В украинском Краматорске, освобожденном от сепаратистов год назад, кажется, наладилась мирная жизнь, несмотря на то что неподалеку на аэродроме расположен штаб антитеррористической операции (АТО) и город считается прифронтовым. Работают кафе, на центральной площади, где еще совсем недавно стоял памятник Ленину, дети катаются на велосипедах, гуляют влюбленные. В десятках километров отсюда каждый день происходят обстрелы и гибнут люди. Война здесь всем надоела – люди устали от вооруженных патрулей на улицах и от далекого грохота артиллерии и минометов.
В минувшее воскресенье на центральной площади Краматорска, где голубой краской на асфальте нарисован герб Украины, собрались несколько десятков молодых людей, чтобы провести акцию в память погибших ровно год назад 49 десантников и членов экипажа Ил-76, сбитого при заходе на посадку в Луганском аэропорту. В это же время два автобуса футбольного клуба "Донбасс" увозили несколько десятков детей переселенцев из Славянска, Дружковки, Краматорска и других поселков в Христианский лагерь в Ровенской области.
Всего в Краматорске официально зарегистрировано 45 тысяч бежавших от войны, в основном взрослых и пожилых. Детей официально всего 4300, в базе волонтерской организации SOS-Краматорск – 2500 тысячи детей, которые нуждаются в помощи, прежде всего в одежде, питании, канцтоварах. Детские сады и школы в Краматорске "на бумаге" посещают 3000 детей переселенцев. Сколько среди них "туристов", которые постоянно проживают на не контролируемой Украиной территории и лишь иногда приезжают, чтобы получить пенсии и пособия, сказать никто не может.
Детей, которые отправились в Христианский лагерь, ждут психологи. "Это дети, которые требуют реабилитации, – объясняет руководитель краматорской общественной организации "Фонд розвитку громади" Станислав Черногор. – Ну и нужно понимать, что 90 процентов жителей Донбасса не выезжали дальше Донецкой области. Для большинства из этих детей поездка в Ровенскую область может вообще стать единственным шансом увидеть остальную Украину".
Переселенцам привозят гуманитарную помощь от благотворительного Фонда Рината Ахметова – например, в центр, открытый организацией "Країна вільних людей", ежемесячно приходят от двух до двух с половиной тысяч продуктовых наборов для взрослых и примерно 500 – для детей. Многие, в том числе переселенцы, считают всесильного в Донбассе бизнесмена одним из виновников вооруженного конфликта, но регулярно его помощью пользуются.
В начале недели в Краматорске прошла пресс-конференция нового председателя Донецкой областной администрации Павла Жебривского. Он пришел на нее в камуфляже и в окружении пресс-офицеров штаба АТО. Журналисты его сразу же спросили: "Вы таким образом показываете, что нам сейчас нужен военный генерал-губернатор, а не управленец?" Жебривский, сменивший 11 июня Александра Кихтенко, говорил в основном о своих планах, о развитии экономики региона и о необходимости поддержания порядка на контролируемой Украиной территории.
"Мой главный приоритет – закон и порядок на территории Донецкой области, – заявил Жебривский. – Что это значит? Это значит, что все силовые структуры должны работать, как предписывает закон. Это значит, что все люди должны быть уверены, что их права и свободы защищаются прокуратурой, милицией, СБУ. Необходимо на деле показать разницу с оккупированной территорией. Люди должны видеть, что здесь белое, а что здесь черное".
Пока мы не покажем реальность, ничего не получится. На одну брехню отвечать другой брехней нельзя
Местные власти, похоже, действительно задались целью противодействовать пропаганде российского телевидения наведением относительного порядка. "Это будет лучшая агитация для людей, которые приезжают из Горловки и других поселков. Они должны понимать, что приходят на территорию, где есть закон, который одинаков для всех, – заявил Жебривский. – Российские телеканалы с утра до вечера рассказывают о распятых младенцах. Вата в голове появляется от российской пропаганды. Пока мы не покажем реальность, ничего не получится. На одну брехню отвечать другой брехней нельзя".
Блокада должна быть глобальной и касаться и людей, и товаров, и денег. Я буду на этом настаивать
Впрочем, чтобы быть успешным в своем желании противопоставить Краматорск и Мариуполь находящемуся под контролем сепаратистов Донецку, Жебривскому придется решить несколько очевидных проблем, главные из которых – до невозможности забюрократизированный порядок проезда через линию соприкосновения сторон, тотальная коррупция и контрабанда. Губернатор, однако, считает, что контрабанды нет, а есть "рэкет как в 90-е", поскольку юридически границы в области отсутствуют. "Раз мы приняли решение об экономической блокаде, она не может быть разорванной. Блокада должна быть глобальной и касаться и людей, и товаров, и денег. Я буду на этом настаивать", – заявил Жебривский.
Обстрелы Марьинки, расположенной фактически в пригороде Донецка, не прекращаются до сих пор
Проблему контрабанды в какой-то мере может решить новый пропускной режим, вступивший в силу 16 июня. Самое главное нововведение – запрет на пересечение линии соприкосновения пассажирскому транспорту, кроме тех автобусов, что будут вести организованные группы: переселенцев, детей на отдых и так далее. С другой стороны проехать на автомобиле теперь станет легче: необязательным стал бумажный пропуск, если разрешение уже внесено в электронную базу. Грузоперевозки же теперь будут осуществляться только железной дорогой, кроме редких, специально оговоренных случаев. Местные жители к нововведениям настроены скептически: в прекращение контрабанды они не верят и ждут резкого повышения цен на услуги частных перевозчиков, которые стали монополистами после отмены пассажирского сообщения между самопровозглашенной ДНР и территорией, контролируемой Украиной.
Может сложиться впечатление, что в Краматорске и прифронтовой зоне установился если не мир, то, по крайней мере, его видимость. Однако даже такое слово будет преувеличением. 16 июня волонтеры повезли груз гуманитарной помощи, но были остановлены на блокпосту, потому что впереди, между Марьинкой и Красногоровкой, в 120 км от Краматорска, начался обстрел, который перешел в ночной бой. Обстрелы Марьинки, расположенной фактически в пригороде Донецка, не прекращаются до сих пор. В ночь на 18 июня при обстреле поселка пострадали двое украинских военных. Советник главы министерства обороны Зорян Шкиряк заявил, что военнослужащие ВСУ, Нацгвардии и МВД отражали в эту ночь атаку сепаратистов, поддерживаемых бойцами российского ГРУ.
Очень напряженной остается ситуация и с пленными военнослужащими, которых, по словам заместителя советника министра обороны Василия Будика, в зоне АТО около 200. Еще примерно 200 человек – гражданские лица, которых захватили ради выкупа. Будик, который отвечает за обмен пленными в секторе, 14 июня сумел вызволить захваченных в Горловке местных волонтеров – Сергея Лозинского и Юлию Петренко. "Раньше, когда в Горловке руководил Безлер (Игорь Безлер, один из командиров вооруженных сепаратистов, покинувший зону конфликта осенью 2014 года. – РС), договориться о пленных было проще, – рассказал Будик. – Иногда мы узнавали, что какие-то люди захватили в плен гражданских ради выкупа, и просили людей на той стороне о содействии. Были случаи, когда команды Безлера освобождали пленных, и уничтожали тех, кто таким образом пытался заработать".
Есть третья сила, которая не дает этого сделать, провоцирует обе стороны конфликта
"Мы занимаемся военной дипломатией. Ею необходимо заниматься, потому что пленных на этой войне очень много с обеих сторон. Раньше было сложнее: сепаратисты пытали и убивали наших военных, и здесь пленных убивали – так сказать в порыве праведного гнева. Это продолжалось до тех пор, пока мы не привезли на обмен двух ребят, полностью искалеченных. У одного была отбита голова, у другого все кости переломаны. И мы тогда сказали: "Посмотрите, вы хотите, чтобы вот так всегда было? Чтобы с нашими ребятами обращались в ответ так же, как мы?" И этот круг удалось разорвать.
"На той стороне тоже многие устали от войны и хотят ее закончить, но создается ощущение, что есть третья сила, которая не дает этого сделать, провоцирует обе стороны конфликта", – отметил Будик. Большинство проукраински настроенных активистов и волонтеров такой "третьей силой", не желающей мира, называет российские войска, наличие которых в зоне АТО даже не обсуждается. Здесь об этом просто знают, и все.