На прошлой неделе отчетливо перекликнулись друг с другом два политических сюжета, развивающихся с разной скоростью в разных уголках страны. В Новосибирске продолжили выдавливать с выборов список "Демократической коалиции"; как многие считают, к этому приложил руку и мэр-коммунист Анатолий Локоть. А в Москве суд продлил еще на два месяца арест мэра Ярославля Евгения Урлашова.
Анатолий Локоть победил на выборах мэра Новосибирска полтора года назад, и эта победа многими преподносилась тогда не просто как выигрыш кандидата от КПРФ – нет, как успех объединенной оппозиции. Можно почитать, что об этом писали Илья Пономарев или Владимир Милов. С Евгением Урлашовым я сам разговаривал по телефону через несколько дней после его избрания мэром Ярославля весной 2012 года. Вот что он сказал тогда вологодской газете "Премьер": "Выборы привлекли большое внимание СМИ – как российских, так и международных. И, я думаю, это очень полезный опыт, когда много разных партий поддержали одного оппозиционного кандидата – оппозиционного к коррумпированной власти. У нас большая страна, от Калининграда до Петропавловска-Камчатского и от Новой Земли до Казахстана, так что новые яркие кандидаты обязательно будут появляться. Возможно, Ярославль станет новой демократической площадкой, площадкой для демократических конференций, партийных и политических процессов".
Судьба Ярославля как "демократической площадки" общеизвестна – в июле 2013 года Урлашова арестовали по коррупционным обвинениям. "Победа объединенной оппозиции" в Новосибирске тоже весьма показательна: мэр Локоть заявил, что "Демократическую коалицию" финансирует Конгресс США, что Навальный и Касьянов получили на выборы 20 миллионов долларов и готовят в городе "оранжевую революцию". Руководитель предвыборного штаба коалиции Леонид Волков уверен: и противодействие оппозиции на нынешних выборах ведется с подачи Локтя: "Мэрии это нужно, потому что мы отжираем протестный электорат. В Новосибирске высокое протестное голосование, а у КПРФ очень сильный обком, ей уходили протестные голоса. Но так как тут нет никакого "красного пояса", мы рассчитывали на то, что, если проведем яркую кампанию, то те, кто голосуют против "Единой России", будут голосовать за нас. Обычно когда ты идешь в российский регион, то главное, на чем можно сыграть, – это конфликт между городом и областью. Нет ни одного региона в России, где губернатор региона с мэром столицы не были бы на ножах... В Новосибирске мы попали в уникальную ситуацию, когда все региональные элиты собрались, чтобы нас не пущать".
После выборов каждый оппозиционный мэр выходит на развилку
После выборов каждый оппозиционный мэр выходит на развилку. Дорога, которую он выбирает, ведет его либо к Локтю, либо к Урлашову. Либо он отчаянно "вписывается" в вертикаль и не брезгует на этом пути ничем – так, в 2010 году Виктор Кондрашов выиграл выборы мэры Иркутска при поддержке КПРФ, а спустя полгода вступил в "Единую Россию". Либо он, как Евгений Урлашов, оказывается за решеткой.
Сказанное не стоит понимать так, что нет вообще никаких других вариантов. Прямо сейчас в России есть два известных мэра, которым удается сохранять относительную независимость: Евгений Ройзман в Екатеринбурге и Галина Ширшина в Петрозаводске. Но и эти случаи показательны – Ройзман занимает почти декоративную должность, в то время как большинство властных рычагов держит в руках сити-менеджер. Ширшина может потерять свое кресло уже осенью – по закону мэра Петрозаводска ждет отставка при двух неудовлетворительных оценках от депутатов, а один "неуд" у Ширшиной уже есть. Кроме того, недавно она наложила вето на решение, отменяющее прямые выборы мэра, но уже на днях горсовет смог это вето преодолеть.
Собственно, именно в Петрозаводске дороги Урлашова и Локтя снова сходятся: этим летом в Ярославле отменили прямые выборы мэра. Весной в Новосибирской области упразднили выборы глав муниципальных образований, хотя и сохранили их в самом областном центре. Но, судя по тому, как месяц за месяцем "зачищают" выборы в крупных городах страны (Иркутск, Омск, Владивосток), конечная остановка понятна – на ней-то Локтя и высадят, несмотря на все модные разговоры об "оранжевой революции" и руке ЦРУ.
Выпустят ли к тому времени Евгения Урлашова – неизвестно.
Иван Беляев – журналист Радио Свобода