Сначала Нефтеюганск вместе с Нижневартовском, Сургутом и Югрой затронул сильный паводок. А 23 июня прорвало трубу градообразующего предприятия "Роснефти" – "РН-Юганскнефтегаз", с паводковыми водами нефтепродукты попали в протоку Чеускина. Люди дышат нефтяными испарениями, гибнет рыба, страдают птицы, животные, уничтожены дачные хозяйства. Власти твердят о "тяжелом наследии Ходорковского".
Началось испарение от нефти, мы надышались. Пока отравления еще не было, но что ни ешь – горечь во рту
В соцсетях жители жалуются на то, что установленные для сбора нефти боновые заграждения не справляются. Против "Юганскнефтегаза" возбудили административное дело по статье "Нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и истощение". Из водопроводных кранов идет темная грязная жидкость, правда, на проблемы с городским водопроводом и канализацией жители указывали и раньше.
Октябрь 2014 года:
Росприродназдор обещает произвести расчет ущерба экологии от нынешнего "нефтяного" наводнения, однако, по словам жителей затопленных домов, остальных компенсаций предприятие "Роснефти" предлагает добиваться в суде. Об этом Радио Свобода рассказала Любовь Петрова, домохозяйка, которая с мужем и собакой осталась в своем доме, несмотря на загубленную землю. Говорит, им некуда идти. Она владелица одного из подтопленных участков – в этом районе около 70 домов, из которых особенно пострадали три. Внука они отправили в Омск, "чтобы не надышался":
– Двадцать третьего июня у нас был сильный запах. Ветер дул, но до нас тогда затопление не дошло, по крайней мере, на участках ничего не было. А вот в ночь с 23-го на 24-е началось. Я точно помню, мужу говорю: "Что-то вообще сильно пахнет соляркой". Он говорит: "Да здесь же база рядышком, может быть, нефть переливается, из-за этого пахнет". А утром проснулись – как болото, ходили в сапогах. И вода прибыла, и все в нефти. У нас здесь стройка идет, мы даже не смогли спасти стройматериалы. Потом каждый день, каждые два дня точно, она прибывала: около дома был слой нефти на три пальца. Они уже дня три как чистят тут.
– Только три дня чистят?
– Нет, не совсем, 24-го были специалисты по окружающей среде, 25-го приехали очищать. Чистят там, где есть доступ к дачным домам.
– Как они очищают участки?
– Такие, даже не знаю, как они называются точно, баржи или буйки ставят, чтобы нефть не расплывалась, и откачивают, видимо. Вот убрали, по крайней мере, то, что было. И стало лучше. Вчера опять ездили и смотрели.
– А они с людьми общались, спрашивали, как и что?
– Вчера была комиссия, а так в основном мы ездим. Ведь это же наша частная собственность. Мы ездим и "требушим" начальство, собрались с трех участков, где больше всего затопило... У нас весь участок затопило, и дом пострадал. В доме еще не плохо, но полы уже в мазуте. Я все засняла, у нас слоем в три пальца нефтью земля покрыта. А у соседей бревенчатый дом, у них и в доме вода. Он ближе стоит, а мы отсыпали, поднимали, и землю, и навоз завезли в этом году. Может быть, еще за счет того, что подняли, нас меньше затопило.
– Урожай пострадает?
– Должна вода уйти, а потом пообещали рекультивацию, будут все убирать, завозить новое. Но у нас как бывает: слова расходятся с делами, но будем надеяться на лучшее.
– Как еще обещали помочь?
– "Юганскнефтегаз" обещал только рекультивацию, а остальное, сказали, через суд. Так что 3 июня у нас будет независимая комиссия, оценят ущерб. Вчера была прокуратура, администрация районная, из МЧС были, смотрели. Естественно, уже нет того, что было вначале, уже намного лучше ситуация сейчас. Они сказали, что пока вода не сойдет, нам ничем помочь не смогут. У нас здесь внук был, началось испарение от нефти, мы надышались. Пока отравления еще не было, но что ни ешь – горечь во рту.
– Вы круглый год там живете?
– Да, на дачном участке наша семья. Нам некуда и уехать. Внука смогли отправить, чтобы хоть ребенок не дышал всем этим.
– А врачи приходили, говорили, что нужно делать, чтобы не отравиться?
– Нет, никого не было. Никто и не придет, пока мы сами не побеспокоимся.
– У вас паводки часто?
– Ну, в прошлом году только до забора было. А мы еще подняли землю, чтобы не подступало совсем. Говорят, что последние семь-восемь лет почти каждый год подтапливает, но такой большой воды давно уже не было. Нефти вообще не бывало! Это первый случай. Ну, вечного ничего нет. Видать, где-то труба прорвалась, и вот результат.
– Вы собираетесь судиться с компанией? Вы понимаете, что поначалу сами будете оплачивать экспертизу и издержки?
– Я так поняла, что у нас дочерняя компания "Роснефти". Вот нас к ней и направили – в "Юганскнефтегаз", к ним и пойдем с иском, комиссией. Они, получается, ответчики. Платить, естественно, придется. Но я так думаю, что если мы подадим в суд, это все будет входить в компенсацию: материальный ущерб и возмещение всех потерь. У нас и огород был засажен, и саженцы, и ягоды, не говоря уже о такой мелочи, как морковка и остальное. Стройматериалы у нас тут были: как раз решили утеплиться, и все "поплыло".
– А животные есть у кого-нибудь из соседей, скот?
– У нас здесь не держат. Ниже фермер недалеко. А у нас только собака. Постоянно на сухом возвышенном месте сидит.
– Местные СМИ говорят про 10 гектаров затопления. Вы как оцениваете масштаб загрязнения?
– Я не могу сказать, знаю, что ондатры вылезали все в нефти. Люди, которые спасали свои хозяйства, говорят, что утки тоже. Другие птицы... Все пострадало. И рыба погибла, и мальки. Здесь же река. По площади не могу судить, но очень много!
– Вы довольно спокойно все рассказываете. Уже привыкли?
– Мы очень переживаем. Это же все труд! Очень, конечно, тяжело. Но от того, что я буду плакать, лучше не станет. Как говорится, хочется надеяться на лучшее.
По данным Управления Росприроднадзора по ХМАО, "площадь загрязнения составила 500 х 800 м", на воде пленка в миллиметр. В "Юганскнефтегазе" утверждают: было установлено больше 10 рядов заграждений, благодаря оперативным действиям удалось предотвратить попадание нефти в Обь. Сами же жители подтопленных домов говорят иное.
Дочь Любови Петровой Вероника Ренье на следующий день после прорыва трубы опубликовала в соцсети сообщение о том, что "комиссия Роснефти разводит руками и не желает огласки". На форумах жители Нефтеюганска в первые дни после разлива сетовали на то, что до федерального телевидения новости из их города так и не дошли.
То же самое – только уже о проблемах с паводками – пытаются донести Владимиру Путину жители другого крупного города ХМАО, Нижневартовска. В середине июня написали петицию президенту России с требованием построить дамбу:
"На территории садово-огороднических организаций в городе Нижневартовске в 2015 году затоплено более 9000 (ДЕВЯТИ ТЫСЯЧ!!!) дачных участков и жилых домов в более ста садово-огорднических товариществах! Более 27000 жителей города Нижневартовска пострадали от наводнения! ТЕЛЕВИДЕНИЕ И СМИ НЕ ОТОБРАЖАЮТ РЕАЛЬНОЙ КАРТИНЫ И МАСШТАБА, ЦИФРЫ ЗАНИЖЕНЫ В 20 РАЗ!!!" – говорится в петиции (орфография и пунктуация сохранены. – РС).
В Нефтеюганске жители также не раз обращались к президенту из-за городских проблем. Местные же власти склонны винить в городских проблемах бывших владельцев ЮКОСА. Когда – еще в апреле – улицы Нефтеюганска затопило из-за тающего снега, сити-менеджер Вячеслав Арчиков обвинил в этом Михаила Ходорковского и деятельность ЮКОСа, оставивших городу "тяжелое наследие":
"Ходорковский выжимал из территории все, что можно, и город не получал достойного развития. Я не просто так сказал, что мы получили к 2011 году 16 тысяч квадратных метров жилья. Это регресс. Если строительство не развивается, то и другие отрасли не развиваются. При нем развивалась только нефтяная отрасль. Я работал в гидроразрывном предприятии, мы закачивали в пласты 10–12 тонн пропанта для гидроразрыва. Пришел Ходорковский – стали закачивать 100 и более тонн пропанта. Отбор из скважин стал интенсивней, но чем больше больше отбираешь, тем меньше приток. Конечно, со временем Приобское месторождение начало проседать. Ходорковский и в этом плане нанес вред развитию нефтегазового комплекса. И развитию города Нефтеюганска", – заявил Арчиков на пресс-конференции, добавив, что в этом году на ремонт ливневой канализации денег городу не выделено.
Компанию ЮКОС Михаил Ходорковский возглавлял с 1997-го по 2004 год. Позже она перешла "Роснефти". Во вторник, 30 июня Следственный комитет заявил о том, что возобновляет дело об убийстве в 1998 году мэра Нефтеюганска Владимира Петухова и не исключает, что заказчиком этого и "других" преступлений был Михаил Ходорковский.