Рамади – первый иракский город по дороге из Багдада на запад. Я там много раз бывал. Не успеешь оглянуться, а уже домчался из столицы на машине. Там еще рядом Хабания, живописное озеро, куда я ездил купаться. Чудовищно себе представить, что там теперь черные знамена "Исламского государства". Дорога на столицу Багдад – вот она, каких-нибудь сто километров. А в Сирии же радикальное воинство заняло легендарную Пальмиру, один из великих памятников античности.
В давние времена, когда хотели польстить Петербургу, его называли "Северной Пальмирой". Теперь непонятно, что сохранится от оригинала, поскольку черное воинство не признает человеческой цивилизации, существовавшей до ислама. Но архитектурные памятники античности джихадисты пока, кажется, не трогают – руки наверное, не доходят. Поскольку очень заняты другим делом – отрезанием голов и расстрелами: сотни "еретиков"-шиитов преданы лютой смерти в последние дни. К тому же, судя по всему, боевики готовят наступление на Дамаск, который тоже теперь под прицелом. Вышли они уже и на границу с Иорданией и, надо полагать, намерены вторгнуться в эту, стратегически крайне важную для Запада, страну… Кажется, надежды США, НАТО, их умеренных союзников в исламском мире на то, что с этой напастью удастся как-то справиться с помощью авиабомбежек и блокады, не оправдались. Непрерывным потоком прибывают под черные знамена все новые добровольцы, в том числе и из западных стран.
Но не всегда удается им добраться до своей обетованной земли. Британец по имени Закария Ашик вынужден был вернуться домой, и здесь он был арестован и отдан под суд. Ему всего 20 лет, внешне он вовсе не похож на террориста: очкастый "ботаник" с телячьими глазами и жидковатой растительностью на почти детском лице. Однако он только что получил шесть лет тюрьмы от уголовного суда. Да, вот так сурово наказывает теперь британский закон за одну лишь попытку присоединиться к бойцам "Исламского государства". Называется это преступление – "подготовка к совершению актов терроризма".
Подсудимый, естественно, отрицал, что имел намерение вливаться в ряды джихадистов. Но по неопытности сильно наследил в социальных сетях. А полиция, напротив, продемонстрировала, что она чувствует себя в глубинах интернета как рыба в воде, насобирала целую кучу доказательств. Вот Ашик умоляет друзей помочь ему попасть в Сирию. Вот говорит, что хочет как можно скорее совершить "истишхад", то есть самоубийственный теракт "против всех этих людей". Вот уточняет, что мечтает убивать шиитов. И везде – навязчивая идея жертвенной смерти "во имя Аллаха". Он даже готов был умереть просто по дороге, на пути к заветной цели, утонуть в море или упасть безжизненно в знойной пустыне… "Нет никакого смысла сидеть здесь и жить как раб, как свинья", – сообщает он другу через приложение WhatsApp.
Может, все дело в неустойчивой, просто нездоровой юношеской психике? В сексуальных комплексах и подавленных фрустрациях? В другой бы ситуации вступил бы он в интернет-клуб самоубийц, переписывался бы бесконечно с другими такими же… А тут вдруг появилась героическая форма для реализации темных желаний. Не знал Ашик, что даже если бы он сумел добраться до территорий, контролируемых "Исламским государством", его, скорее всего, ждало бы жестокое разочарование. Как выясняется, там существует огромный список – очередь желающих взорвать себя вместе с врагами. Такая смерть считается самой почетной, самой любезной Аллаху, за такое уж точно получишь и прощение грехов, и все мыслимые награды, включая вечное наслаждение в райских кущах с 72 гуриями – девственницами немыслимой красоты. Ну, а оставшиеся на этом свете товарищи будут тобой гордиться и почитать как отважнейшего героя.
Желающие совершить "истишхад" выстроились в длинную очередь. Надо ждать месяцы, а то и годы. Дело дошло до того, что стали звучать обвинения в коррупции, в непотизме. Один высокопоставленный полевой командир из Дагестана употребил в своей переписке по этому поводу русское слово "блат", обвинив в нем саудовских деятелей, якобы пропихивающих вперед своих родственников и земляков.
Если у юноши из неблагополучной семьи, не нашедшего себя в западном обществе, проблемы с головой, то это, в общем-то, печально, но не удивительно. Бывает – в любом обществе и стране. Но когда возникает больное протогосударство, общество, основанное на культе смерти, то это должно вызывать серьезнейшую тревогу у всего человечества. Такое образование неизбежно становится магнитом для неустроенных, неудачников, ипохондриков и садистов. Но не только. С позиций юношеского максимализма такая организация может показаться самой крутой формой бунтарства против несносных предков. В отличие от устаревшей "Аль-Каиды", "Исламское государство" говорит напрямую с неприкаянной молодежью… На ее языке. В ее любимых социальных сетях.
Мы не только прольем вашу кровь, разрушим ваши статуи, сотрем вашу историю, но и, что вам будет больнее всего, обратим в свою веру ваших детей, которые будут славить наши имена и проклинать своих предков
Одна из бежавших из Сирии женщин рассказала на этой неделе корреспонденту Sky News, что в столице черных знамен, городе Ракка, – круглосуточно работает специальный интернет-центр, в котором посменно работают бригады хорошо подготовленных психологов, обрабатывающих уязвимых молодых людей в разных частях света. Помимо изощренной пропаганды, джихадистское образование демонстрирует все больше и других признаков и черт государственности. Налаживается общественный транспорт. Работают магазины и больницы. Восстанавливаются дворцы и гостиницы. Недавно в соцсетях появились изображения весьма профессионально и качественно отчеканенных монет, а также пластиковой карточки – удостоверения личности подданных халифата, безупречно изготовленного полиграфически. По-моему, ничуть не хуже, чем документы граждан Евросоюза.
Всякое действие рождает противодействие: в Ираке шииты в ответ на расправы мобилизуют свое народное ополчение – "Аль-Хашд аш-Шааби". Там, конечно, самые разные люди, но есть и отряды фанатиков, мало уступающих в жестокости своим врагам из "Исламского государства". Сообщается о массовой резне суннитов, попавших к ним в руки… С каждым днем сильнее становится влияние Тегерана. Если дело так пойдет дальше, то Ирак постепенно может начать превращаться в иранскую колонию.
Реанимировав древние мифы, идеологи "Исламского государства" готовятся к Армагеддону – схватке с "сатанинским воинством", роль которого уготована Западу (многочисленным ненавистникам Запада в России не стоит особенно радоваться, поскольку "Русия" тоже объявлена смертным врагом). Поступает тревожная информация и о подготовке диверсионных подразделений для совершения терактов в США и европейских странах. Один из пропагандистов джихада составил "туристический справочник", расхваливающий мягкий климат и вкусную еду в "Исламском государстве", но закончил потрясающей фразой: "Когда мы придем на улицы Лондона, Парижа и Вашингтона, вкус будет горьким… Мы не только прольем вашу кровь, разрушим ваши статуи, сотрем вашу историю, но и, что вам будет больнее всего, обратим в свою веру ваших детей, которые будут славить наши имена и проклинать своих предков". Другой идеолог на днях хвастался, что в ближайшем будущем джихадисты намерены купить в пораженном коррупцией Пакистане атомную бомбу. Блеф? Будем надеяться…
Но давайте вернемся к Закарии Ашику. Британский судья назвал его "фанатиком". Но если так, что толку сажать его за решетку? Может ли тюрьма напугать мечтающих о смерти? Выслушав приговор, Ашик презрительно усмехнулся… В заключении он сможет изображать жертву и героя, закаленного, видавшего виды джихадиста и, возможно, обратит в свою "веру" еще не одного впечатлительного юношу…
Наверняка же есть и колеблющиеся, сами еще не знающие, куда ведет их неокрепшая психика, те, кому при ближайшем рассмотрении не понравится царство смерти. Они, возможно, захотят рискнуть, сбежать (отступники подлежат казни). Но какой смысл в побеге, если и дома их ждут суровые приговоры и долгие годы неволи? Суды, мне кажется, не решат проблемы, бомбардировки сами по себе тоже. Но что-то надо предпринимать, и срочно. Может быть, пора созывать "большую двадцатку" с одной единственной темой в повестке дня: что делать с реальной угрозой человеческой цивилизации? Не может быть, что с этой грозой невозможно справиться, если навалиться всем миром.
Андрей Остальский – лондонский политический комментатор, востоковед
Высказанные в рубрике "Право автора" мнения могут не отражать точку зрения редакции