На открытых судебных слушаниях в Лондоне по делу об убийстве в 2006 году бывшего офицера ФСБ Александра Литвиненко в понедельник должен был дать показания по видеосвязи из Москвы Дмитрий Ковтун, которого, наряду с Андреем Луговым, британские власти подозревают в отравлении Литвиненко радиоактивным полонием. Однако показания Ковтуна не прозвучали, так как он, согласно официально версии, пока не получил разрешения на это от Следственного Комитета России. Председательствующий на процессе судья Роберт Оуэн дал время до 9 часов по лондонскому времени вторника, чтобы "Ковтун и СКР разобрались в своих отношениях".
Слушания по делу об убийстве Александра Литвиненко возобновились 24 июля. Предполагается, что они продлятся шесть дней, после чего начнутся закрытые слушания, на которых будут рассматриваться секретные документы британских спецслужб и показания их агентов. В прошлую пятницу заслушивались письменные показания неназванного свидетеля, работавшего с Дмитрием Ковтуном в одном из ресторанов Гамбурга. На допросе в немецкой полиции он показал, что Ковтун наводил у него справки о лондонском поваре, умеющем обращаться с ядом. Этот свидетель, фигурировавший на слушаниях под кодовым именем D3, подтвердил в Лондоне свои предыдущие показания: "Он (Ковтун), – говорится в его заверенном письме, – спросил меня, есть ли у меня в Лондоне знакомый повар. Он сказал, что у него есть очень дорогой яд и ему нужен повар, чтобы скормить его Литвиненко".
В этот же день Робин Там – юридический советник председательствующего на слушаниях судьи-коронера сэра Роберта Оуэна – объявил, что в адрес слушаний по электронной почте поступило письмо от Дмитрия Ковтуна, которому было разрешено дать показания по видеосвязи из Москвы. Он должен был выступать в течение трех дней – с 27 по 29 июля. При этом Ковтуну был предоставлен статус ключевого участника слушаний, наряду с вдовой Александра Литвиненко Мариной и британской полицией. Ключевой участник, в отличие от обычных свидетелей, получает доступ ко всей (кроме секретной) информации о слушаниях, которая намного полнее публикуемой в интернете стенограммы.
В письме, которое было получено в день возобновления слушаний, Ковтун просит английский суд предоставить ему гарантии, что, давая показания в Лондоне, он не нарушает ни международных, ни российских законов. Робин Там в ответном письме Ковтуну заявил, что суд не может предоставить таких гарантий, поскольку речь идет о российском законодательстве, и посоветовал ему обратиться к российскому адвокату. Судья Роберт Оуэн предоставил Дмитрию Ковтуну время до полудня понедельника, с тем чтобы за это время он и российский Следственный комитет выяснили свои отношения.
После того, как в конце марта Ковтун неожиданно сообщил о своем желании дать показания по видеосвязи из Москвы, судья Оуэн предоставил ему два месяца на выполнение четырех условий, в том числе дать подписку о неразглашении информации, полученной в ходе дознания, и предоставить доказательства своей невиновности. Один из участников слушаний, друг Александра Литвиненко и соавтор книги о его убийстве Александр Гольдфарб уверен, что Дмитрий Ковтун выполняет указания российских спецслужб.
Желание Ковтуна дать показания было продиктовано лишь стремлением стать ключевым участником слушаний, с тем чтобы иметь доступ к материалам дознания
Многие в Лондоне уверены, что неожиданное решение Ковтуна участвовать в слушаниях на самом деле было частью операции ФСБ. Об этом, в частности, пишет лондонская "Таймс" (The Times), которая усматривает в письме Ковтуна уловку – повод для отказа от дачи показаний, поскольку у него, по-видимому, нет никаких доказательств своей невиновности, которые он обещал предоставить суду.
Адвокат Ричард Хоруэлл, представляющий на слушаниях лондонскую полицию, заявил, что желание Ковтуна дать показания было продиктовано лишь стремлением стать ключевым участником слушаний, с тем чтобы иметь доступ к материалам дознания. Существуют серьезные подозрения, сказал несколько дней назад Хоруэлл, что в Ковтун откажется от участия в суде.
На этой неделе будут заслушаны показания отца и брата Александра Литвиненко. А 31 июля с заключительными заявлениями выступят адвокаты ключевых участников слушаний и судья-коронер сэр Роберт Оуэн. Это заседание будет транслироваться в прямом эфире ведущими телеканалами Великобритании. К концу года судья Роберт Оуэн представит свой доклад министру внутренних дел, который даст разрешение на его полную или частичную публикацию.