Ссылки для упрощенного доступа

Шаг до пропасти


Хитроумная, но абсолютно бессмысленная затея греческого премьер-министра Алексиса Ципраса с референдумом по вопросу ультиматума тройки кредиторов греческому правительству сыграла с греками злую шутку. Видимо, у Ципраса была иллюзия, что он всегда может отыграть назад и принять ультиматум, сохранив Грецию в зоне евро и получив деньги на выплаты по долгам, содержание государства, а в идеале – еще и добившись списания существенной части долга в обмен на непопулярные реформы. И в пятницу, когда правительство Ципраса направило в группу кредиторов свои предложения, практически идентичные тем, что были отвергнуты греками на референдуме, когда за эти предложения проголосовал греческий парламент, в то, что "план Б" Ципраса сработает, поверили даже инвесторы. Европейская валюта начала стремительно расти к доллару и йене, европейские индексы начали отыгрывать потери начала недели. Нефть, рубль, китайские акции, другие рисковые активы, от которых все дружно избавлялись еще в начале минувшей недели, вновь стали пользоваться спросом.

Вот только и рынки, и греческое правительство, и еврооптимисты несколько поторопились с проявлением оптимизма. Если французы, главные союзники и консультанты греческого правительства, поспешили похвалить "новые" греческие предложения, то немцы, главные спонсоры греческой "вечеринки за чужой счет", заняли жесткую позицию. Канцлер Германии Ангела Меркель исключила возможность новых списаний по греческому долгу (предыдущая реструктуризация была проведена в 2010 году), а также заявила, что никакого "политического" решения об очередном спасении Греции на саммите членов еврозоны не будет, пока свою визу на плане спасения не поставят министры финансов Еврогруппы.

Параллельно с резкой критикой выступили представители правящей коалиции в бундестаге, что не следует сбрасывать со счетов, поскольку очередная программа помощи требует утверждения немецким парламентом. Позже их позицию на Еврогруппе обозначил и министр финансов Германии Вольфганг Шойбле – он выразил вполне резонное недоумение тем, что подготовленное правительством Ципраса соглашение повторяет ультиматум кредиторов, против которого всего несколько дней назад сам Ципрас убеждал греков голосовать. Есть ли смысл обсуждать план спасения страны, отвергнутый весьма убедительным большинством населения этой страны? Кого Ципрас пытается обмануть – кредиторов или греческий народ?

Немецкий министр финансов в своем скептицизме не одинок, более того, он занимает даже не самую жесткую позицию в данном вопросе. Финны и представители стран Балтии к началу переговоров были настроены на прекращение финансирования Греции Евросоюзом. Нидерланды также были бы не против окончательно разрешить греческую проблему, висящую над европейским валютным союзом последние полдюжины лет.

К началу субботнего заседания Еврогруппы большинство склонялось к тому, что министры финансов, пусть и с некоторыми поправками и оговорками, примут третью программу помощи Греции и рекомендуют ее принять на воскресном саммите ЕС. Это как минимум позволило бы Европейскому ЦБ продолжить экстренное финансирование пребывающих в коме греческих банков. Однако уже в воскресенье стало очевидно, что вопрос ставится по-другому. Группа стран во главе с Германией в принципе не уверена в целесообразности даже начинать новые переговоры с Грецией, а про выделение денег пока и вовсе речи не идет. К утру понедельника – после ночных переговоров – появились сообщения о том, что какой-то компромисс найден. Ситуацию оценил один из участников диалога Еврогруппы с представителями Греции: "Все ОК. Но когда у вашего виска пистолет, вы тоже говорите "ОК".

Все это означает, что Греции может банально не хватить времени на то, чтобы избежать финансового коллапса. "План Б" Алексиса Ципраса не сработал, более того, историей с референдумом он полностью дискредитировал себя как серьезного политика. Лучшее, что он может сделать в данных обстоятельствах, – добровольно покинуть валютный союз либо уйти в отставку. Возможно, эту жертву Германия примет и согласится на финансирование более лояльного европейским стандартам и ценностям греческого правительства.

Для мировых рынков же возникшая ситуация будет означать новые потрясения. Паника будет сменяться эйфорией, на смену которой придут новые панические волны. У Европы есть детально проработанный план действий на случай греческого дефолта и выхода страны из еврозоны, но инвесторы могут счесть его недостаточным. Не исключено, что уже в начале недели возобновится обвал китайского рынка, остановленный властями в Пекине лишь при помощи экстренных административных мер. Под угрозой и сырьевые рынки, особенно рынок нефти, на который дополнительное давление оказывает все еще возможное снятие санкций с Ирана. И в этих обстоятельствах стабилизация рубля может оказаться лишь временной передышкой перед новыми потрясениями.

Максим Блант – экономический обозреватель

Высказанные в рубрике "Право автора" мнения могут не отражать точку зрения редакции

XS
SM
MD
LG