Главное событие, которое на выходных обсуждали в Сети, началось в пятницу с твита лидера движения «Божья воля» Дмитрия Цорионова, также известного как Энтео: «Внимание СМИ! В самом центре Москвы на выставке страшное богохульство, бежим ликвидировать». Твит с тех пор был удален, а «ликвидация богохульства» свелась к порче ряда экспонатов выставки «Скульптуры, которых мы не видим» на религиозные темы.
Видео погрома можно посмотреть на YouTube.
На своей странице ВКонтакте Энтео объясняет, что так не понравилось «православным активистам»:
В самом начале выставки на низеньких постаментах лежат небольшие куски линолеума для оттисков на бумаге. Там изображены несколько вариантов распятий при этом у Христа нет набедренной повязки и изображены половые органы. На некоторых работах у Христа вместо лица изображена страшная инопланетная рожа. На скульптурном изображении «Снятие с Креста» Христос тоже с неприкрытыми подовыми органами, а в композиции «Ношение креста» крест заворачивается в несущего и пронзает его, создавая собой женскую грудь. Так же в отдельном месте висит произведение «Богоматерь с младенцем» на котором изображён силуэт чёрного призрака со светящимися глазами где-то на макушке. Дальше: на выгнутой стене рельеф изображающий распятие и двух святых рядом, один из которых ставит свечу в промежность Христу, свечи настоящие.
Фотографии «порнографических» гравюр скульптора-нонконформиста Вадима Сидура, датируемых 60-70-ми годами, прилагаются.
Andrei Desnitsky
Благодаря действию правослактов вся страна теперь знает про половые органы библейских персонажей. А вот кто такой Сидур - не всем известно даже в синодальном информационном отделе. В фокусе исключительно гениталии.
Александр Тимофеевский напоминает, что такого рода «акции» еще недавно имели под собой не политическую, а исключительно психиатрическую подоплеку:
Ровно тридцать лет назад Бронюс Майгис, гражданин СССР, житель Литвы, пришел в Эрмитаж и облил серной кислотой "Данаю" Рембрандта, фактически уничтожив картину. Для верности он еще дважды пырнул ее ножом. Свои действия Майгис объяснил политическими мотивами. Я был тогда (как, впрочем, и сейчас) самых антисоветских взглядов и окружен сплошь антисоветчиками, однако не припомню ни одного человека, пытавшегося найти в совершенном преступлении какую бы то ни было логику, хоть что-то, кроме безумия. Решение поместить Майгиса в ленинградскую психиатрическую клинику было воспринято с дружным облегчением: сумасшедший оказался там, где ему и место, - в сумасшедшем доме.
Цорионов в ВК ссылается на «закон о защите чувств верующих», который, по его мнению, в России не работает. «Госэкспертизы кощунства длятся более года и заканчиваются оправданием откровенного богохульства». Поэтому «правослактам» и приходится брать инициативу в свои руки.
Sergey Bagmet
А не пора ли принять закон об оскорблении чувств неверующих?
К тому же выводу приходит в своей колонке в «Ъ-Weekend» Григорий Ревзин:
Есть все основания для расширения российского закона об оскорблении чувств верующих: раз уж такой закон существует, в него необходимо включить невоцерковленных граждан с ясными коллективными представлениями о высших ценностях. Как минимум — о ценности человеческой жизни и ценности культуры.
Многие комментаторы отмечают, что испорченные работы представляют собой собственность государства, ссылаются на законы и подсчитывают сроки:
Urvan Parfentyev
Закон запрещает устраивать антирелигиозные перфомансы в непосредственной близости от храмов таким образом, что этот перфоманс направлен на верующих посетителей данного храма. К выставке в Манеже это явно не имеет никакого отношения.
Глеб Морев
Знаковый кейс. Манеж - государственный музей, а не частная галерея. Сидур не актуальный художник, а музейный классик. Очевидно, что недоумки (по глупости или сознательно) перешли грань (в понимании государства же). Параллели с ИГИЛом никому не нужны, РПЦ прежде всего. Следим за реакцией властей.
Olga Duka
Потрясающе, и потрясающе же абсурдно. Пропуская все междометия, ситуация сводится к следующему: поддерживаемые церковью активисты в светском государстве на государственной площадке громят государственную же собственность, являющуюся международным объектом культуры.
Насчет поддержки церкви все не так однозначно, да и среди тех, кто причисляет себя к православным, последователей у Энтео не так уж много:
Oleg Paschenko
«Доколе Цорионова будут называть православным активистом? Он настолько же связан с Православием и активизмом, как морские свинки с морем и свиньями!»
Официальный комментарий РПЦ от лица главы Синодального информационного отдела Московского Патриархата публикует сайт «Православный мир»:
Владимир Легойда напомнил, что в современном российском государстве чувства верующих защищены законодательно. «Но именно поэтому подобные протесты должны находиться в правовом поле», – подытожил он.
Александр Морозов
пресс-секретарь Патриархии Вл.Легойда прокомментировал РИА нападение на Манеж: мол, действиям Цорионова должна быть дана правовая оценка. (читай: Патриархия устраняется, лошадь не моя, скульптора Сидура мы не знаем и т.д.).
Поскольку тут мы все знакомы десятилетиями, ему в комментах православный издатель Гупало пишет: "Да как же так-то?! Нельзя ли почетче выразить позицию Патриархии?" На что ему Легойда отвечает: "Войдите в мое положение. Вы что не слышите иронии в моих словах о Цорионове? Разве ирония не считывается?"
(Дивен мир "последних времен" при Владимире Владимировиче Антихристе. Уже и Патриархия не может без постмодернизма, без иронии и сарказма прокомментировать рядовое безобразие...).
Viktor Sudarikov
Уважаемый Владимир Р. Легойда - а может быть стоит в целом назвать данный подход - громить то, что не нравится - недопустимым? М.б.слово "хунвейбины" здесь будет самым уместным?
Художник Александр Ройтбурд согласен:
Комментарий РПЦ разочаровал сторонников церкви и тем, что в нем отсутствовала этическая составляющая:
Володя Берхин
Вообще что несколько удручает в реакции наших церковных спикеров на известные события - так это отсутствие в их речах чего-то специфически церковного. "Действиям таких-то надо дать правовую оценку", "не имеет отношения к религии, не имеет отношения к искусству", "необходимо соблюдать законность" - это мог сказать кто угодно, хоть лидер союза борцов за права куропаток Приазовья. <...> Правовая оценка с религиозной точки зрения вообще дело десятое. Потому что Церковь выносит свою, более важную, оценку - нравственную и духовную. То есть указывает, были ли определенные действия греховны или праведны, были ли они духовно полезны или скорее вредны - так уж в Писании заповедано про право вязать и решить.
Виктор Шендерович в «Ежедневном журнале» призывает православную общественность взять на себя ответственность за «перевоспитание» Энтео:
Да, Энтео — это вызов светскому государству. Но, прежде всего, это вызов именно православию и православным; огромному количеству приличных, социально ответственных, образованных людей, принадлежащих к этой вере!
Извините, сограждане, но ваша конфессиональная жизнь с некоторых пор перестала быть вашим внутренним делом. Вы уж как-нибудь разберитесь там внутри себя со своими энтео и гундяевыми, ладно?
В Твиттере согласны:
Некоторым комментаторам кажется, что действия Цорионова и его «команды» сами по себе можно воспринимать как авангардное искусство:
Владимир Сионихин
все возмущаются. В принципе, целью искусства и является вот это вот "уууууу!!!!" через юродство и плевки. Попадание в болевую точку, чтоб обсуждали. Энтео - такой же современный художник-акционист как Павленский например)
В анекдотах этот слой реальности отражен уже давно:
Petr Gennadyev
В октябре 1974 г. Брежнев читает западные и самиздатовские отзывы о «Бульдозерной выставке»: «чудовищное преступление против свободы творчества... красный сапог на горле культуры... варварская выходка... гневно осуждаем... передовая общественность не допустит... деятели культуры протестуют»...
Леонид Ильич отбрасывает эти бумаги, закрывает лицо руками и гневно шепчет – «Быдло!! Бескультурные, чумазые быдланы! Это же был перформанс! Бульдозер, сметающий картины — это же аллегорическое олицетворение хтонического ужаса, экзистенциальное воплощение протеста против агрессивных тенденций мироздания! Современное искусство обязано шокировать и эпатировать!! Боже, какие же они бесчуственные и бескультурные быдланы! Осуждают они... что эти дикари вообще смыслят в передовом акционизме?!»
Ну или так:
Сам Марат Гельман думает вот что:
В связи с тем, что нападению подверглась выставка художников-нонконформистов 60-70-х годов, пострадавших в свое время и от притеснений со стороны советской власти, многим вспомнилась «бульдозерная выставка».
Аналогии с ИГИЛ пришли в голову большому количеству комментаторов.
Культовый Журнал:
А вот скажите мне, когда исламисты уничтожают мавзолей в Тимбукту и библиотеку в Мосуле, сносят руины Нимруда и Хатры, взрывают бамианские статуи Будды - это вроде как ай-яй-яй, плохие люди. А наш, наверняка, отделается легким испугом, потому что у нас есть закон об оскорблении чувств верующих, поэтому можно. Но если продолжить эту историю, то, скажем, мусульманину можно будет взрывать собор Василия Блаженного? Это же пока гнев верующих направлен на светское, а дальше-то надо будет уже к делу переходить - ничто так не оскорбляет чувств верующих, чем верующие в неправильного бога.
Многие уверены, что действия Энтео – часть продуманной игры:
Anastasia Manakova
мне кажется, что мотивы проще и страшнее, а Энтео - всего лишь инструмент. Он не идейный подлец, и мало похож на искусителя - чтобы быть искусителем, нужно быть обличенным мощной харизмой зла. У нас только один пока такой визуал в стране. А Энтео со своими молодчиками исполнил госзаказ. Если все упростить: что такое Манеж? Государственное выставочное пространство. Кому принадлежит скульптура? Государству. <...> И вдруг из маминой из спальни, кривоногий и хромой, выбегает Энтео и в государственном музее громит на государственные деньги сделанную экспозицию государственного владения скульптуры. И его не сажают. И официальные власти молчат. Я не могу расценить это иначе, как официальный "Фас".
По мнению Остапа Кармоди, сравнивать местных деятелей с ИГИЛ преждевременно, но цель у них, по сути, та же - и произведения Сидура были выбраны далеко не случайно:
Посмотрите, какое искусство уничтожает Энтео. Он, как ИГИЛ, бьёт и ломает не любое, а именно чужое, даже чуждое, искусство. То, потеря которого болезненна для оппозиционной интеллигенции, но абсолютно безразлична для большинства. <...>
Главное для православных экстремистов не разбить "богохульные" фигуры, а вызвать возмущенную реакцию оппозиционеров и продемонстрировать всем, что эти оппозиционеры — полусумасшедшие истерики, делающие из мухи слона и ненавидящие всё православное.
Если действия Энтео кем-то четко спланированы, ожидать, что он понесет за них наказание, явно не стоит:
Mikhail Kaluzhsky
Означенного Цорионова я несколько раз видел ближе и отчётливее, чем многих из своих френдов, и должен сказать, что он не фанатик. Не Савонарола. Он действует не по позыву мракобесной страсти, а по расчёту, всегда зная, куда и когда нужно придти, какое внимание масс-медиа он получит, и какие доводы он использует, чтобы оправдать свои действия (это всегда "поругание православия" и закон об оскорблённых чувствах).
Yuri Albert
Я думаю, что в наказание Энтео назначат следующим министром культуры. Ну или замминистром к нынешнему.
В художественном сообществе Энтео не симпатизирует почти никто - за редчайшими исключениями:
Но есть и мнение, что «правослакты» - не более чем обычные погромщики, и остановить их не так уж сложно.
Golov Michael
Если у русских и есть какая национальная идея, то это несомненно погром. Поэтому, если дать возможность свободного выбора, то в первую очередь будет выбрана возможность устроить погром.
Lev Gershenzon
Пока погромщики не будут знать, что всегда будут получать кратный физический ответ на свои погромные действия от активных граждан, они будут продолжать. Когда Энтео каждый раз, как кого-нибудь или что-нибудь тронет, будет получать минимум три раза по морде, может, и он поумерит пыл, ну и на его сторонников это подействует.
В фейсбуке у одного из организаторов выставки Андрея Паршикова, который попросил читателей о поддержке, комментаторы подсказывают способ обойтись без битья морды и удивляются бездействию охраны:
Sasha Voloshin
уважаемые музейщики, галеристы, руководители выставочных залов - ну сделаейте же уже стоп-листы на всех кто был замечен в подобных акциях! путь всюду на кассах, при входе, у охраны будут эти стоп-листы с фотографиями. и строго-настрого - не пускать!
Natalia Nikulenkova
Для меня показалась странной реакция охранников манежа, которые проявили полную пассивность в момент погрома выставки. Произведения искусства защищали простые посетители выставки. Тоже самое произошло в школе родченко когда представители "божией воли" устроили там погром и разбили емкость с сероводородом, охрана не оказала ни какого противодействия и этот факт был скрыт дирекцией школы от глаз журналистов и заявления в полицию тоже не было.
Стоит отметить, что от действий Энтео спешат откреститься и многие из тех, кто обычно выступает за «традиционные ценности»:
Но нельзя не отметить, что в последнее время «православные погромы» случаются все чаще. Всего несколько недель прошло с тех пор, как другая группа «православных активистов» сорвала концерт в честь юбилея радио «Серебряный Дождь». Кроме того, в эту субботу на Балтийской косе в Калининградской области около 10 казаков атаковали форум имени Франца Кафки и Джорджа Оруэлла. Подробности можно прочесть в Фейсбуке и Твиттере у одного из организаторов - Сергея Смирнова:
Я как раз закончил выступления, началась дискуссия Кашина и Никитинского из СПЧ про журналистику.
Тут крики со стороны входа, ну непонятно все. Человек 10, очень сложную охрану из 2 человек они просто расписали. Толстый клоун с бородкой начал кричать: Что тут у вас происходит? Предатели! Какие тут у вас портреты висят? Мы - патриоты!
Они приблизились. Кричавший и еще один кинул несколько пластиковых бутылок в зрителей. Клоун продолжал кричать: гранты, предатели.
Один из участников форума с фотоаппаратом был ближе всех и пытался сфотографировать одного из нападавших. Тот его ударил, разбил камеру и выхватил газовый баллон. Наш стал защищаться, баллон клоун выронил. Их спикер продолжал кричать, схватил пятилитровую бутылку и еще раз в нас кинул.
Они развернулись, пообещали ночью всех сжечь. Такие дела.
Есть ли у этих происшествий общий заказчик, не так уж важно: тренд так или иначе налицо.