Мария Эйсмонт пишет сегодня в "Ведомостях" о последней волне политической эмиграции из России:
Отъезд из России известного человека перестал быть событием. На днях страну покинули бизнесмен и меценат Дмитрий Зимин, чей фонд «Династия» был объявлен Минюстом иностранным агентом, и дочь Бориса Немцова, убитого в феврале у Кремля, Жанна. Двумя неделями раньше о переезде на работу в США заявил профессор НИУ ВШЭ Константин Сонин. До этого Россию покинули писатель Борис Акунин, эколог Евгения Чирикова, математик Григорий Перельман. Список можно продолжать, у каждого он свой. «Люди, уезжающие сейчас из России, не эмигранты, а беженцы, – написал недавно основатель «Коммерсанта» Владимир Яковлев. – Уезжают они из-за того, что ни жить, ни работать, ни растить детей в России сейчас нельзя».
Основное внимание Эйсмонт, однако, уделяет тем оппозиционно настроенным гражданским активистам, которые - несмотря ни на что - в России остаются. Четверо из них - Элла Панеях, Митя Алешковский, Екатерина Бермант и Григорий Мелконьянц - объясняют свои мотивы.
«Единственная мотивация – это вера в возможность что-то изменить, – считает сопредседатель общественного движения в защиту прав избирателей «Голос» Григорий Мельконьянц. – Те, кто потерял веру, уехали. Здесь, наверное, остались отъявленные оптимисты».
А вот Олег Кашин - писатель, публицист и журналист, как его представил Антон Желнов вчера на "Дожде" - по его собственному признанию, мог остаться на Западе, но после двух лет, проведенных в Швейцарии, возвращается в Москву.
Если бы я был менее открыт и менее публичен в социальных сетях, то мне было бы приятнее, если бы об этом вообще никто не знал. Но и скрывать я не готов. Да, я теперь живу в Москве, и это хорошо
Кто-то поздравляет Кашина с возвращением, кто-то выражает опасения.
Кашин отметил, что не делал попыток стать политическим беженцем, А ЗРЯ
Однако из всей 40-минутной беседы Кашина на "Дожде" львиная доля внимания досталась обсуждению темы его высказываний по поводу Крыма. Его позицию пересказал украинский сайт ГОРДОН, а сам Кашин, как водится, без кавычек процитировал у себя в Фейсбуке:
Российский журналист Олег Кашин заявил, что считает присоединение Крыма к России восстановлением исторической справедливости. Об этом в среду, 10 июня, он сказал в эфире российского телеканала "Дождь".
Журналист уточнил, что из-за такой позиций он рассорился с некоторыми своими знакомыми.
"Со многими рассорила Украина. Я не скрывал, что я к аннексии Крыма отношусь, да, как к аннексии, но при этом как к восстановлению исторической справедливости. Крым, конечно же, наш", – сказал Кашин.
Он отметил, что его поколение "все эти годы" мечтало о присоединении Крыма к России.
"Крым всегда был несправедливой потерей, и многие мои многолетние знакомые с этим несогласны. Вплоть до того, чтобы перестать со мной здороваться", – сказал Кашин.
Собственно, ничего нового тут нет - Кашин говорил примерно то же самое со времен прошлогодних крымских репортажей для "Спутника и погрома".
Кашин никогда не скрывал своего отношения к Крыму. Именно его противоречивая позиция и ценна как показатель своего взгляда, а не следование чьим-то клише.
В комментариях, однако, разгорелась примечательная дискуссия, в которой Кашина поддержало явное меньшинство.
Ostap Karmodi
Вообще Кашин напоминает забитого ребёнка злобного папаши-бандита. Бандит таскает домой разные награбленные шмудаки, но при этом пьёт и бьёт ребенка нещадно. Ребёнок мечтает потихоньку прирезать папашу, а награбленные шмудаки оставить себе.
Многие представители того самого поколения (1976-82 г.р.) поспешили заметить, что никогда не мечтали о "возвращении" Крыма.
Ну уж не все поколение) Я вот не мечтал)
Так и представляю Кашина,мучающегося проблеммой Крыма.
Аннексия,но всё же историческая справедливость или аннексия? или справедливость?
Ведь всё жизнь мучался человек.
Не поколение, а ватники, выросшие на фильме "Брат-2".
А впрочем, как еще определять "поколение" в смысле политическом, как не через общие культурные коды? В этом смысле "Брат-2" сыграл, конечно, важную роль, как и лимоновские нацболы со своим "Севастополь - русский город":
Олег, скажите, пожалуйста, Вы ведь Лимонова считаете великим писателем (не политиком, а именно писателем), я ведь угадал, да?
Oleg Kashin
Ну да
Олег Лекманов
А-га, - сказал Кролик (с.)
А в чем кипеш. Ну да. Андрогинное поколение, не поколение, точнее, мутация. Кашин, Просвирнин, Ольшанский, Кононенко. Биологическая проблема, не социальная. Сублимация, томительная мечта о мужественности. Фаллический крым.
Многие высмеивают понятие "исторической справедливости", которое - будем справедливы - и правда звучит как-то странно.
Я думаю, что человек, опирающийся на такое понятие, как "историческая справедливость", представляющее из себя абсолютную химеру, не может претендовать на адекватность.
Владимир Сионихин
хоспади, историческая справедливость - ну кто ее вообще когда видел? Абстракция. Надеюсь, лет через сто вопрос принадлежности Крыма тем или иным человекообразным обезьянам утратит актуальность, как утратили актуальность крестовые походы, в моде будут идеи космизма и космополитизма и наступит эра простого человеческого счастья.
Кажется, космизм и космополитизм - это совсем разные вещи (в чем могла убедиться редакция "Русской планеты"), но, как говорится, дай-то Бог.
Критики Кашина обращаются к метафорам из межчеловеческих отношений - чаще всего к "изнасилованию", ну или воровству (что, надо признаться, ближе к делу):
Историческая справедливость - что это? Это по понятиям, или где? Когда бандиты занимались рэкетом, тоже говорили о восстановлении справедливости. Отбирали незаконно нажитое. Наверное, Кашин считал это вымогательством,но с некоторыми оговорками.
от безалкогольной свадьбы к непорочному зачатию или от несправедливой потери к военному захвату, то есть если я неудачно продала квартиру в 90х то пришло время забрать ее обратно с помощью зеленых и вежливых. Как можно восстановить историческую справедливость с помощью аннексии. Это что троллинг?
хм. ну, по итогам изнасилования действительно порой получаются дети, и их нет основания не любить. разве что так.
У Кашина, впрочем, есть такое возражение.
Нет, я не считаю, что отношения государств описываются примерами из отношений людей. А так-то кому и 91 год изнасилование, кому еще какой-то - ну да, ок.
К концепции "исторической справедливости" есть еще один вопрос.
Я, кстати, не совсем понял. Если Крымская спецоперация, это "исторически справедливая аннексия", значит референдум ты не признаешь?
Конечно, <чушь собачья> это, а не референдум
Ну как сказать. Единственное в моем понимании оправдание этой спецоперации [и не потому что Путин, а в принципе, по убеждениям] — что крымчане анмасс этого действительно хотели. Теперь, если "референдум - <чушь собачья>", получается, что не очень-то и хотели. В таком случае я немного не улавливаю смысла слов "исторически справедливая аннексия". То есть люди, которые называют Крым "Судеты - 2", получается, правы?
Судеты, конечно. Разве немцы там не хотели в рейх?
Судетские немцы в рейх в конце концов попали - но печален был этот путь, что лишний раз доказывает, что не все мечты, даже целых поколений, стоит осуществлять.
Наиболее длинным и интересным диалогом во всей дискуссии стала, пожалуй, беседа Кашина с Мустафой Найемом - организатором Евромайдана, ныне депутатом Верховной Рады.
В общем, грустный вышел разговор между двумя людьми одного поколения.
КАШИН: По приказу, конечно. Я же говорю - в этом нет противоречия. Крым захвачен крайне нагло, референдум фиктивный, международное право попрано и так далее. И при этом он наш. То есть если хотите отвоевывать - на здоровье, но вам это зачем?
НАЙЕМ: По этой логике, жертва изнасилования тоже не имеет никакого права на справедливый суд, поскольку насильник был уверен, что "она - наша". В этом тоже никакого ведь противоречия: "изнасилована крайне нагло, честь и закон попраны и т.п. И при этом она наша. То есть, хотите справедливости - на здоровье, но вам это зачем?"
Это такой тонкий троллинг или че?
КАШИН: Ну какой троллинг, троллинг это лоховство. Международное право в известном смысле тоже лоховство, мир с этим живет и как-то справляется. Забрали некрасиво, если Путина за это повесят, его жалко не будет, но даже в этом случае украинским Крым не станет, извините.
НАЙЕМ: "В известном смысле" - это кому известном? Гитлер тоже так считал, а закончил тем, что умер вместе с тысячами тех, кто считал, что он прав, а его страну на сорок лет поделили союзники.
И так далее. Разговор плавно перешел к перспективам российской оппозиции.
КАШИН: Что прав для оппозиции у Путина требовать не надо, я с вами согласен - он не даст.
НАЙЕМ: Так зачем же тогда требовать, просить, жаловаться? Не надо суетиться под клиентом - историческая справедливость ваших "наших" требует диктатуры.
КАШИН: Ну что за жаргон про клиентов, вы же депутат. А так вы правы совершенно. Не надо требовать, не надо просить и жаловаться. Есть такая русская песня - "Всего два выхода у честных ребят".
НАЙЕМ: два выхода действительно есть только у честных ребят. А те, для кого право силы - это историческая справедливость, а международные законы - лоховство, еще долго будут мелко суетиться.
КАШИН: Будут, конечно. И даже если кто не будет, всегда найдется украинский депутат, который скажет, что они на самом деле нечестные.
В нечестности Кашина обвиняет, впрочем, не только украинский депутат. "Личное дело" разбирают, например, у Михаила Соколова:
Как был пособником нашистов и путинистов, так им и остался. Не лечится.
Или так:
Защищают Кашина, например, так:
Какой пособник, когда его чуть не убили понятно кто? Какой путинист, почитайте его статьи для Deutsche Welle. Он прямо сказал - аннексия, со всеми вытекающими, end of story. Зачем сразу лепить ярлык и кого-то записывать в какую-то категорию? Вот дикая усталость от этого.
Или так - если это возможно назвать защитой, конечно:
Троллинг это? Конечно, троллинг. Кашин стебется. Правда это? Конечно, правда. Потому что троллинг в России подменил правду уже на 100%, или абсолютно перемешался с ней. Кашин, Навальный, другие люди, которые говорят подобное, прекрасно все понимают, но им нравится вербально изображать империю. Причем, что касается этих, умных, людей, - несомненно изображать,они сами в нее не верят, и знают, чем закончится нынешняя "война миров", в которую по прихоти главного ввязалась Россия. То есть: это не солдаты империи. Это декаданс. Декаденты. <...> Вести такие беседы бесконечно - как раз то, чем многие у нас мечтали бы заниматься. Потому что в реально другую Россию никто из них не верит. Умные русские не верят в свою страну.
Но что это такое - "своя страна"? Можно (и нужно ли) верить в РФ? Колонка Кашина на "Свободной прессе" - к 25-летию суверенитета Российской Федерации - попытка ответить на эти вопросы:
Пластмассовый двуглавый орел на красной бархатной подкладке, пластмассовые стены коридоров присутственных мест, всякие службы одного окна, ИННы, черные бейсболки полицейских и мигалки на черных «ауди». «Корни, муравьи, травинки, вздохи, столбики из пыли», — за двадцать пять лет нагромоздилось много всего, что приходит в голову, когда мы вспоминаем о российском государстве. Оно есть, оно состоялось, оно данность, в нем есть все за исключением самой малости — оно не дает человеку никаких оснований считать его своим.
Оно — их. Путина, его министров, депутатов, людей из телевизора, людей с мигалками, людей в полицейских бейсболках, людей в «одном окне», людей в районных управах, в посольствах и консульствах, в полпредствах и госкорпорациях, избиркомах и военкоматах. Оно герметично, оно самовоспроизводится, у него свои ценности, свои привычки, своя культура, свой язык — но нет ничего, что давало бы основания человеку, который не состоит у государства на зарплате, сказать — «оно мое, я им дорожу». Нет ничего, что было бы убедительным ответом на вопрос «зачем оно мне нужно?»
Не думаю, что это прямо какая-то проблема для государства. Очевидно, что оно и так неплохо себя чувствует и планирует чувствовать себя неплохо максимально долгое количество времени. Это его право — право сильного.
А право слабого, право гражданина — жить, по возможности не соприкасаясь с ним, не общаясь с ним, не замечая его. Не служить ему, не рисковать за него, не переживать за него. Выстоит — ну и ладно, не выстоит — да и не жалко. Ему всего двадцать пять лет, это вообще не срок, это до сих пор пределы эксперимента.
Удался эксперимент или нет, мы пока не знаем.
И в этом смысле "крымнаш" - конечно, тоже часть "эксперимента", усложнение его.