Ссылки для упрощенного доступа

Скончался социолог Юрий Левада


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Вероника Боде.



Андрей Шарый: Сегодня в Москве скончался на 77-м году жизни известный российский социолог Юрий Левада. По словам коллег, Леваде стало плохо с сердцем прямо на рабочем месте. Врачам "скорой помощи" спасти ученого не удалось. Юрий Левада - доктор философских наук, профессор, автор многочисленных научных статей. Последние несколько лет он возглавлял аналитическую службу Всероссийского центра изучения общественного мнения, известную как "Левада-центр". Для многих коллег Юрий Левада - это пример честного служения науке, которая в Советском Союзе, да и в России последних лет часто бывала политизированной.



Вероника Боде: В 60-е годы Юрий Александрович Левада читал лекции по социологии на факультете журналистики МГУ. В 1969 году был уволен из университета "за идеологические ошибки в лекциях". С тех пор ученый на долгие годы был лишен возможности нормально работать, а созданный им в начале 60-х методологический семинар надолго перешел на полулегальное положение. Сейчас прозвучит фрагмент программы Егора Яковлева «Поговорим с друзьями о России» - эта запись сделана Радио Свобода в 2004 году. Юрий Левада - о социологии в России.



Юрий Левада: Формально социология в эмпирическом смысле этого слова в нашей стране исчезла в конце 20-х годов. Эмпирические исследования стали возникать в 60-е годы. Всякую вещь можно использовать по-разному, в том числе и социологию, и социологические исследования. Когда казалось, что они становятся не такими, как надо, тут мешали. Иногда пытались сделать такими, как следует, тоже было. Да и сейчас есть. Все может быть и опасным, и, наоборот, использованным. Вот радио... Радио может быть средством просвещения, а также и средством затемнения. Ну, любая другая дисциплина, хоть кино, хоть музыка, хоть и социология тоже. Я бы к слову "социология" добавил слово "независимая": независимая и серьезная. Бывают дисциплины и зависимые, и не слишком серьезные. Есть очень много организаций, которые называют себя и социологическими, и изучающими то и другое. Мы старались быть научными и независимыми. Вероятно, не всем это нравится. Так или иначе, многие свободы, которые были не то что завоеваны, а, скорее, получены (это особая история в нашей стране), оказались под угрозой ограничений, в том числе это относится и к свободе исследования общества, где мы живем. Жизнь всегда сложная и будет сложная, а жить можно и нужно.



Егор Яковлев: Вы большой оптимист.



Юрий Левада: Нет, я просто упрямец.



Вероника Боде: Юрий Левада и в самом деле был упрямым человеком. В 2003 году он был без объяснений причин уволен с поста директора Всероссийского центра изучения общественного мнения, который возглавлял 11 лет. Все ведущие сотрудники центра уволились вместе со своим руководителем и создали аналитическую службу под названием ВЦИОМ-А - позже она стала называться "Левада-центром". О Юрии Леваде вспоминает его друг и коллега Леонид Седов...



Леонид Седов: Для меня это личная потеря страшная. Это страшная потеря для науки, для социологии. И для всего общества это потеря, потому что он человек и гражданин, который всегда вел себя смело, по-граждански, честно и для многих был просто примером. Начинал он свою социологическую деятельность почти что как диссидент. И вся его последующая научная деятельность на таком же была честном, смелом уровне. Такая именно наука и нужна нашей стране. И когда уходят ученые такого плана и такого масштаба, то начинаешь понимать, что это невосполнимая потеря. Его научная деятельность была теснейшим образом связана с его гражданскими взглядами. Смерть Левады для России стоит в одном ряду со смертью людей... я даже не побоюсь назвать здесь и недавно ушедшую или убранную из жизни Политковскую. Это люди огромного гражданского значения. Без них нашему обществу будет труднее становиться здоровым.



Вероника Боде: Владимир Рыжков, депутат Госдумы, сопредседатель Республиканской партии России, тоже считает смерть Юрия Левады невосполнимой потерей.



Владимир Рыжков: Для меня лично это огромная личная утрата, потому что я давно и довольно хорошо знал Юрия Александровича, много раз участвовал в совместных конференциях, форумах, много раз с ним общался просто так, и у нас были прекрасные, очень теплые отношения. Во-первых, это был выдающийся, мирового класса ученый. Он является, по сути дела, одним из основателей социологии в нашей стране. Он читал первый курс социологии в Советском Союзе. Он до последних дней держал самую высокую научную марку. Его усилиями развивалась во многом российская, советская социология. Самое главное, что его научная репутация всегда была выше всяческой критики. Все знали: если "Левада-центр" дает данные, им можно безусловно доверять. Юрий Александрович Левада никогда не занимался политикой, но он играл огромную роль в российской политике, потому что он показывал политикам общество таким, какое оно есть. Политикам могло нравиться, могло не нравиться то, что писал Левада, и то, что показывали его исследования, но это всегда была очень точная, честная и беспристрастная оценка. Я могу сказать о себе, что я всегда ориентировался прежде всего на опросы Юрия Александровича Левады и его коллег и считал и считаю их наиболее честными и объективными. Он был одним из самых ярких и блестящих представителей поколения шестидесятников. Прекрасно известно, что в советские времена он преследовался. На протяжении многих лет и даже десятилетий ему не давали нормально работать в Советском Союзе, его работы не печатались. Фактически он был диссидентом. Но он всегда был верен своим убеждениям, как научным, так и гражданским. Это был выдающийся гражданин нашей страны, это был выдающийся демократ. И самая, может быть, большая драма его судьбы заключается в том, что он на протяжении многих лет преследовался властью, затем вместе с нами пережил короткий период относительной свободы в 80-90-е годы и в последние годы опять подвергся преследованиям властей. Вы прекрасно знаете, что он возглавлял ВЦИОМ, был смещен с поста руководителям ВЦИОМа нынешней властью. Власть пытались уничтожить его коллектив, его центр, но, к счастью, и это огромная заслуга Юрия Александровича Левады, он сохранил свой коллектив. "Левада-Центр" продолжал работать и продолжает работать сегодня. И вот эта драма заключается в том, что он всю свою жизнь посвятил не только науке, но и делу свободы в нашей стране, и, к сожалению, ушел от нас в тот момент, когда свобода снова попирается, когда в России попирается демократия и права человека. Это, наверное, самое грустное. Светлая память Юрию Александровичу Леваде. Это невосполнимая потеря, и в этом нет никакого преувеличения.



Вероника Боде: Юрий Левада много сотрудничал с Радио Свобода - два года был постоянным экспертом программы «Общественное мнение» и всегда, когда бы нам ни понадобилось, готов был прокомментировать не только свои исследования, но и любые события российской и зарубежной жизни в нашем эфире. Нам всем будет очень не хватать Юрия Александровича.


XS
SM
MD
LG