Ссылки для упрощенного доступа

Вокруг Ирана


...26 июня, пятница, вечер. Над моим домом кружат полицейские вертолеты, а на венском Ринге напротив воют сирены – это значит, что Джон Керри опять в городе. Пересекаю Городской парк и выхожу на противоположную сторону, туда, где начинается Первый район. Лимузин тихо подъезжает к отелю Mariott, в двух шагах от места, где должен проходить заключительный раунд переговоров с Ираном, и VIP-пассажир исчезает за дверью. Костылей, которые госсекретарь США активно использовал при погрузке в свой самолет, я не заметил, поскольку было уже темно...

30 июня должно было быть подписано итоговое соглашение, но, судя по заявлению духовного лидера Ирана аятоллы Али Хаменеи, сделанному за день до прилета Керри в столицу Австрии, предварительная договоренность по иранской ядерной программе не являлась гарантией принятия окончательного решения. Это заявление было обнародовано сразу же после того, как заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Рябков встретился в Вене со своими иранскими коллегами. Наверняка такая встреча была нужна, чтобы проинформировать иранскую сторону о позиции России и посоветовать, как следует себя вести на предстоящих переговорах. Если, конечно, Тегеран заинтересован в дальнейших взаимоотношениях с Москвой. Несколько месяцев назад австрийская пресса назвала резиденцию в Пуркерсдорфе главным шпионским центром России в Австрии, откуда осуществляется нелегальный мониторинг всех систем городских коммуникаций.

Я уже писал о проникновении шпионского вируса Duqu-2 в компьютерную систему венского отеля Palais Coburg, где проходила предыдущая встреча с делегацией Ирана. На этот раз, как сообщил компетентный источник близкий к делегации Ирана, меры кибербезопасности были приняты соответствующие. Пока я уточнял, какие именно, прямо сюда, в пресс-центр, расположенный между отелями Marriott и Palais Coburg, поступило сообщение, на которое мало кто обратил внимание. Оказывается, еще 30 апреля нынешнего года правительство РФ опубликовало распоряжение Дмитрия Медведева о подписании соглашения между Россией и Китаем о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности.

Лидеры "новой России" – как раньше, так и сейчас – недолюбливают евреев, Великобританию, США, Западную Европу и всех тех, кто не хочет плясать под кремлевскую дудку, одновременно используя лозунг "враги моих врагов – мои друзья"

Одним из пунктов документа является противодействие угрозе совершения преступлений, связанных с неправомерным доступом к компьютерной информации. Россия и Китай в рамках этого соглашения начали оказывать практическую помощь в области киберзащиты Корпусу стражей исламской революции, также известному в Иране как Революционная гвардия или Пасдаран. Корпус, командует которым сам аятолла Хаменеи, "оказывает содействие армии в деле защиты независимости, территориальной целостности государства и исламского республиканского строя", распространения мусульманских идей в мире, борьбы с "подрывными элементами, выступающими против исламской революции", оказания помощи органам разведки и контрразведки. Иными словами, при помощи России и Китая Иран в эти дни получает сверхсовременную систему киберзащиты, которая поможет Пасдарану успешно сопротивляться попыткам контроля со стороны США, ЕС, Израиля, НАТО и Международного агентства по атомной энергии.

В своем заявлении на прошлой неделе лидер Ирана аятолла Хаменеи указал на семь "принципиальных линий водораздела", при сохранении которых его страна не пойдет на так называемые финальные соглашения. Среди прочих – требование Ирана немедленно отменить все экономические и иные санкции в случае, если соответствующие документы все-таки будут подписаны. Кроме того, Иран возражает против попыток международных инспекторов добиться права посещения его военных объектов. Иран против того, чтобы запрет на развитие его ядерной программы был установлен на срок до 10 лет и более. Пообщавшись с Керри 20 минут в воскресенье, министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф Хонсари отбыл на родину для консультаций со своим руководством.

Глава иранской делегации вернулся, как и планировалось, во вторник. И не он один: в установленную договором дату – последний день июня – все главы внешнеполитических ведомств стран-участников снова собрались в столице Австрии. Понятно, и этого никто из присутствующих не скрывал: переговоры далеко не простые, трудно надеяться, что итоговый документ будет подписан в установленный срок. В конце концов, эта дата уже переносилась, и не один раз. Так произошло и сейчас: объявлено о продлении переговоров до 6 июля.

Ранее аятолла Хоменеи заявил о том, что Иран "отвергает долгосрочный мораторий ядерных исследований и хочет запретить международным инспекторам доступ на военные объекты". На минувшей неделе этот запрет подтвержден законодательно. Все это может быть связано с тем, что Революционная гвардия приобрела систему киберзащиты, применение которой оставляет международным инспекторам только один выход – непосредственный контроль на месте, а также встречи и беседы с местными специалистами, что, собственно, и было запрещено иранскими властями и что является одним из важнейших препятствий для подписания финального соглашения.

В этой связи вспомню заявление президента России Владимира Путина в апреле нынешнего года о том, что Россия начинает поставлять в Иран зенитные ракетные комплексы С-300: "Сделано это было [введение эмбарго на поставки С-300. – БВ] в связи с проблемами по иранской ядерной программе. Но сегодня иранские партнеры демонстрируют очень большую гибкость и явное желание достичь компромисса. По сути, все участники переговоров объявили, что соглашение уже достигнуто, и вопрос только в технических деталях. Поэтому мы и приняли такое решение".

В том, что Россия поддерживает и вооружает Иран, сомнений нет. Еще до того, как Путин объявил о поставках российских зенитно-ракетных комплексов, министр иностранных дел России Сергей Лавров провел консультации с главой МИД Ирана Мохаммадом Джавад Зарифом перед его встречей в Лозанне с Керри. Вопрос: почему и зачем? Впрочем, вопрос риторический: лидеры "новой России" – как раньше, так и сейчас – недолюбливают евреев, Великобританию, США, Западную Европу и всех тех, кто не хочет плясать под кремлевскую дудку, одновременно используя лозунг "враги моих врагов – мои друзья". Это классика жанра, все началось еще при Ленине и продолжается до сих пор. Поэтому практически все эксперты едины во мнении, что Запад вряд ли сможет добиться сколько-нибудь принципиального прогресса в отношениях с Ираном. Как заявил британский министр Филип Хаммонд: "Лучше никакой сделки, чем плохая сделка".

Борис Володарский – историк спецслужб, научный сотрудник Лондонской школы экономики и политических наук

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG