Арбитражный апелляционный суд Петербурга отклонил апелляционную жалобу Театра песни Аллы Пугачевой на отказ предоставить театру земельный участок. Власти Петербурга отказываются от проекта, который они уже дважды утверждали.
Идея строительства Театра песни Аллы Пугачевой получила поддержку еще в 2008 году, когда тогдашний губернатор Петербурга Валентина Матвиенко выделила под эти цели участок площадью почти в три гектара в устье реки Смоленки на Морской набережной Васильевского острова. Тогда, в первоначальном виде, в соответствии с концепцией архитектора Евгения Подгорнова, театр должен был выглядеть как гигантская, высотой в 120 метров буква П – с концертным залом на 4,5 тысячи человек, бизнес-центром, различные студиями и гостиницей на 120 мест. Оценочная стоимость составляла 250 миллионов долларов, затраты брали на себя инвесторы проекта –владельцы ООО "Театр песни Аллы Пугачевой" Алла Пугачева (17%), Кристина Орбакайте (32%) и продюсер, президент медиакорпорации PMI Евгений Финкельштейн (51%).
Повторно власти Петербурга поддержали проект уже в 2011 году, когда в него было решено внести серьезные изменения. Вместо гигантской буквы П решили возвести 70-метровое здание в форме бриллианта. Именно такую концепцию предложило лондонское архитектурное бюро Populous, известное проектами стадионов "Уэмбли" в Лондоне и Олимпийского стадиона в Сочи. В соответствии с проектом, концертный зал мог трансформироваться под любую площадку, вмещая при этом от 3 тысяч до 14 тысяч человек. Предусматривалось создание больших выставочных площадей и масштабных парковок. Бюджет проекта был увеличен до 400 миллионов долларов, а губернатор Георгий Полтавченко подписал указ о предоставлении в аренду того же самого земельного участка на Васильевском острове. Однако петербургские градозащитники, в том числе депутаты Законодательного собрания Алексей Ковалев, Борис Вишневский и Максим Резник, проживавшие на Васильевском острове, признали проект не соответствующим Генеральному плану Санкт-Петербурга и оспорили его в суде. Алексей Ковалев поясняет:
На острове, где располагается этот участок, планировалось создавать комплекс, посвященный Великой Октябрьской социалистической революции
– Проблема была не в театре, а в том, что под его строительство отвели территорию, зарезервированную в Генеральном плане Санкт-Петербурга для организации сквозного проезда по Морской набережной. А это – трасса, которая соединяет новые районы Василеостровского взморья и старые районы Васильевского острова, по которой идет в центр города много машин. Получилось, что театр решили строить поперек дороги. Мы отстояли решение Генерального плана, решение Правил застройки, которое было утверждено Законом Санкт-Петербурга, и добились того, что участок они должны были разделить на два: слева от дороги и справа от дороги. Но, видимо, впоследствии губернатор Григорий Полтавченко уже не захотел отдавать эти участки, ни слева, ни справа, под театр. Причины мне неизвестны. В принципе, на острове, где располагается этот участок, планировалось создавать комплекс, посвященный Великой Октябрьской социалистической революции. Потом было много других предложений, но участок так и не был освоен. Конечно, появление там какого-нибудь учреждения культуры, места отдыха, развлечения для населения окрестных микрорайонов должно только приветствоваться. Возможно, там что-то губернатор вместо театра и планирует.
Кроме того, по мнению Ковалева, существовала еще и бытовая проблема для жителей Васильевского острова:
– Появление объекта, который будет притягивать людей со всего города, а может быть, даже и со всей страны, сильно увеличит и нагрузку на эту территорию, и нагрузку на транспортные артерии, ведущие к Васильевскому острову. Нужно ли на Васильевском острове развивать такие объекты? Я не знаю. Вот, есть сейчас Западный скоростной диаметр. Возможно, что он разгрузит и даст возможность подъезда к этим объектам. Но проблема заключается в том, что диаметр идет с края города и он – платный. А у нас, жителей Васильевского острова, такое впечатление, что все равно все будут ездить по бесплатным магистралям и стоять в пробках на мостах.
В результате активных действий градозащитников, дошедших до Верховного суда РФ, в октябре 2014 года суд признал несоответствие Генплану Петербурга Правил застройки территории, на которой планировалось возвести Театр песни. В декабре того же года губернатор Полтавченко подписал новое постановление, отменившее предыдущее решение о выделении театру земельного участка в устье реки Смоленки. Компания ООО "Театр песни Аллы Пугачевой" оспорила это постановление, но после многочисленных судебных разбирательств в судах различных инстанций 13-й арбитражный апелляционный суд в Санкт-Петербурге подтвердил отказ театру Пугачевой в выделении земельного участка. Один из владельцев ООО "Театр песни Аллы Пугачевой", которому принадлежат 51% акций общества, президент медиакорпорации PMI Евгений Финкельштейн объясняет такое изменение отношения губернатора к проекту внутренними интригами в правительстве Петербурга:
Когда ты начинаешь судиться против правительства города, то добиться справедливости крайне тяжело
– Честно говоря, причина такого решения суда непонятна: мы, как инвесторы, ничего не нарушали. Соответственно, это была проблема городского правительства, которая заключалась в том, что было выдано разрешение на строительство на участке, по которому, якобы, должна была проходить дорога. На самом деле это – полная ерунда, это было нежелание одного из вице-губернаторов строить театр городу. Когда ты начинаешь судиться против правительства города, то добиться справедливости крайне тяжело.
– Существует версия о том, что ныне покойный петербургский медиамагнат Олег Руднов, старый друг Владимира Путина, проживал как раз в доме напротив места, где планировалось строить ваш театр, и его строительство испортило бы вид из окон его пентхауса. Поэтому Руднов якобы задействовал свои возможности, чтобы не допустить строительства. Вам известно об этом?
Пугачева поддерживала проект, но в какой-то момент это ей стало надоедать, поэтому мы сами бьемся за справедливость
– Действительно, был такой факт, но сейчас Руднова уже нет в живых, поэтому об этом говорить не приходится. На самом деле, действительно, воедино складывались многие факторы. Первый – позиция вице-губернатора Марата Оганесяна, который приехал в этот город явно для зарабатывания денег, а не для того чтобы созидать. И он донес неправильную информацию до губернатора города. Мы показывали проект губернатору, недавно к нему заходили. Я знаю, что Полтавченко был не против строительства театра. Но люди, которые возглавляют в администрации города строительный блок, почему-то не хотят театра, хотя такая культурная площадка Петербургу необходима.
– По оценкам PMI, ежегодные налоговые поступления в бюджет Петербурга после открытия театра могли бы увеличиться на несколько миллиардов рублей. Какой ущерб нанесен вам решением Смольного отказаться от строительства?
– Мы давно вкладывали деньги. Тогда курс доллара был, конечно, другим. Мы вложили порядка 100 миллионов рублей, которые мы потеряли в течение пяти лет.
– Как Алла Пугачева относилась к проекту? Насколько известно, она его активно поддерживала и лоббировала?
– Она приезжала в город, и мы вместе встречались с губернатором Григорием Полтавченко. Пугачева поддерживала проект, но в какой-то момент это ей стало надоедать, поэтому мы сами бьемся за справедливость. Нам никто не предложил вернуть деньги, уже вложенные в проект. Как заявляют наши губернатор и президент, страна и город ищут инвестиции, и ситуация вокруг Театра песни меня поэтому, мягко говоря, удивляет. Нельзя же продавать только одну нефть с газом! Теперь мы будем подавать кассацию, а вторым иском потребуем обратно вложенные средства, соответственно, с правительства города, – рассказал в интервью Радио Свобода президент медиакорпорации PMI Евгений Финкельштейн.