Ссылки для упрощенного доступа

Могильник – в каждый дом


Как бы вы отнеслись к тому, что в вашем огороде вдруг оказался бы построен ядерный могильник? Не теплилась ли у вас в душе крупица разумного сомнения, не чесались бы у вас кулаки от желания врезать кому-то за такую услугу?

Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко – не из таких людей. Он не только ратует за появление могильника в области, но и исполнительная власть, ориентируясь на его позицию, умудрилась доказать в суде, что для строительства пункта захоронения радиоактивных отходов нужны не слушания, а решение межведомственной комиссии при областном правительстве.

Вряд ли кому-то стоит объяснять, что такое радиоактивное излучение. Достаточно знать, что его нельзя ни понюхать, ни почувствовать, зато, в зависимости от уровня поражения организма, последствия варьируют от различных форм хронических нарушений здоровья до смерти. Такие детали не смущают ни межведомственную комиссию, ни самый гуманный в мире суд, ни губернатора.

По предварительным данным, размещение ядерного могильника планируется на территории уже существующего филиала Росатома в Сосновом Бору. Казалось бы, неплохо, что атомщики не добиваются выделения им дополнительной территории. Но в трех километрах от этого могильника располагаются дачные поселения, в шести километрах – семидесятитысячный Сосновый Бор, а в сорока – пятимиллионный Петербург?

Знаете ли вы, что могильник планируется разместить на расстоянии от 500 метров до полутора километров от Балтийского моря? Место планируемого захоронения находится среди подводных горизонтов, которые питают водой районы Ленинградской области. Любая утечка на таком объекте приведет к глобальной катастрофе в регионе. Тысячи людей окажутся заражены ранее, чем узнают о случившимся, после чего останутся без воды либо будут вынуждены "пить радиацию".

А кто сможет себя чувствовать в безопасности, покупая сельскохозяйственные продукты Ленинградской области и зная о таком соседстве? На прилавках Петербурга товары из области сейчас желанные гости, но кто захочет покупать продукты, держа дозиметр в руке? К примеру, покупая курицу, внимательно изучать этикетку, далеко ли место производства от Соснового Бора и не шипит ли зловещим звуком прибор в сумочке, когда подходишь к прилавку?

Жителей отстранили от обсуждения и принятия решений, но кто дал властям право распоряжаться человеческими жизнями?

Еще одна шокирующая подробность. Объем хранилища, которое собираются построить, – 250 тысяч тонн. При этом Росатом, еще с времен СССР, захоронил примерно 150 тысяч тонн. Что означает: данный могильник будет использоваться для захоронения ядерных отходов со всей России. Несомненно, жители Владивостока будут счастливы. А вот Европейский союз – если не планирует завозить к нам свои отходы – будет в шоке от размещения могильника в непосредственной близости от своих границ и Балтийского моря. Или, может быть, нам следует размышлять патриотичнее и рассматривать могильник как новую форму сдерживания НАТО в ее продвижении на восток?

Я думаю, причины гораздо банальнее: они в высоком уровне безразличия к человеческой жизни и в коррупции. А чиновники и судьи, забыв, что должны защищать права и свободы граждан, исполняют распоряжения, приходящие сверху. Жителей отстранили от обсуждения и принятия решений, но кто дал властям право распоряжаться человеческими жизнями?

Движение "Красивая Ленобласть" запустило петицию, в которой содержится требование запретить строительство пункта захоронения радиоактивных отходов на территории Северо-Западного региона. Ядерные могильники нужно строить там, где нет людей, не нанося сокрушительного ущерба экологии.

Анатолий Канюков – петербургский политик, социал-демократ

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG