Ссылки для упрощенного доступа

Красные маки - в память о погибших на полях войны
Красные маки - в память о погибших на полях войны

"Праздник национализма и империи". Кощунственная зарплата Капелло. Васильева будет свободной! Последний бой за георгиевскую ленту

Лайвблог о дискуссиях в Сети

16:39 8.5.2015

Реальный срок в пять лет: между злорадством и жалостью. "Потенциал в жанре шансон". Васильева будет свободной!

Petr Favorov
Вопреки всем предсказаниям, Кэмерон и Васильева получили по пять лет

У Дэвида Кэмерона сегодня свой день победы - на выборах в Палату Общин. А вот Евгения Васильева встретит 70-летие Победы в СИЗО. Того, что приговор ей будет именно таким - 5 лет реального срока - ожидал мало кто.

Художницу, поэта и подругу министра взяли под стражу прямо в зале суда.

В комментариях преобладает даже не злорадство, а некоторая растерянность. Вроде бы, и пошутить хочется. С другой стороны, по-человечески Васильеву жаль - ведь все были уверены, что срок будет условным.

Petr Favorov

умеют же выставить идиотами всех разом

Аргументы против жесткого приговора Васильевой, например, такие:

Глеб Морев
Посадка Васильевой - плохой знак. Просто когда мы в следующий раз будем надеяться на условное, дадут реальное. Скоро проверим.

Демьян Кудрявцев
Вне зависимости от того что я думаю о судебной системе в целом и о судебной практике, вне зависимости от того, что я думаю о действиях Васильевой и качестве процесса над ней, я уверен, что после судебной реформы суд не должен иметь право назначать наказание тяжелее запрошенного обвинением.

Рудольфыч - это Владимир Соловьев; он реальным сроком удовлетворен.

Были и те, кого реальный срок не удивил.

Andrey Pesotsky
Дата приговора не случайно пришлась на 8 мая. Было бы странно, если бы власть подкинула народу такую издевку, как освобождение от тюрьмы этой вороватой мадам накануне Дня Победы, так что судебное решение было отчасти предсказуемо.

С другой стороны, полностью выведен из под удара Сердюков, зато его жена, которой он обязан своей карьерой, дочь бывшего премьера Виктора Зубкова, хорошо отыгралась на конкурентке. <...>

Вот такая вот у нас в стране социальная справедливость. Но все равно приятно.

Есть радующиеся наказанию Васильевой и в либеральном лагере.

Владимир Милов
Вы простите уж меня, я старался не высказываться на эту тему, но мало кто с моей точки зрения был так персонально отвратителен в последние месяцы и годы, как мерзкая и наглая хабалка Евгения Васильева, которая из Оборонсервиса. Просто физическое воплощение некоторых худших черт, которые имеются у наших людей вообще и людей женского пола в частности.

Ну а большинство - во главе с Владимиром Маркиным - шутит и желает узнице новых творческих успехов.

Тем более что сидеть ей на самом деле, кажется, недолго:

В том, что сидеть Васильевой недолго, уверен и Сергей Пархоменко:

На самом деле "внезапный", "жестокий", "нелогичный" приговор Евгении Васильевой - пять "реальных" лет решения свободы вместо 8 условных, запрошенных прокуратурой, - объясняется очень просто: это самый мягкий приговор из всех, которые в принципе возможны, в условиях, когда "отпустить нельзя, но и сажать нельзя".

Пребывание под домашним арестом зачтено ей в срок наказания, - и уже через месяц она может быть освобождена по УДО. Для этого приговор должен вступить в законную силу, - ну так он вступит просто пулей, не сомневайтесь.

То есть через месяц Евгения Васильева будет совершенно свободна: никаких подписок, никаких поражений в правах, никаких ограничений. Срок отбыт - впереди счастье, никому ничего не должна.

Ну, а как Васильева проведет этот месяц, - можно только догадываться. Вряд ли ФСИН станет подбирать для нее самую грязную камеру, без вентиляции и с туберкулезными соседями возле переполненной параши...

Во всяком случае, начало неплохое: осужденная "взята под стражу в зале суда", но ни в какое СИЗО ее не повезли. А повезли домой - "снимать электронный браслет". Ну и заодно собирать вещи для недолгой отлучки. Интересно, часто ли так поступают с осужденными?

Впрочем, все это не отменяет главной особенности этого судебного процесса: все следствие велось таким образом, чтобы не дай бог не раскрыть обстоятельства совершения преступлений, а наоборот, спрятать их как можно глубже и надежнее. Никакая вина Васильевой, в результате, не доказана, реальная ее роль в системе хищений в Минобороны осталась абсолютно не выясненной. И на самом деле, по закону, она должна была бы быть вообще оправдана. Как это ни отвратительно.

Но к закону это следствие и этот процесс никакого отношения не имеют. Тут важны были совершенно иные мотивы: "наказать отсутпника, но так, чтобы не...", "а в то же время армия должна понять, что...", и "впечатление у граждан должно создаться такое, чтобы..." И прочие важные политические соображения...

Без Дня Победы не обошлось и это обсуждение. Кирилл Мартынов пишет, что реальный срок Васильевой - праздничный подарок народу-победителю:

Евгении Васильевой дали пять лет колонии. Это всенародная радость, которая затмит даже ветеранов, парад и ленточку. Серьезно, думаю под 9 мая специальный подарок злым и бедным людям от наших спонсоров, следственного комитета.

В вечерних новостях на экранах всей страны начальница Васильева, ненавистная толстая блондинка, сидящая под домашним арестом на диете и выходящая на шоппинг в Столешников, вокруг которой слуги, роскошь, миллиарды, - эта вот начальница снимает серьги и кольца, отдает их адвокату, и протягивает руки конвою. В кандалы меня! В Сибирь!

Волны счастья расходятся по стране. В Сибирь Васильеву! В кандалах, пешком! Ведь нас тут пытают, простых парней и девонок, мы сидим, жрем дерьмо ни за что. Справедливость требует - загнобить суку.

Да, так мы ее, справедливость, и понимаем. Задача никогда не в том, чтобы освободить невинных, чтобы стать добрее. Наоборот, нужно больше посадок, и больше кайфа - некоторым из них достается также, как и нам.

Васильева медийная фигура, грустный глупый клоун. Никто не вспоминает, что по делу Оборонсервиса сидят другие люди, а один из них даже сошел с ума в изоляторе. Главное, чтобы Васильева ехала в Сибирь.

Пусть мы все сгнием, но зато вместе с Васильевой. Впрочем, Васильеву-то скоро отпустят, как только весь народ как следует порадуется и опохмелится.

15:50 8.5.2015

Живые слова о войне. Настоящая победа впереди. Водка воевала. Кремлевский "контактный тверкинг". Последний бой за георгиевскую ленту?

Как противостоять государственному "рейдерству" и "мародерству" применительно к Дню Победы? И стоит ли ему вообще противостоять?

Чаще всего в ответ предлагается хранить реальную, индивидуальную память о войне и те практики памяти коллективной, которые не были опошлены в советские или в последние годы. Кому-то помогает советская же, но более человечная в сравнению с нынешними временами массовая культура. На "Медузе", например, предлагают послушать кавер группы "Наадя" на песню "Журавли". На "Дожде" совместно со "Слоном" такая акция -

Накануне Дня Победы лучшие современные российские военные журналисты вспоминают тексты своих предшественников – советских фронтовых корреспондентов Великой Отечественной.

Тимур Олевский, Илья Барабанов, Анна Немцова, Илья Васюнин, Елена Костюченко, Орхан Джемаль, Юрий Мацарский, Павел Каныгин читают Илью Эренбурга, Аркадия Гайдара, Михаила Шолохова, Алексея Толстого, Константина Симонова, Василия Гроссмана, Всеволода Иванова, Бориса Лавренёва.

Первые три прочитанных текста - о ненависти.

На том же "Слоне" Иван Давыдов публикует 11 стихотворений о войне с таким предуведомлением.

Хорошие стихи крепче меди — это мы знаем со времен Горация. Но и танковой брони они тоже крепче. И сегодня, когда человеческую память о самой страшной беде XX века пытаются подменить казенным квазирелигиозным культом, все живое из памяти вытравливая, хорошие стихи о войне даже нужнее, чем прежде.

Потому что это живые слова, слова живых людей, видевших и проживших то, что нам повезло не увидеть. Живые слова противостоят выхолащиванию памяти, живые слова показывают: те, кто погибал тогда, кто совершал вещи непредставимые, чтобы войну закончить, — были веселыми и простыми. Живыми, как эти слова.

Вот одно из стихотворений - Бориса Слуцкого:

Убили самых смелых, самых лучших,

А тихие и слабые – спаслись.

По проволоке, ржавой и колючей,

Сползает плющ, карабкается ввысь.

Кукушка от зари и до зари

Кукует годы командиру взвода

И в первый раз за все четыре года

Не лжет ему, а правду говорит.

Победу я отпраздновал вчера.

И вот сегодня, в шесть часов утра

После победы и всего почета –

Пылает солнце, не жалея сил.

Над сорока мильонами могил

Восходит солнце, не знающее счета.

У Евгения Левковича такие мысли о том, как отмечать День победы:

9 мая для меня - день скорби. Я не понимаю, что тут можно праздновать. Самая страшная война в истории человечества. <...>
P. S. Склонить голову, вспомнить о кошмаре, подарить оставшимся в живых по сто тысяч, плюнуть в лицо каждому <козлу>-генералу - это был бы день победы. Громыхание дорогими железками и напяливание на жопу тряпки, под цветами которой прямо сейчас идет захватническая, а не освободительная война - это день капитуляции. Нет сомнений, вы еще поймете это, когда-нибудь, еще лет через семьдесят лет. Но будет уже поздно. Впрочем, уже поздно. Так что это я так, в пустоту.

Sergei Prostakov рассказывает о тихом - и успешном - "бунте" учителей в провинции против нынешних порядков празднования:
Все вы помните мой нашумевший пост о решении администрации Курского района Курской области устроить ночную вахту памяти силами сельских учителей (https://www.facebook.com/sprostakov/posts/10206522203359376). Теперь я вам расскажу, чем же закончился этот скандал.

Во-первых, на историю обратили внимание журналисты маленьких курских независимых СМИ, которые попытались выяснить причины столь идиотского решения. В частности это была местная газета "Житьё-бытьё". Спасибо журналистам.

Во-вторых, никто не отменял старую добрую мудрость про "строгость российских законов компенсируется их невыполнением". Учителя, по крайней мере в моей родной Рышковской школе, приняли принципиальное решение не участвовать в ночной вахте памяти. Просто никто не пришел.

Когда журналисты стали выяснять, кто же был инициатор этого решения, то они растворились в курском майском воздухе, наполненном знаменитым соловьиным пением и жуками.

Но можно ли вообще "вернуть" День победы - в его неофициозном, "народном" варианте тех времен, когда еще было живо поколение фронтовиков? Александр Тимофеевский сомневается:

Я любил День победы, очень любил, но это старинные люди, мой батюшка, про какое-то совсем забытое вчера, безвозвратно ушедшее в свою даль. Это праздник освобождения - совсем не только мира от нацизма, а человека от номенклатуры, опрокидывание сложившейся иерархии, случающееся раз в году и только на один день, когда вдруг выясняется, что вон тот сторож, вахтер, всеми пинаемый, стертый в пыль Николай Иванович, оказывается, самый главный, он - герой, он весь в орденах, и его целуют, тискают, качают однополчане, а среди них сам Петр Петрович из горкома, с уважаемой шеей и подбородками. 9 мая это ежегодный миг победы внятных фронтовых ценностей над мутными советскими. Кончится день, кончится и победа, и карета снова станет тыквой, и Николай Иванович в одном башмаке вернется в свою сторожку, и получит привычный поджопник от другого Петра Петровича, со столь же уважаемыми подбородками. Но пока длится карнавал, праздник непослушания, всюду цветы и улыбки, все в слезах, чистое счастье.
Это ушло, когда ушли однополчане, солдаты Великой отечественной не были бессмертными, и на их место явилась георгиевская ленточка.

Андрей Мовчан - его колонку на "Слоне" мы уже цитировали - утверждает, что хоронить ленточку рано:

когда-нибудь мы отпразднуем окончательную победу. Это будет после того, как останки Сталина вынесут с Красной площади, сожгут и пепел развеют над Бутовским полигоном. <...> После того, как в стране появятся независимый суд и эффективные институты власти. Тогда в Россию станут возвращаться бизнесмены и ученые, пойдут инвестиции, отменят визы развитые страны, а на нас станут смотреть как на умных, сильных друзей, которым можно доверять, а не как на озлобленных идиотов.

Я не удивлюсь, если в сознании людей со временем сольются два праздника – победы над войной и нацизмом и – победы над внутренним тоталитаризмом, средневековостью сознания и феодальностью государства. Символом этой победы может по праву остаться георгиевская лента – черный, как память о жертвах, которых в будущем нельзя допустить; оранжевый – как символ обретенной свободы, которую больше нельзя терять.

Илья Клишин:

Однажды на оккупированной немцами территории, где-то, представьте себе, в Подмосковье, избили ногами на улице какие-то прихвостни полицаев человека, но он выжил, слава Богу, только селезенку удалили. Или в Киеве вроде бы в 1942 году на военном параде долго били женщину, и никто не вступился. Звери. Или вот еще, невозможно представить сегодня, в 1940 году в Праге, например, нацисты посадили директора театра за «антинемецкую» постановку. Потом Майданек, и понятно. Школьный танцевальный кружок расстреляли как-то под Гомелем. Вообще ужасные они люди были, изверги, читали свои пропагандистские газеты, ненавидели весь мир, и любили своего фюрера, а всех, кто был против, убивали. Именно поэтому мы носим сегодня георгиевские ленточки. Чтобы это никогда не повторилось

Само по себе желание иметь некий общенациональный символ, да еще и основанный на победе над нацизмом, понятно и объяснимо. Проблема, кажется, в конкретном символе - и в том, что "общенациональность" можно понимать по-разному. Вот Егор Холмогоров проникновенно защищает ленточку в "Известиях", намекая на то, что противники ее не могут считаться частью русской нации:

Связав нас с прошлым, она открыла дорогу эпическим событиям в настоящем, став символом актуальной борьбы нашей нации за свое достоинство, свои права и свое единство. С нею шли на сопротивление майданному перевороту в Крыму, а затем на референдум о присоединении к России. С нею сражались, погибали и побеждали ополченцы. <...>

Почему с такой яростью отрекаются от георгиевской ленточки наши враги и даже бывшие друзья? Да потому, что это символ сильных русских, что сегодня стало понятно, что это не сухой символ безопасного прошлого, а порохом пропахший знак настоящего. Русский с георгиевской ленточкой — это русский, который готов бороться и заставит с собой считаться.

Аргументам же о "профанации" ленточки Холмогоров возражает так:

Но, право же, меня не раздражает георгиевская лента на бутылке водки. Водка, знаменитые наркомовские сто грамм, сражалась на фронте и была стратегическим фактором в зимних кампаниях.

В общем, генерал Мороз и фельдмаршал Водка. Кажется, тут затевают русофобию...

Сообщения о новых "похождениях" ленточки поступают едва ли не ежечасно. Сообщает "Коммерсант":

Московский зоосалон предложил бесплатно татуировать собак в честь Дня Победы. На тела животных предлагается наносить георгиевскую ленту. Журналисты поинтересовалось у консультанта зоосалона, можно ли вытатуировать на собаке российский триколор. Оказалось, что акция распространяется только на георгиевскую ленточку — другие цвета нанести нельзя.

Комментарий Андрея Бильжо:

Сегодня это символ идиотизма, потому что не имеет это отношения к истинному ощущению памяти о погибших на войне и совершивших подвиг. Потому что если георгиевская ленточка привязывается к хвосту собаки, к кусту на дороге, висит где-то над помойкой в прямом смысле этого слова — то какая это память, о чем мы говорим? Разве это память о тех миллионах погибших?
Холмогоров на это отвечает, что собаки тоже сражались на фронте. А вот новости из Кремля:

Dan Bialik

только избранные и привилегированные жопы имеют право и возможность попирать сакральные символы
(а может не только право и возможность, но даже и обязанность)

Ayder Muzhdabaev
С каждым днем у людей с головой все хуже. И один день остался до так усиленно оскверняемого им праздника. Что еще успеют придумать? Куда еще они её засунут? На что повяжут?

Максим Мотин напоминает о "кодексе акции Георгиевская лента" - который, понятно, никто уже не соблюдает. Первый пункт кодекса, например, таков:

Акция «Георгиевская ленточка» — не коммерческая и не политическая.

Андрей Макаревич
Те, кому еще не отшибло память, обязаны помнить, что оранжево-черна полосатая лента - составляющая самой почетной военной награды - за мужество в боях за Отечество. Поэтому носить ее имеет право тот, кто эту награду заслужил, а всем прочим даже прикасаться к ней - огромная ответственность. И то что сегодня ее нацепили все кому не лень и намотали куда ни попадя - только в сортире на лампочке не висит - есть бесстыдное и пошлое надругательство над честью тех, кто был награжден. И памятью тех, кто ушел. С наступающим вас.

Макаревичу, впрочем, напоминают вот что:

​На что, конечно, можно возразить, что раньше ленточка символизировала одно, а с прошлого года - нечто иное ("русскую весну" и вот это вот все). Но тогда, наверное, не стоит говорить об "осквернении" символа - а скорее о его перерождении. В конце концов, осквернение - тоже слово обоюдоострое:

Maxim Artemyev
Из новостей в СМИ: "В Липецке вандалы осквернили бюст Сталина". Вопрос - можно ли "осквернить" бюст Сталина? И "вандалы" ли они? И не оскверняет ли бюст Сталина Липецк?

Впрочем, по крайней мере часть носящих ленту, кажется, и вправду считает ее сакральной. Виктория Жданова на "Эхе":

- Девушка, я все видел, зря вы так.

Прозвучало нетривиально и интригующе. И строго.
Передо мной стоял мужчина средних лет.

Я решила уточнить:
- Простите?

- Я видел, как вы смотрели на георгиевскую ленту. Так нельзя.

Разговор происходил на платформе станции "Арбатская", поздно вечером, как раз в тот момент, когда работники метрополитена клеили горизонтальную и длинную георгиевскую ленту по периметру станции.

Я решила не сдаваться:
- Извините, думаю, вам показалось.

Мужчина тоже был настойчив:
- Нет, я видел. Как вам не стыдно. Это же ради вас… Если бы не они, вы бы… А вы… Эх, вы…

Интересная подборка разговоров с "простыми людьми" о том, почему они носят георгиевскую ленту - в материале Андрея Ковалева на "Кольте". С одной стороны, ответы навевают грусть, слишком уж очевидно влияние пропаганды. С другой - не все так уж плохо - во всяком случае, большинство говорит, что носит ленту в знак памяти или уважения к ветеранам, а не для того, чтобы "показать русскую силу" или лояльность Путину.

Егор, 18 лет, музыкант

1) Почему георгиевская ленточка — георгиевская?

Потому что Георгий изображается как символ и считается Россией, если я не ошибаюсь? Россия как какая-нибудь сила.

2) Какое участие во Второй мировой войне принимала Америка?

Она принимала. Они, короче, поставляли оружие. Оружие и ресурсы какие-то предоставляли. <...>

3) Что и кому вы хотите сказать, когда надеваете георгиевскую ленточку?

Я, если вижу какого-нибудь старого мужчину, старше 70, подхожу и говорю: «Спасибо!» Не обязательно ведь у меня всегда должна быть георгиевская лента. Георгиевская лента — это, не знаю, символ культуры.

4) Знакомы ли вы лично с людьми, которые негативно высказываются о георгиевской ленте? Слышали ли вы или читали о таких людях?

Это каких-то нацистов вы имеете в виду? Нет, я лично с ними не знаком и если даже вижу каких-то таких людей, всегда стараюсь обходить их стороной. Это нацисты всякие.

Еще более оптимистичен взгляд Сергея Шмидта:

Обожаю смотреть на настоящее, понимая, что вижу то, что будет потом поминаться как некий "последний раз в истории".
Наслаждайтесь этим, глядя на нынешнюю битву пафоса с истерикой вокруг "ленточек". Мы видим это все в таком накале - в последний раз. Почем в последний?
Во-первых, сейчас явный перегрев, после которого будет долгая усталость. Во-вторых, следующий круглый юбилей - через 10 лет. Путина уже не будет или он не будет нынешним Путиным. От Крыма и Донбасса будет отделять уже 11 лет (это очень много). В-третьих, абсолютное большинство "советских людей", которые это все затеяли и всем этим упиваются, перешагнут возраст предпенсионной потребности в "социально-демонстративном безумии", многие войдут в настоящую старость, то есть, станут, если не добрее, то ленивее. А у людей "несоветских" будет все по-другому. У них будут свои "моральные войны" - но ленточек, Победы и Путина в этих войнах уже не будет.

Так что по сути мы наблюдаем последний настоящий моральный бой из-за "ленточек" в отечественной истории. Аминь.

Что ж, последний бой - он трудный самый.

13:58 8.5.2015

"Праздник национализма и империи". Фотогеничные солдаты Вермахта. Рейдеры, оккупанты и мародеры. Кощунственная зарплата Капелло. Доклад китайскому товарищу

На Западе сегодня отмечают день завершения Второй мировой войны в Европе.

Торжества проходят, например, во Франции и Польше. В Гданьск приехал президент Украины.

На Украине сегодня впервые отмечается День памяти и примирения. Петр Порошенко пишет, что тем самым Украина присоединяется к европейской традиции памяти о войне:

В России вспоминают, что еще не так давно Россия в праздновании победы была ближе к Европе:

Mikhail Zygar
Обнаружил видео Парада Победы 10 лет назад. Посмотрите и почувствуйте разницу. Никакой военной техники. Главные участники парада - ветераны. Они же - главные гости. Владимир и Людмила (!!!) Путины пешком выходят на Красную площадь. Садятся рядом с Джорджем Бушем (!!!) и его женой Лорой. Там же все лидеры Восьмерки (кроме Блэра). И президент Украины Виктор Ющенко тоже сидит в первом ряду. Принимает парад министр обороны Сергей Иванов (тогда еще преемник). "Мы отдаем дань мужества всем европейцам, боровшимся с фашистами,- говорит Путин,- мы обязаны не допустить ни холодных, ни горячих войн". <...>
Как давно это все было.

Теперь о союзниках в России вспоминают разве что в таком контексте:

Хотя солдаты Вермахта появляются на наглядной агитации к празднику, пожалуй, еще чаще, чем американцы:

Объяснения происходящему могут быть, например, такие:

А может быть, речь идет об "оговорочках по Фрейду". Максим Кантор напоминает о том смысле Дня Победы, который кажется совершенно утраченным в нынешней России:

в 1945 году Советский Союз совместно с Великобританией и Америкой разгромил гитлеровскую Германию.
это был важнейший момент мировой истории. <...>

Из года в год люди вспоминают, что однажды в мире возникло страшное зло - Империя с доктриной национализма, возникла империя, провозгласившая единство нации и лидера, поставившая интерес государства выше человека. Однажды возникла империя, заявившая что право народа важнее прав отдельных людей. И это зло однажды стало очень сильным - ради торжества германского мира убивали и захватывали чужие земли.
Люди празднуют потому, что интернационализм и демократия, равенство и гуманизм - оказались сильнее.
и даже - на короткий срок - планете померещилось, что эти общие гуманистический принципы стали правилом
.

С тех пор многое в мире изменилось.

Советский Союз перестал существовать. Братства многонациональной семьи на бывшей территории СССР уже не существует. Напротив, последовательно идут жестокие войны между нациями и былыми братскими республиками. Это войны националистические.
От идеи социализма отказались. От идеи равенства тоже отказались. Утвердили социальное неравенство, сопоставимое с неблагополучными социумами Африки.
Концепцию республики заменили идеей Российской Империи. <...>

Идет братоубийственная война с Украиной; славянский мир истребляет сам себя во имя торжества Империи; а желанная Империя выстроена по принципам социального неравенства и феодализма. <...>
И граждане новой Империи неравенства - празднуют победу над былой империей неравенства.
Празднуют на том лишь основании, что одна нация победила другую.
Таким образом из великого праздника интернационализма и демократии - сделали праздник национализма и империи.

Текстов о "рейдерском захвате" Дня Победы нынешним правящим режимом (и даже лично Путиным) за последние два дня появилось едва ли не с десяток (что, конечно, вполне объяснимо). Сам термин "рейдерский захват" употребляет Людмила Петрановская на сайте "Спектр":

приходится констатировать, что с Днем Победы случилось неладное. Власть сделала из него бренд, она стремится всеми способами неразрывно связать себя в глазах населения с великой Победой, поскольку своих-то негусто, если не считать отжатого Крыма. Натягивает его на себя, как фальшивые гимнастерки с фальшивыми орденами, стремится слиться с ним, поблестеть его отраженным светом, конвертируя подвиги и жертвы предков в мелкий пропагандистский профит. И само по себе это было бы ладно, в конце концов на любом великом событии много кто паразитирует, с Победой это уже в свое время проделывал дорогой Леонид Ильич. Но, увы, при этом происходит и обратный процесс - сам праздник со слезами на глазах «заляпывается» их сальными пальцами. <...>

Мало того, что российская власть фактически отжала победу у всех остальных сражавшихся с фашизмом стран - теперь уже Украина и Грузия «сами фашисты», а всем прочим полагается лишь приехать постоять рядом с Путиным на трибуне. Победа и память о войне отжимается у части россиян - у тех, кто не готов ради подвига предков принять и поддержать сегодняшнюю подлость. <...>

И вывод:

По сути, произошел рейдерский захват Дня Победы. Как и многое другое, входящее в национальное достояние, он был присвоен определенной группой людей и используется ею в своих интересах для извлечения прямой и непрямой выгоды.

О том же и почти теми же словами пишет в "Псковской губернии" Лев Шлосберг.

Ни одну войну после 1945 года СССР не вёл именем Великой Отечественной войны.

Прикрылось Великой Отечественной войной Российское государство, когда выяснилось, что собственной славы и чести у него недостаточно. И решило воспользоваться славой и честью предшествующего поколения.

На место участников Великой Отечественной войны, на место всех воевавших и страдавших народов СССР Российское государство поставило себя. И не абстрактно себя, а вполне конкретных первых лиц нынешнего государства. Для единственной цели – оправдать их современную недостойную политику, в том числе политику вражды, политику войны.

Российское государство решило украсть смысл Дня Победы и подменить его другим смыслом – лживым и бесчестным. Российское государство решило стать участником Великой Отечественной войны – десятилетия спустя, когда в руководстве страны не осталось ни одного фронтовика.

На поля современных горячих и холодных войн Российское государство решило положить Великую Победу. Её символы, знаки, славу.

Шлосберг употребляет по отношению к нынешним российским властям термин "оккупация памяти". Андрей Мовчан в широко разошедшейся колонке на "Слоне" пишет о "мародерах" и "приватизации" победы:

У «приватизации», устроенной мародерами, всегда есть общие черты. Это неправомерная ассоциация себя с победителями для присвоения себе их заслуг и объявления претензий на мифические «права победителя». Это выхолащивание сути победы или замена ее на свою противоположность. Не мудрено, что в новой идеологеме виновник войны, поражений, убийца победителей, тиран Сталин становится автором Победы.

Мародеры всегда боятся, что вот-вот вернутся настоящие победители. Их крепость всегда осаждена, у них нет друзей. Одно из важнейших достижений войны – союзничество с Западом, показавшее, что разность не мешает быть партнерами, особенно в борьбе со злом, – полностью игнорируется сегодня.

Мародеры меркантильны: память о реальной победе, завоеванной в прошлом, служит для начальников прикрытием экономического провала, а для рядовых – возможностью показать преданность и распилить очередной бюджет.

Мародеры ни воевать, ни строить, ни совершать подвиги, ни жертвовать собой не умеют и не собираются. Мародеры не умеют даже подобрать фотографии и не спутать наш танк с израильским, наш самолет – с немецким. И хотя главный урок войны (любой ценой надо сохранить мир) мародеры превращают в агрессивно-бравурное «можем повторить», удел мародеров – бесконечный карго-культ, имитация, для победы нужны настоящие победители, а победителей они боятся больше, чем врагов.

Алексей Шляпужников - на "Снобе":

Для Великобритании, Франции, Бельгии и других стран в Западной Европе война закончилась довольно давно. Европейцы похоронили своих героев, обеспечили своих ветеранов и начали деловито строить мирную жизнь. Чуть позже к этому процессу подключились и сами побежденные немцы, а вслед за ними – и вся восточная Европа, радостно выпорхнув из социалистического лагеря.

Им оказалось гораздо комфортнее жить не категориями прошлых страданий и свершений, а перспективами будущих побед, успехов и достижений.

Им, как нациям, как государствам и как людям война оказалась без надобности – она стала страницей истории. Грустной, трагичной, героической – да, но страницей прошлого.

Но мы не такие. Мы не можем жить без войны. Мы неспособны ее закончить и поэтому, не желая прощаться с войной, окончившейся семьдесят лет назад, год от года всё шире празднуем победу в той самой войне.

Почему? Что держит нас там? Что мешает нам двинуться дальше вместе с нашими тогдашними союзниками?

Просто мы еще очень маленькие – нам очень нужна война. Даже не сама война – нам очень нужен враг.

Андрей Синицын в "Ведомостях" исходит из той же посылки - Победой в той войне мы пытаемся оправдать войну сегодняшнюю. Россия превратила День Победы в Великой Отечественной из памятной даты в фактор современной политики - но пишет о том, что на внешнеполитическом "фронте" это особо не получается:

Сегодня отказ <западных лидеров > приехать воспринимается остро. Почему? Всего за год, начиная с присоединения Крыма, Россия превратила День Победы из памятной даты в фактор современной политики. Не совсем правильно искать логику в пропаганде, но действия России на Украине в публичном поле оправдывались борьбой против «возрождения фашизма». <...>

Здесь есть еще такая логика: в последние годы популярным стало оправдывать победой саму Вторую мировую – прежде всего неумные, а часто преступные действия советского руководства во главе со Сталиным. Сейчас происходит перенос, и той победой мы оправдываем свою сегодняшнюю агрессивную политику.

Теперь нам нужно, чтобы лидеры других стран приняли это хотя бы символически, поучаствовав в параде. А они не хотят. Странные люди.

Вот и Егор Холмогоров пригорюнился:

ЕС-овцы конечно красиво бьют в спину нацлидеру в последний момент. Противно, но "оцените красоту игры".

В последний момент не приезжает Ципрас.
Приехавший Николич по сути плюет в спину с "Турецким потоком".
Турки внезапно начинают истерически быковать насчет армянского геноцида.
И все 8 мая, когда уже не поправишь.

Думаю, будут еще сюрпризы.

Вот эту новость, пожалуй, нельзя назвать сюрпризом:

Суть тут в том, что президент Российского футбольного союза Толстых сказал, что тренеру российской сборной Фабио Капелло не стоит требовать возврата долгов по зарплате, потому что в России готовятся праздновать Победу. На сайте Спортс.ру - прямая речь Толстых:

Страна накануне великого Дня Победы. И сегодня надо обсуждать не зарплату Фабио Капелло, а отдать дань уважения подвигу поколения, победившего фашизм. Дань уважения поколению, подарившему возможность жить в великой и свободной стране россиянам, отдать дань уважения тем, кто освободил Европу и весь мир от фашизма.

Это праздник не только России, но и всех, кто внес вклад в победу. И накануне этого праздника лица, поднимающие тему зарплаты Капелло, должны отдавать себе отчет, что этот день значит для миллионов людей. <...>

Надеюсь, Фабио Капелло с сыном, их близкие, а также те, кто причастен к приглашению итальянского специалиста в Россию, заключению его первого контракта и обеспечению действующего соглашения, отдают себе отчет, что поднятые ими вопросы ничтожно малы по сравнению с великим праздником, который отмечает весь российский народ. Надеюсь, эти лица тоже отметят День Победы.

Roman Kiselyov

Странно, что Толстых не вспомнил, что Капелло итальянец, а Италия — родина фашизма.

Формула и вправду универсальная.

Ilya Klishin
Страна накануне великого Дня Победы. Cегодня надо обсуждать не _______, а отдать дань уважения подвигу поколения, победившего фашизм. Дань уважения поколению, подарившему возможность жить в великой и свободной стране россиянам, отдать дань уважения тем, кто освободил Европу и весь мир от фашизма. Это праздник не только России, но и всех, кто внес вклад в победу. И накануне этого праздника лица, поднимающие тему _______, должны отдавать себе отчет, что этот день значит для миллионов людей. Все текущие вопросы _______ целесообразно обсуждать после 9 мая, о чем я уже говорил ранее. Надеюсь, _______ отдают себе отчет, что поднятые ими вопросы ничтожно малы по сравнению с великим праздником, который отмечает весь российский народ.

Правда, Капелло в долгу не остался.

Меня безмерно возмутили некорректность и безумие слов президента РФС. Я не претендую на большее, чем прописано в контракте, подписанном им самим, и не пытаюсь связать очередную невыплату зарплаты в положенный срок с большим праздником, который чтят во всём мире, в Италии и в моей семье лично.

Мой отец провёл в концентрационном лагере больше года и вышел оттуда после войны с весом 48 килограммов! Так что не надо, господин президент РФС, читать мне лекции о том, что за праздник 9 мая. Человек, уважающий себя, других людей и взятые на себя обязательства не имеет права говорить подобные вещи, если он находится в здравом уме -
заявил Капелло. Что называется, добро пожаловать в Россию.

На этом фоне последней отдушиной остается дружба с китайским лидером Си Цзиньпином - он приехал в Москву и завтра будет на параде.

Ой, нет. Пожалуй, по нынешним временам такие картинки неполиткорректны. Товарищ Замполит, сотрудник проекта "Вечерний Политрук" (не шутка) сообщит вам, как правильно:

Александр Габуев на сайте московского центра Карнеги пишет о подоплеке визита Си в Москву - разумеется, речь идет прежде всего о прагматизме, а не о каких-то растроганных чувствах:

Без участия председателя КНР список иностранных гостей на параде Победы производил бы совсем удручающее впечатление, и в Пекине это прекрасно понимают. В этих условиях присутствие Си Цзиньпина на Красной площади означает, что поворот России к Азии окончательно становится поворотом к одному Китаю.

Впрочем, и тут есть интрига.

Dmitry Butrin

что-то запутался в сценарии 9 мая. пока выходит, что главнокомандующий войсками российской федерации намерен принять парад на красной площади в москве, доложив о готовности подразделений стоящему на трибуне мавзолея в окружении глав африканских стран-сателлитов председателю госсовета китайской народной республики.
мне кажется, из мавзолея будет в этот момент доноситься довольное похрюкивание владимира ильича: мировая революция неизбежна, товарищи!

XS
SM
MD
LG