В ходе недавно состоявшейся встречи с представителями российского бизнеса Владимир Путин призвал предпринимателей спешно воспользоваться "окном возможностей", открытым благодаря девальвации рубля и российским "антисанкциям". Призыв, мягко говоря, несколько запоздалый – и похож он больше на крик отчаяния либо на откровенное издевательство. Объяснил умный Путин скорбным умом бизнесменам, не понимающим по убожеству своему, где их счастье зарыто, рассказал про импортозамещение и экспансию на внешние рынки, научил уму-разуму! Вот только "идеальных" для импортозамещения и завоевания внешних рынков условий – слабого рубля и жесткой административной защиты внутреннего рынка – оказалось для повторения подвигов начала путинского правления недостаточно.
Эффект девальвации, похоже, исчерпан уже в первом квартале. За первые три месяца года российская экономика упала, но упала слабее, чем ожидалось. Чиновники бодро отрапортовали о завершении острой фазы кризиса и кинулись повышать прогнозы. Однако уже в апреле данные по промышленному производству вышли в разы хуже ожидавшихся. Особенно разочаровывающими оказались цифры падения в обрабатывающих отраслях. Продолжающееся же падение инвестиций в основное производство позволяет сделать вывод о том, что нижняя точка кризиса пока даже на горизонте не просматривается и бурного восстановления после пережитого шока ждать бессмысленно.
Население в острую фазу серьезно поиздержалось, накупило всего ненужного, а теперь впало в другую крайность – кинулось экономить даже на самом необходимом
Помимо острого кредитного голода, который испытывают все, не имеющие доступа к госкормушкам, добавилась еще одна напасть. Население в острую фазу серьезно поиздержалось, накупило всего ненужного, а теперь впало в другую крайность – кинулось экономить даже на самом необходимом. Причем для многих эта экономия вынужденная. Бум потребительского кредитования, оказывавший до кризиса поддержку росту внутреннего рынка, при нынешних ставках и уровне закредитованности населения как фактор роста можно больше не рассматривать – со старыми бы долгами разобраться. Даже "певец девальвации" Андрей Клепач, переместившийся из Минэкономразвития в кресло главного экономиста ВЭБа, признает: нижняя точка кризиса не пройдена. "Пока основной негатив связан с потребительскими расходами. Склонность к сбережениям домашних хозяйств продолжает увеличиваться на фоне ускорения падения доходов", – констатирует экономист.
Одним словом, как всегда, подводит население.
Остается внешняя экспансия. Но и тут конкурировать российским обрабатывающим отраслям с европейцами, китайцами или американцами (впрочем, и со всеми остальными тоже) – задача благородная, но неосуществимая: у правительства Медведева, в отличие от правительств других стран, нет возможности накачивать национальные экономики дешевыми кредитами, да еще и в условиях санкций. Остаются сырье да оружие. Но и с этим все далеко не благополучно. В деньгах оборонка в последние годы никакой нужды не испытывает, но "Протоны" падают, а весьма дорогостоящее чудо российской военно-технической мысли глохнет посреди Красной площади во время репетиции парада. Так что и этот "локомотив" пока работает на паровой тяге с соответствующим КПД.
Чего ждать дальше, более или менее понятно. Правительство все настойчивей требует от ЦБ рублевого "клистира" для российской экономики. Минфин, у которого бюджет сверстан исходя из 60 рублей за доллар, пугает дефляцией уже в июле. Сильно сопротивляться Банк России не будет – он и так возобновил интервенции на валютном рынке, чтобы не допустить дальнейшего усиления рубля. Так что от следующего заседания можно ждать более агрессивного снижения ставки. Рубль снова упадет, причем, если спекулянты, игравшие на разнице ставок, решат зафиксировать прибыль, упадет сильно. Девальвационная "форточка" снова приоткроется, но с теми же результатами. Население выплатит очередной инфляционный налог, и его вынужденная "склонность к сбережениям" еще усилится. Кредиты станут дешевле, но не настолько, чтобы заемщики могли конкурировать даже на умирающем внутреннем рынке. Поэтому пойдут они на покупку долларов, и все повторится снова.
Максим Блант – экономический обозреватель
Высказанные в рубрике "Право автора" мнения могут не отражать точку зрения редакции