холокоста, концентрационных лагерей. Это, наверное, естественно: термин введен в обиход в 1943 году польским юристом еврейского происхождения Рафаэлем Лемкиным. Согласно "Википедии", геноцид – это действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу людей.
История XX века приводит несколько примеров геноцида. В 1904-1907 годах колониальными войсками кайзеровской Германии было уничтожено около 65 тысяч (до 80%) человек из племени гереро (банту) и 10 тысяч (50 %) человек племени нама (готтентоты) в Германской Юго-Западной Африке на территории современной Намибии в ходе жестокого подавления народного восстания. В 1915 году произошла армянская резня, организованная и осуществленная на территориях, контролировавшихся властями Османской империи. Самый ужасный пример геноцида – холокост, преследование и массовое уничтожение нацистами евреев в Германии, на территории ее союзников и на оккупированных территориях во время Второй мировой войны. Еще один пример – геноцид в Руанде 1994 года, действия временного правительства (состоящего из представителей этнического большинства страны, народности хуту) против представителей этнического меньшинства, народности тутси. В 1995 году произошла резня в Сребренице – массовое убийство боснийских мусульман боснийскими сербами.
В израильском музее Яд ва-Шем, посвященном памяти жертв Холокоста, я обратил внимание на то, что если перемешать фотографии жертв и карателей – сложно будет определить, кто из них кто. Присмотрелся еще внимательнее: если исключить внешние факторы – такие как одежда, форма, фон и контекст фотографии, – то зачастую непросто отличить еврея от немца. Даже в еврейском государстве – Израиле сложно найти отличительные черты, по которым можно однозначно определить национальность человека. Даже форма носа, цвет глаз, цвет волос и кудрявость, вроде бы однозначно указывающие на национальность, на самом деле обманчивы. Один и тот же человек, одетый типично для арабского населения и сфотографированный в арабской среде, будет казаться на 100% арабом, а в кипе и на фоне каких-то еврейских мест – стопроцентным евреем.
Фильм "Отель Руанда" 2004 года режиссера Терри Джорджа начинается с такой сцены: журналист спрашивает в баре девушек об их национальности. После чего делается вывод, что белому человеку эти различия не видны, хотя местные и называют какие-то очевидные признаки между тутси и хуту. Проанализировав другие примеры геноцида, можно утвердиться во мнении, что при "полярности" сторон, жертв и палачей, фактические границы между ними часто размыты и не видны. В некоторых случаях разлом проходит не по генетическому фактору, а на почве религиозных убеждений. Например, тлеющий конфликт между суннитами и шиитами: это разные течения в исламе, между которыми нет фундаментальных национальных или конфессиональных противоречий.
Только ли человеку свойственно убийство себе подобных без цели пропитания?
Несмотря на то что термин "геноцид" появился только в XX веке, история знает множество случаев захвата территорий и притеснения народов. В еврейской традиции сохранились упоминания о случаях, которые сегодня однозначно определяются как геноцид. Например, в Торе есть рассказ про завоевание евреями земли ханаанской (приблизительно 1200 лет до нашей эры). Целая глава посвящена убийствам и захвату земель: "Но если вы не прогоните жителей земли, те, кто там останется, станут колючками вам в глаза и иголками вам в бока, и будут притеснять вас на земле, на которой вы поселитесь" (Числ. 33:50-56). Получается, что геноцид – древнее явление и сопровождает человечество с момента его формирования.
Только ли человеку свойственно убийство себе подобных без цели пропитания? Есть термин "инфантицид", обозначающий детоубийство, этот феномен наблюдается у многих видов животных, включая львов, грызунов и приматов. К примеру, самцы индийских обезьян-лангуров, недавно захватившие лидерство в группе, пытаются убить всех еще не отнятых от груди младенцев, чтобы самки могли вынашивать только их потомство. Получается, что мотив убийства у животных – защита своего генотипа от ассимиляции, закрепление своей генной мутации от размывания среди большого количества себе подобных.
Природные законы в данном случае амбивалентны: с одной стороны, природа поддерживает максимально возможное разнообразие видов, с другой – идет постоянная борьба за доминацию одного подвида над другими. В "человеческом мире" это уже могут быть не только генетические мутации, но и идеологические течения, как в случае с суннитами и шиитами.
Получается, что природа геноцида глубинна и сопровождает человечество на всем пути его развития. Суть этого явления – в создании исключительных условий для развития одной группы, течения, идеологии путем ущемления прав других групп: от физического их уничтожения до выдавливания в гетто, с жесткими ограничениями на трудовую деятельность, с запретами на смешанные браки. Чем термин "геноцид" отличается от термина "дискриминация"? Можно ли провести параллель между геноцидом и дискриминацией как более мягкой формой того же явления? Значит ли это, что с ростом цивилизованности общества будут все реже наблюдаться случаи дикой резни, но при этом будет нарастать новый вызов обществу – утонченная и изощренная дискриминация отдельных групп?
Алексей Готсданкер – бизнес-психолог, эксперт по управлению изменениями, живет в Израиле