Из-за сильных лесных пожаров часть объекта всемирного природного наследия – озера Байкал – закрыта для туристов. ФГБУ "Заповедное Прибайкалье" не выдает разрешения на посещение Байкало-Ленского заповедника, бухты Песчаной в Прибайкальском лесничестве, Онгуренского лесничества, а также лесных маршрутов на острове Ольхон в островном лесничестве. Это будет до тех пор, пока в Иркутской области не снимут режим "Чрезвычайная ситуация".
Прибайкалье горит, и горит сильно. С иркутской стороны меньше, со стороны Республики Бурятия в разы сильнее. Только по официальным данным Федерального агентства лесного хозяйства, в Иркутской области действуют 17 пожаров на площади 44 тысячи га, а в Республике Бурятия – 62 очага на общей площади около 84 тысяч га. Но экологи, ссылаясь на данные космического мониторинга, заявляют, что эти данные занижены в несколько раз.
Пожар начался явно от туристов
Специалисты Агентства лесного хозяйства Иркутской области винят в возникновении лесных пожаров местное население. Экологи считают, что туристы виноваты в еще большей степени.
– Сейчас люди проникают на своей технике очень мощной везде. Пожар начался где-то в нижнем ярусе леса, то есть явно от туристов, которые зашли с берега Байкала, – говорит сотрудник Иркутской региональной общественной организации "Байкальская экологическая волна" Виталий Рябцев.
Виталий Рябцев вместе с сопредседателем "Байкальской экологической волны" Максимом Воронцовым сейчас находится в "Байкальской экспедиции" на острове Ольхон. Пожар в лесах Ольхона уже потушен, но, по словам экологов, весь остров затянут дымом от лесных пожаров, как с иркутской, так и с бурятской стороны.
– А туристы все равно едут. И даже больше, чем в прошлом году, несмотря на дым, несмотря на такие события. Погода стоит достаточно теплая. И туристов очень много, причем очень много диких туристов, которые просто едут со своими палатками, на своем автотранспорте и не останавливаются на турбазах, а стоят просто по берегу, в заливах, – говорит Максим Воронцов.
По словам эколога Виталия Рябцева, аналогичная ситуация была на Байкале 12 лет назад. Из-за ранней засухи, пожары начались в мае и закончились только в начале сентября. Столь масштабные по площадям пожары Виталий Рябцев объясняет упразднением Службы лесной охраны и авиабазы. Оперативно реагировать на возгорания просто некому.
Столь масштабные пожары экологи объясняют упразднением Службы лесной охраны
– Авиационная охрана в советское время была развита, авиабаза лесоохраны в Иркутской области была одной из лучших. Если она сейчас и существует, то в очень ослабленном состоянии. МЧС лесом не занимается, только спасает населенные пункты, поэтому лесам ничего не остается, как гореть. Да по существу некому и реагировать на сообщения. Сейчас без сильной авиабазы ничего нельзя сделать. А без авиации тушить пожары на хребтах невозможно, – считает эколог Виталий Рябцев.
Прокуратура Иркутской области заявляет, что сотрудники лесного хозяйства не принимают эффективных мер для борьбы с пожарами. Западно-Байкальский природоохранный прокурор внес представление об устранении нарушений законодательства руководителю ФГБУ "Заповедное Прибайкалье". Прокуроры выяснили, что "тушение лесных пожаров на особо охраняемой природной территории осуществлялось без учета особенностей гористого ландшафта местности, в отдельных случаях непригодным к использованию противопожарным инвентарем".
Журналисты предположили, что оперативная работа МЧС и пожарной охраны связана с тем, что в этом месте расположена база отдыха, имеющая отношение к главе Приангарья
Хотя, как отмечают региональные СМИ, в отдельных случаях наблюдается слаженная, оперативная работа и лесоохраны, и МЧС. Как, например, было в Бухте Песчаной. Журналисты предположили, что это связано с тем, что в этом месте расположена база отдыха "Байкальские дюны", к которой имеет отношение глава Приангарья Сергей Ерощенко. Иркутский правозащитник Дмитрий Дмитриев не удивился появлению такой версии.
– Мы же видим на других примерах, что те отрасли, которые каким-то образом связаны с бизнесом первых лиц региона, финансируются бюджетными деньгами щедро, нет никаких проволочек с субсидиями, с получением еще каких-то преференций. Что касается остальных очагов пожара, то у них, как обычно, там не хватает техники. Сейчас прилетел Ил-76 (МЧС), но он тоже, говорят, простаивает. Я думаю, конечно, мотив здесь именно такой, экономический, связанный конкретно с деятельностью первых лиц региона, и конкретно – с исполняющим обязанности губернатора, – сказал Дмитрий Дмитриев.
Простые граждане уже не надеются на власти на местах, не верят, что они могут решить проблему, поэтому создали в интернете петицию. В ней содержится обращение к президенту России Владимиру Путину с просьбой помочь в борьбе с лесными пожарами в Прибайкалье. Под документом уже подписалось более 4,5 тысяч человек.