Отставка мэра Петрозаводска Галины Ширшиной на сессии Петрозаводского городского совета 3 июня оказалась невозможной. Депутаты оценили работу мэра за 2014 год на двойку, но, вопреки прогнозам, вопрос об отставке так и не был внесен в повестку дня сессии.
Оказалось, что по уставу Петрозаводска отправить мэра в досрочную отставку можно только в случае получения двух "неудов" подряд, а работа Ширшиной еще ни разу не оценивалась неудовлетворительно. Комментируя решение Петросовета, Ширшина, избравшаяся на пост мэра при поддержке партии "Яблоко", заявила, что эта оценка "чисто политическая" и не имеет никакого отношения к ее реальной работе: "В этом смысле депутаты меня не разочаровали. Я знала, что будет такая оценка, и они ее вынесли". Она заявила, что обжалует решение Петросовета в суде.
Депутаты Петросовета не сдались и тут же предложили вообще отменить прямые выборы главы Петрозаводска, заменив их назначением сити-менеджера. Члены Карельского отделения партии "Яблоко" расценивают эти действия городского совета Петрозаводска как факты борьбы с оппозицией.
22 мая Петрозаводский городской суд удовлетворил ходатайство следствия и заочно арестовал по обвинению в мошенничестве бизнесмена и политика, главу регионального отделения партии "Яблоко" Василия Попова. Попов объявлен в федеральный и международный розыск. В настоящее время оппозиционер находится на территории Финляндии. Если и когда Попов пересечет границу, его арестуют по меньшей мере на два месяца. Впрочем, сам политик заявляет, что возвращаться в Россию в ближайшее время не намерен, так как, только находясь в Финляндии, может "эффективно защищать себя". Он не скрывает своего местонахождения и активно общается с журналистами через соцсети.
Попов создал в Финляндии новый бизнес и, вполне вероятно, будет добиваться предоставления ему вида на жительство в этой стране. На вопрос корреспондента Радио Свобода, собирается ли он просить в Финляндии политического убежища, Попов ответил: "Считаю, что пока обстоятельства такие не наступили, но вид на жительство могу получить, он облегчает ведение бизнеса в Финляндии, ведь по туристической визе работать нельзя". Бизнес Василия Попова в Финляндии – рекламная фирма Carelia-Advertising Oy. Фирма специализируется в области размещения финской рекламы в России.
"Я узнал, что моя выдача является не очень простой процедурой, – заяивл Попов сайту "Губерния Дейли". – Решение должно будет принять министерство юстиции Финляндии после заключения финской криминальной полиции, которая проверит обоснованность обвинения и соблюдение процедуры, что меня вполне устраивает. После того, как выяснится, что Интерпол (если такое случится) принял дело о моем розыске к производству, я сразу обращусь в финскую полицию с информацией о своем местонахождении, чтобы ускорить процедуру принятия решения. Не хочу давать нашим правоохранителям повод для затягивания дела".
Правоохранительные органы Карелии инкриминируют Попову мошенничество с муниципальной собственностью в составе организованной группы лиц. По версии следствия, в эту группу также входит супруга политика, депутат Законодательного собрания Карелии Анастасия Кравчук. Поводом для возбуждения уголовного дела стала сделка с недвижимостью в Петрозаводске, в результате которой здание, принадлежавшее городу, перешло в собственность жены Попова. Следствие считает, что покупка была совершена по заведомо заниженной цене, причем город понес убытки более чем на 10 миллионов рублей. Расследование ведется уже более года.
В конце марта, когда под стражу были заключены другие участники приватизации – директор подконтрольной Попову коммерческой фирмы Александра Корнилова и депутат Петрозаводского городского совета Ольга Залецкая, в Петрозаводске прошел митинг под лозунгом "Против политических репрессий". Корнилову и Залецкую выпустили из-под стражи и поместили под домашний арест, где они пребывают до сих пор. Анастасия Кравчук находится на свободе, заплатив залог в 3 миллиона рублей.
Приезжий губернатор и три-четыре приезжих генерала, которые командуют правоохранительной системой в Карелии, поставили республику вверх дном, только я не вижу, чтобы Карелия стала жить лучше
Комментируя возбужденное против него уголовное дело, Василий Попов заявляет, что оно "политически мотивировано", а сама сделка с недвижимостью полностью законна. Политик считает, что за уголовным преследованием оппозиционной "яблочной" команды в Карелии стоит глава республики Александр Худилайнен. "Использование правоохранительных органов в политической борьбе уже становится своеобразным брендом Карелии, – заявил Попов на пресс-конференции в феврале. – Приезжий губернатор (Александр Худилайнен ранее работал в Ленинградской области. – РС) и три-четыре приезжих генерала, которые командуют правоохранительной системой в Карелии, поставили республику вверх дном, только я не вижу, чтобы Карелия стала жить лучше. Использование этого ресурса не дает результата, ни с точки зрения повышения уровня жизни населения, ни с точки зрения достижения справедливости. Карелия катится в пропасть", – цитирует политика интернет-газета "Столица на Онего".
Ранее в Карелии были арестованы теперь уже бывший спикер горсовета Олег Фокин и депутат Заксобрания республики Девлет Алиханов, которые выступали с критикой в отношении губернатора Александра Худилайнена. Следствие ведется также в отношении заместителя мэра Петрозаводска Евгении Сухоруковой и других оппозиционеров.
Глава Карелии Александр Худилайнен обвинения в политических гонениях на оппозицию отвергает. "Не я инициирую эти аресты, я не имею на это никакого права. Но я сторонник того, чтобы навести в республике порядок жестко и бескомпромиссно, и чем скорее, тем лучше, – заявил Худилайнен в интервью Lenta.ru. – Здесь дело не в том, какой у кого партбилет. Если человек нарушил закон, он должен нести за это ответственность".
Попов продолжает активно влиять на политические процессы в Карелии. В городе считают, что, находясь за границей, Попов тем не менее принимал участие в организации разных акций протеста, которые прошли под эгидой "Яблока" и общественного комитета "Худилайнена в отставку!". Самой заметной акцией стал митинг 20 мая на Студенческом бульваре и сбор подписей за отставку действующего главы Карелии. Комментируя эти события, Худилайнен заявил: ему известно, "откуда ноги растут".
– Безусловно, я человек живой, поэтому мне очень неприятно, когда такие вещи происходят, – заявил губернатор на пресс-конференции 25 мая. – Но мы же понимаем, кто инициирует все эти подписи и митинги. Если бы они сами были белые и пушистые с точки зрения морали и этики, были бы правы. Когда сами по уши, как говорится, в нарушениях законодательства, права у таких людей, наверное, нет.
По словам Худилайнена, против республиканской власти сейчас протестует только "Яблоко", а с представителями других оппозиционных сил ему удалось найти консенсус. "Да, мы спорим, мы жарко обсуждаем разные вопросы, но у нас нет противостояния ни с коммунистами, ни со справороссами", – говорит глава Карелии.
Между тем эксперты склонны думать, что не только активность оппозиции, но и объективная ситуация в Карелии способствует нарастанию гражданского протеста. За три года правления Александра Худилайнена регион скатился вниз по многим экономическим и социальным показателям. Директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич охарактеризовала бюджетную ситуацию в Карелии, как "очень тяжелую": "10–11% дефицит бюджета, очень высокий долг, равный почти всем собственным доходам. Есть большие проблемы с падением инвестиций, два года идет промышленный спад, наблюдается приличный рост безработицы".
Худилайнен, как полагают эксперты, удерживается в кресле губернатора благодаря политическим связям в Москве: прежде всего, его спасает "крыша" спикера Государственной думы Сергея Нарышкина и председателя Совета безопасности Николая Патрушева. По мнению руководителя федеральной Политической экспертной группы Константина Калачева, "у Худилайнена есть политическое прикрытие, ему, вероятно, дан карт-бланш на жесткие действия в отношении оппозиции… Зачистка политического ландшафта в Карелии согласована с Кремлем".
Василий Попов считает, что тактически оппозиция сейчас не проигрывает региональной власти. Даже несмотря на то, что он сам вынужден был уехать за границу, а его ближайшее окружение оказалось под уголовным преследованием. "Судя по событиям последнего времени, оппозиция в Карелии не только не исчезла, но даже активизировалась, – сказал Попов в интервью корреспонденту Радио Свобода. – Я думаю, что этот раунд противостояния с Худилайненом мы выиграем. А стратегически все будет зависеть от того, какие экономические и политические процессы будут развиваться в России".
По мнению политолога из Петрозаводска Анатолия Цыганкова, развитие "дела Попова" не сулит ему ничего хорошего: "Его, скорее всего, вернут принудительно на родину. Это лишь вопрос времени и неосторожности Попова, превратившегося в беглеца". С Цыганковым не согласен другой политолог, Глеб Яровой, считающий, что у "дела Попова" нет никаких перспектив: "Попов будет сидеть в Финляндии, пока дело его не развалится, а оно, на мой взгляд, обязательно развалится. Правоохранительные органы сами себя загнали в патовую ситуацию".
Как считает Яровой, у оппозиции остается возможность влиять на политическую ситуацию, если не в Карелии, то, по крайней мере, в Петрозаводске: "Поддержка Ширшиной никуда не делась, его агитационные сети никуда не делись. А вот с противоположной стороны никаких эффективных рычагов не появилось, только административный ресурс".