В Москве уволены с работы организаторы митинга "За доступную и качественную медицину" Ольга Демичева и Семен Гальперин. Новый врач 11-й городской больницы объявил, что в штатном расписании клиники, которую преобразовывают в паллиативный центр, подходящих для них должностей нет. Одновременно получила продолжение скандальная история врача московской детской стоматологической поликлиники №26 Ивана Степанова, который был избит руководством этого медучреждения вскоре после того, как направил письмо столичному мэру Сергею Собянину о ситуации с загруженностью медперсонала.
В конце 2014 года московские власти объявили о реформировании столичного здравоохранения. По замыслу чиновников, для улучшения качества медицинского обслуживания необходимо провести реструктуризацию здравоохранения, для чего планируется значительно сократить количество больниц и медицинского персонала. Информация о грядущих реформах вызвала возмущение медиков и пациентов. В ноябре 2014 года на Суворовской площади в Москве прошел митинг под лозунгом "Остановить развал медицины Москвы!", на который пришли несколько тысяч человек. За участие в митинге многим медикам грозили увольнением.
Одной из идейных противниц объявленной московскими властями реструктуризации столичного здравоохранения стала врач-эндокринолог 11-й больницы Москвы Ольга Демичева. В результате реформы 11-ю больницу объединили с 64-й, многих врачей и медперсонал ожидало сокращение. Но благодаря активности Ольги Демичевой и врача-невролога Семена Гальперина, которые обратили внимание на многочисленные нарушения при объединении медучреждений, 11-ю больницу удалось отстоять. На ее базе было решено создать Центр паллиативной медицины – для оказания как медицинской, так психологической помощи неизлечимо больным и их родственникам.
Дело в том, что именно в 11-й больнице появилось первое отделение паллиативной медицины, и все врачи этой клиники прошли специальное дополнительное обучение. Концепция создания Центра паллиативной медицины была разработана медиками 11-й больницы еще в 2013 году. О его необходимости говорили на митингах врачей и Ольга Демичева, и Семен Гальперин, но в итоге им в новом медицинском учреждении места не нашлось.
– В конце февраля 2015 года вышел приказ Департамента здравоохранения о создании Центра паллиативной медицины, – рассказывает Ольга Демичева. – Когда мы об этом узнали, то ждали, что завтра все оно и произойдет. Но произошло буквально следующее. Де-юре центр был организован на базе подмосковного заброшенного 10 лет назад бывшего детского санатория №24, где давно уже стоят разваливающиеся корпуса, живут 10 человек без определенного места жительства. Там какая-то абсолютно брошенная территория. Находится она где-то в районе станции Катуар. Де-юре созданный там Центр паллиативной медицины, конечно, начинать свою работу не мог. И де-факто он образуется сейчас на базе 1-го филиала клинической больницы №24, который передан в бесплатную аренду на неограниченное время Центру паллиативной медицины. Что стоит за этим пируэтом – де-юре, де-факто? Если бы Центр паллиативной медицины был образован немедленно и сразу здесь, мы все бы перешли сюда по 75-й статье. Ни одного из нас нельзя было бы уволить. Но был сделан пируэт с переходом в другое учреждение, хотя мы остаемся сидеть ровно на своих рабочих местах. Только этот вариант перевода в другое учреждение дает возможность не пригласить неугодных сотрудников.
– А почему они сочли вас неугодными? Из-за вашей гражданской активности?
– Я убеждена, что причиной тому явилась наша яростная борьба за свою клинику, за создание Центра паллиативной медицины. Кроме того, эти господа ассоциируют с нами появление в интернете того самого громко нашумевшего плана-графика ликвидации московских больниц, который и запустил серию митингов протеста пациентов и медработников, которые происходили осенью-зимой прошлого года.
– Как отнеслись ваши коллеги к этой новости?
– Наши коллеги нас, естественно, поддерживают. Наши коллеги – это наши товарищи, единомышленники и друзья. Они уже обратились с письмом к главному врачу Центра паллиативной медицины Соколову Андрею Аркадьевичу, где заявили, что считают неправильным, несправедливым, ошибочным то, что нас с Семеном Гальпериным оставили за бортом, не пригласили на работу в центр. Они уже обращаются к правозащитникам. Насколько я знаю, они уже связались с доктором Рошалем. Они уже действуют сами. Думая, что обезглавлено движение за справедливую медицину тем, что убрали нас из коллектива, Департамент здравоохранения (или те, кто велел ему так поступить) очень сильно просчитался. Потому что мы все коллеги, единомышленники, хотим реально помогать людям. Мы хотим их лечить. Мы за это боролись, – рассказала Ольга Демичева.
Не остались в стороне и коллеги врача другого московского медицинского учреждения – детской стоматологической поликлиники №26 – Ивана Степанова. На этой неделе он попал в больницу после того, как был избит в своем же кабинете собственным начальством. Сотрудники поликлиники уже подписались под письмом с требованием уволить главного врача Ольгу Сагину и ее заместителя Герасима Бостанджяна. Подробности этой истории в интервью РС рассказал организатор многочисленных акций протеста медиков Андрей Коновал из независимого профсоюза медицинских работников "Действие", членом которого состоял избитый стоматолог Иван Степанов:
– Примерно десять дней назад Иван написал письмо мэру Москвы Собянину, в котором поставил вопрос, прежде всего, о том, что 15 минут приема на одного ребенка, которые ввели в детской стоматологической поликлинике, где он работает, – это неприемлемый промежуток времени. После того как он это письмо отправил, на него начались гонения. Потому что письмо было спущено в поликлинику и руководство решило выдавить врача. В отношении него устраивались предвзятые проверки, пытались составить на него документы, на основании которых можно было бы вынести дисциплинарные взыскания, вплоть до того, что он был вынужден писать объяснительные по выходу в туалет в течение рабочего дня. В этой ситуации Иван обратился в наш профсоюз посоветоваться, как ему себя защитить, и стал его членом. После этого Иван узнал от коллег, что в ящике его рабочего стола руководством был устроен обыск. Когда он пришел на работу и сидел в своем кабинете, неожиданно вошли главный врач, двое ее заместителей, и начали требовать от Ивана, чтобы он подписал акт проверки его рабочего места с какими-то нарушениями, которые были выявлены, по их мнению. На что Иван сказал, что не собирается подписывать акт, при составлении которого он не присутствовал. Начались угрозы, Иван включил видеозапись на телефоне. И тут, по рассказам очевидцев и самого Ивана, его повалили на пол, он ударился головой о кафельный пол и получил сотрясение мозга. Заместители наносили по нему удары, а главврач стала вырывать из рук телефон. Телефон, на который велась видеозапись, кстати, пропал. Руководство написало заявление в полицию, что якобы Иван сам накинулся на главврача.
– Как коллеги Ивана отнеслись к этой истории?
– Коллеги в первый день были достаточно пассивны. А когда пошла клеветническая информация, которую транслировали в том числе и через пресс-службу Департамента здравоохранения, что якобы Иван избил главного врача, а не наоборот, сотрудники Ивана заступились за его честь и составили обращение на имя Собянина и руководителя Департамента здравоохранения. Они выразили свое отношение к Ивану Степанову и указали, что не допускают мысли, что он мог бы на кого-то напасть. В то же время они отмечают, что и ранее взаимоотношения с новым руководством не было благополучным. Они потребовали от руководства отрасли и мэра города принять меры, чтобы эти люди были отстранены от занимаемых должностей. В течение нескольких часов было собрано порядка 60 подписей на трех листах. Правда, один лист потом был похищен кем-то из представителей администрации. Но 44 подписи сейчас в распоряжении профсоюза "Действие" и сегодня они будут направлены по адресам.
По словам Андрея Коновала, Департамент здравоохранения Москвы уже отстранил от должности руководство детской стоматологической поликлиники №26 на время проведения служебной проверки.