Ссылки для упрощенного доступа

"Ходорковский разрешил"


Следует ли соблюдать "аморальные и несправедливые" законы? Где место Евгении Васильевой - в тюрьме или дома?

Текстом дня стала статья Михаила Ходорковского на сайте "Открытой России", главная мысль которой вынесена в эту цитату:

Поводом для написания статьи стали судебные решения по делам нацбола Олега Миронова, а также Олега Сенцова и Евгении Васильевой.

После этих решений даже те, кого прежде радовали жестокие приговоры их политическим противникам, вынуждены признать: в нашей стране нет правовой системы — ни для «чужих», ни для «своих».

Многие законы, действующие в Российской Федерации, аморальны и несправедливы.

Аморально и несправедливо отнимать у детей-инвалидов право на иностранное усыновление и оставлять их в далеких от идеала детских домах.

Аморально и несправедливо угрожать лишить всех граждан России доступа к «Википедии» — не имеющему аналогов мировому хранилищу знаний.

Аморально и несправедливо признавать «иностранным агентом» и выдавливать из страны поддерживающий науку Фонд «Династия», в то время как «Единая Россия» получает финансирование из офшоров. <...>
Из этого следует довольно простой вывод. Граждане России имеют полное право не соблюдать неправовые, несправедливые законы, такие, как «закон Димы Яковлева» и законы об уничтожении санкционных продуктов. Они имеют моральное и, главное, законное право обходить блокировки Роскомнадзора.

Ходорковского поддержал, например, депутат Dmitry Gudkov
Михаил Ходорковский все пишет правильно: «Граждане России имеют полное право не соблюдать неправовые, несправедливые законы, такие, как «закон Димы Яковлева» и законы об уничтожении санкционных продуктов. Они имеют моральное и, главное, законное право обходить блокировки Роскомнадзора».

Да, с законом подлецов, он же Димы Яковлева, это трудно: просто не выпустят из страны. А с другой стороны – опыт берлинской стены, через которую и подкапывались, и перелетали, говорит о том, что любые преграды преодолимы.

Что уж вспоминать о «блокировках» Роскомнадзора, которые обходятся в пару кликов. Для настоящих граждан этих блокировок вовсе не существует: они легко читают и «Грани», и «Еж», и «Каспарова», и все прочие «страшные экстремистские ресурсы», где не любят Путина.

Когда речь про эти блокировки только зашла, я первым делом поставил себе Tor, хотя это, конечно, тяжелая артиллерия, пока можно обходиться и плагином к Хрому.

Вообще же, это очень важная постановка вопроса – несоблюдение антиконституционных законов. И не нужно бояться сравнивать «страну, победившую фашизм», с нацистской Германией. Да, у нас нет концлагерей (были), но проблема соотношения зверовидного государства и пытающегося в нем выжить гражданина остается той же самой.

Предсказуемой была и реакция "охранителей".

"Легким движением руки" призыв к борьбе с произволом превратился в заголовках в требование не соблюдать законы.

​Больше, однако, было тех, у кого текст МБХ вызвал вопросы. Главный, конечно - а что будет, если действительно начать нарушать "неправовые" законы?

Интересен также полный список "неправовых законов".
Станислав Яковлев
Про "неправовые законы" от Ходорковского мне более всего интересен статус статьи 282 УК РФ и всего, что около.

Потому что если эта статья правовая, значит и все остальные тем более, и непонятно по какому поводу нынешнее мельтешение.

А если нет, значит всякий, кто по ней стучит, и вообще поддерживает какие-то государственные репрессии за слова и мысли, есть агент охранного отделения и давайте уже называть вещи своими именами.

Разумеется, немедленно родился к жизни мем "Ходорковский разрешил" - который равно используют и охранители, и оппозиционеры:

​Кстати, аудитория "Эха Москвы" не в восторге от предложений Ходорковского:

Последовали и намеки на то, что Ходорковский "подстрекает" людей к неповиновению, а сам остается в безопасности.

На что можно возразить так:

В дискуссию по поводу "партера" и "окопа" вступил и сам Ходорковский.

Длинный текст в поддержку Ходорковского по итогам дискуссий написала Мария Баронова.

Итак, МБХ с утра решил поднять тему на тот уровень, на котором она давно должна находиться. Сколько еще времени все планируют говорить, что закон есть закон и свято верить в то, что это ок – уничтожать продукты по закону, медленно убивать больных детей-сирот отказом в надлежащем уходе и полным игнором по закону, блочить вики по закону и сажать Сенцова на 20 лет тоже по закону. <...>

Как же, как же отреагировали те, в чью поддержку написаны все эти очень важные и очень актуальные идеи? Не те, против кого, а те за кого?

- На фига, - спрашивает глубокоуважаемая Ольга Романова, - начинать такую дискуссию из Лондона? Ты ее здесь начни. А главное, просчитай последствия своей дискуссии. <...>

- Легко давать советы не жрать известный продукт ложками, сидя в Цюрихе, - замечает журналист Павел Никулин, тоже глубокоуважаемый. Сидя при этом в Гамбурге. <...>

Друзья? А вы чего конкретно хотите?

Нет, я понимаю, что в предыдущей серии прогрессивная общественность хотела примерно такого сценария. Сидит такой Ходорковский, где-нибудь желательно подальше. Дает пиар, дает пять сантиметров денег на каждую просьбу, ну и иногда высказывает что-нибудь великое. Так, чтобы гордиться можно было. Вот он у нас, президент мечты.

Ну в это время все мутят свои гешефты, защищают права всех обиженных, ездят по миру и рассказывают про кровавый режим Путина. Путин тоже ездит по миру и рассказывает всем про то, что смотрите, права у нас есть, омбудсмены тоже. Свободы завались, ну а что сидит, так то не я, то суд решил. <...>

Людям предлагается вести дискуссию на равных, но они опять хотят в барак. Это выглядит весьма чудовищно.

Первый комментарий такой:

Константин Львович

Нашёлся бы В РОССИИ некий популярный человек, который бы призвал ВСЕХ не платить за коммуналку, по кредитам и налоги. Вместо того, чтобы заниматься бессмысленной ерундой где-то в районе Костромы.

Счастья для всех, даром. В довершение картины, разгорелись споры и по поводу отношения Ходорковского к конкретным судебным решениям. Если его оценка дела Сенцова споров не вызвала, то выступление в защиту Миронова некоторые комментаторы восприняли с недоумением:

Впрочем, о несправедливости приговора Миронову заявлял не только Ходорковский, но и многие либералы, которых трудно обвинить в симпатиях к лимоновцам. Еще больше недоумения, однако, вызвала защита Ходорковским Васильевой:

Есть такое понятие: милосердие. В основе наших прав лежат христианские заповеди и христианская философия. Милосердие — их неотъемлемая часть. Держать за решеткой человека только ради острастки прочим, человека, который уже никому не угрожает и возместил свою часть ущерба, — немилосердно.

Желание «карать» только уводит внимание общества от истинных причин и истинных виновников. Нам нужно добиваться не сидения в тюрьме Васильевой, а справедливых, правовых законов и создания системы их безусловного исполнения.

А Васильева пусть идет домой.

Не все готовы оценить подобное милосердие:

Целый манифест по этому поводу (еще до публикации призывов Ходорковского к несоблюдению "неправовых законов") опубликовал Гарри Каспаров.

Михаил Ходорковский поздравил с освобождением Евгению Васильеву, что на фоне жесточайшего приговора Олегу Сенцову у многих вызвало справедливое негодование и недоумение. Признаться, подобный шаг немало удивил и меня, однако все действия и заявления МБХ в течение последнего года показывают, что это поздравление отнюдь не случайно, а полностью вписывается в политическую стратегию Ходорковского.
Вчерашнее заявление МБХ - это очередное обращение к российским элитам с заверением их в неприкосновенности в случае отстранения Путина от власти.
<...>
Подобная стратегическая линия, безусловно, содержит в себе рациональное зерно, так как раскол элит вполне может привести к отстранению Путина от власти, однако важно отдавать себе отчет в том, что стратегической задачей демократической оппозиции является построение в России правового демократического государства и недопущение очередного тоталитарного реванша. Для решения этой задачи недостаточно одной лишь замены «первого лица». Разложение российской государственности и деформация общественного сознания достигли уже такого уровня, что только полный демонтаж путинского режима, включающий окончательный разрыв с советским прошлым, наказание преступников от власти, проведение масштабной люстрации и, разумеется, полное следование нормам международного права (включая, разумеется, возврат Украине аннексированного Крыма), позволит сделать Россию цивилизованным государством, интегрированным в мировое сообщество. <...>
Вместо того, чтобы провоцировать раскол правящей верхушки, посылаемые Ходорковским сигналы, напротив, создают у нее ложное ощущение безопасности, понимание того, что, как бы ни развивалась ситуация, всегда можно будет договориться с новой властью. Тем самым устойчивость режима только повышается.

Сегодня полгода со дня убийства Бориса Немцова, и слова Дмитрия Гудкова звучат очень актуально:

С его убийством из оппозиции как будто вынули стержень: теперь она разбивается брызгами о камни. Очень важными, очень громкими и блескучими – но брызгами. Борис умел объединять их в один поток.

XS
SM
MD
LG