В ходе визита двух французских военных кораблей в Шанхай Париж может попытаться договориться о продаже Пекину вертолетоносцев типа Mistral, построенных для России. Об этом сообщает газета Want China Times со ссылкой на китайское издание Duowei News. Ранее во французской прессе появилась информация о том, что эти корабли, поставку которых Москве Париж приостановил из-за событий на востоке Украины, могут быть просто затоплены. Сами же французские власти пока избегают делать какие-либо официальные заявления о будущей судьбе вертолетоносцев.
Китайская пресса сообщила, что Пекин вполне может приобрести построенные для российского флота корабли, но эту новость отнесли к разряду "газетных уток". Она появилась после прибытия в субботу 9 мая двух французских военных судов в порт Шанхая: Dixmude, десантного корабля типа Mistral, и Acoint – фрегата типа La Fayette. По информации китайского агентства Duowei News, это недельное пребывание кораблей в Китае может стать для Парижа хорошим поводом, чтобы продемонстрировать Пекину возможности ультрасовременного "Мистраля" и обрести потенциального покупателя для двух судов, поставка которых России отложена на неопределенный срок. Москва по этому поводу уже заявила, что Франция не может перепродать корабли без своего согласия.
Как отмечает в беседе с Радио Свобода специалист по России из Французского института международных отношений (IFRI) Татьяна Кастуева-Жан, сообщения, подобные тому, что вышло в тайваньской прессе, пока остаются не более чем слухами, и относиться к ним нужно соответственно:
Переплелись два основных вопроса: можно ли продать корабли и если да, то кому? Слухов было много
– Это досье, по которому было столько слухов и столько перемен ветра, что доверять ему пока не надо. Отказ Франции передать "Мистрали" России – это настоящая головоломка: и политическая, и экономическая, и юридическая. "Мистрали" оказались как чемодан без ручки: и нести невозможно, и бросить жалко. Юридическая головоломка – потому что эти суда были построены под российские стандарты. В недавнем заявлении Дмитрия Рогозина (вице-премьер правительства России. – РС) говорится, что Франция не имеет права продавать их без согласия России. Техническая головоломка – потому что на кораблях все русифицировано, и построены они для холодных вод. Экономическая головоломка – содержание их слишком дорого обходится. Это и аренда дока, и прочие связанные с этим расходы. Военная головоломка – кому можно их продать? Какие есть возможные партнеры и что стоит за их возможным желанием приобрести эти суда? Совершенно ясно, что, если вдруг Китай приобретет их, он использует эту возможность, чтобы построить свои корабли этого класса. Это и политическая головоломка – как сделать так, чтоб не поссориться с Россией, но и "Мистрали" ей не передать, ввиду ситуации на Украине? В этой сложной ситуации переплелись два основных вопроса: можно ли продать корабли и если да, то кому? Слухов было много. Военные высокого уровня упоминали в этой связи Египет, Китай, Австралию, Португалию. Пока ничего из этого не подтвердилось, – говорит Татьяна Кастуева-Жан.
На прошлой неделе во французской прессе прошла информация о том, что одна из возможностей, которые рассматривает Париж, – это вывести суда в открытое море и затопить их. Эксперт из IFRI скептически относится к таким сообщениям:
– Я видела много комментариев на эту тему. Военные говорят: это было бы абсолютно абсурдно. В эти суда вложены большие деньги, и просто затопить их будет верхом нерациональности. В какой-то момент, в начале этого или в конце прошлого года, зашла речь о создании некой военно-морской силы на уровне Евросоюза. Конечно, это был бы очень сильный символический жест, даже не по отношению к России. Наверное, для Европы это в целом был бы очень яркий демарш. Но, к сожалению, пока все это остается на уровне утопии, и такой вариант на сегодняшний день не рассматривается, – отмечает эксперт.
Что касается нынешнего этапа в отношениях России и Франции, обе стороны стараются сделать все, чтобы не накалять страсти и максимально снизить тон в полемике по "Мистралям". Президенты Владимир Путин и Франсуа Олланд виделись в конце апреля в Армении, на церемонии памяти жертв массовых убийств армян в Оттоманской империи. России очень важно сохранить с Францией нормальный диалог, поскольку это важный европейский партнер, считает Татьяна Кастуева-Жан:
Российские власти совершенно по-другому построили свою информационную кампанию, и она довольно эффективна
– С одной стороны, нет прогресса по делу о "Мистралях". Но с другой стороны, нет и какого-то накала страстей, которого можно было бы ожидать после первого заявления о том, что корабли могут быть не переданы. Обе стороны очень аккуратно относятся к этому досье. Россия нуждается во Франции и для того, чтобы продолжить минский процесс, и для того, чтобы иметь в Европе собеседника хорошего уровня. Высказывания по "Мистралям" делаются очень аккуратные, и это чувствуется. Есть даже некая симметрия между коммуникационными кампаниями двух стран, направленными, в первую очередь, к собственному населению. Хотя во Франции эта кампания была не очень удачной. Видно было, сколько было колебаний, сколько прорывалось вещей, которые, возможно, не должны были быть в публичном пространстве. Возьмите хотя бы публикации в прошлом году о том, что россияне получили официальное приглашение на церемонию спуска кораблей на воду. Франция впоследствии опровергала эту информацию, и кто-то из руководства компании, построившей корабли, даже был уволен. Российские власти совершенно по-другому построили свою информационную кампанию, и она довольно эффективна. Изначально все ими подается так, будто речь идет о неком жесте дружбы, чтобы помочь французским партнерам. Это было сказано и во время недавней прямой линии с Владимиром Путиным. И всегда с некой оговоркой о том, что России эти суда не очень-то и нужны, и что это – услуга Франции. Таким образом, в информационном плане Россия оказывается в более выигрышном положении.
Нужно признать, что оценка последствий отказа от передачи судов России была преувеличенной
Во Франции позиции в вопросе о передаче "Мистралей" очень полярные, продолжает Татьяна Кастуева-Жан. Здесь проходили митинги и манифестации как в поддержку их передачи, так и против таковой. В экономических и военных кругах почти полный консенсус: суда нужно отдать заказчику. "Но одновременно нужно признать, что оценка последствий отказа от передачи судов России была преувеличенной", – отмечает французский эксперт. Часто звучало мнение, что если корабли не будут поставлены России, то это повредит имиджу Франции как крупного поставщика военной техники. Недавняя сделка по продаже Египту истребителей типа "Рафаль" показала, что подобное предположение не соответствует реальности:
– Франсуа Олланд ждет полного выполнения Россией и Украиной минских договоренностей. Пока же ситуация остается не очень стабильной. Во Франции есть некое ожидание того, что боевые действия в зоне украинского конфликта могут возобновиться.
При таком положении вещей, считает Татьяна Кастуева-Жан, в ближайшие два-три месяца сложно ожидать, что ситуация с "Мистралями" сдвинется с мертвой точки.