В России ликвидируют последствия сразу нескольких крупных природных стихийных бедствий. В Уссурийске, который оказался затоплен после тайфуна "Гони", волонтеры пытаются спасти животных из местного зоопарка, находящихся в закрытых клетках. Сообщается о гибели нескольких животных, в том числе медведицы по кличке Масяня. Многие семьи вынуждены жить в пунктах временного размещения. В Бурятии волонтеры пытаются остановить распространение горных пожаров – при отсутствии помощи со стороны спасателей, которые, по словам местного журналиста, готовы помогать только за деньги.
В социальных сетях призывают спасать животных Уссурийского зоопарка:
Последствия тайфуна "Гони" в Уссурийске:
В Бурятии тем временем продолжаются масштабные природные пожары. МЧС рапортует о том, что распространение очагов пожаров приостановлено, но волонтеры беспокоятся, что из-за сухой и жаркой погоды количество возгораний снова увеличится, и жалуются на то, что спасатели требуют деньги за помощь в тушении пожаров.
Пожары вокруг Байкала:
Более 300 человек были эвакуированы из Уссурийска и ближайших населенных пунктах после ливней, начавшихся 29 августа. В результате реки Казачка и Борисовка вышли из берегов, подтопленными оказались 8 сел, 42 жилых дома и 459 подворий. Тысячи человек остались без электричества. Спасательная операция с участием МЧС началась лишь утром 31 августа. Тайфун "Гони" обрушил на Уссурийск месячную норму осадков. Под воду ушли дома в центре города, центральный рынок и автовокзал.
О ситуации в Уссурийске рассказала корреспондент Радио Свобода Валерия Федоренко:
Жители Уссурийска ждут, что вода еще будет прибывать
– Специалисты говорят, что тайфун "Гони" стал одним из самых крупных за последние 25 лет в Приморском крае. Пока рано подсчитывать ущерб, нанесенный наводнением. Только сегодня закончился дождь, вода в Уссурийске еще не спала. Жители Уссурийска ждут, что вода еще будет прибывать, потому что малейший дождь – и река еще сильнее разольется. Местные власти сейчас отчитываются о том, что пострадавшим помогают, расчеты идут, но конкретики нет. Из пункта временного размещения есть информация, что не хватает продовольствия, и людям помогают волонтеры.
– Сколько семей пострадало, есть ли погибшие?
– О погибших информации нет. А пострадавших семей очень много, но конкретной информации пока нет, ни МЧС, никто не говорит о количестве пострадавших семей.
– В городе был затоплен зоопарк, там погибли животные...
– Зоопарк остается в том же затопленном состоянии. Зоозащитники говорят, что новых жертв нет. Волонтеры собираются помогать зоопарку, но туда пока не пускают людей. Туда пока можно попасть только на лодке, – говорит Валерия Федоренко.
Пожары в Бурятии
Несмотря на то что МЧС Бурятии рапортует об успехах в борьбе с пожарами, волонтеры сообщают о высокой опасности новых возгораний – из-за сухой и жаркой погоды. За последние сутки в Бурятии возникло два очага пожаров на площади более 3,1 тыс. га, ликвидировано шесть очагов пожаров на площади свыше 2,2 тыс. га, сообщили в МЧС. Всего в Бурятии бушует 56 очагов лесных пожаров.
В ведомстве также сообщили, что за минувшие сутки в Иркутской области новых очагов природных пожаров нет. "Ликвидировано три очага на площади 1937 га", – рапортовали в МЧС.
Находящийся в Баргузинском районе Бурятии корреспондент Радио Свобода Аркадий Зарубин сообщает, что большинство пожаров тушатся силами волонтеров, а сотрудники МЧС требуют деньги за использование специальной техники:
По оценкам сотрудников Национального парка, выгорело 30-40 процентов леса
– Я вернулся с полуострова Святой Нос – это Забайкальский национальный парк, мы туда ездили, 10 волонтеров. Это удивительное место – там уникальная растительность, уникальные ландшафты. По оценкам сотрудников национального парка, выгорело 30–40 процентов леса. Все пожары в основном горные, местность труднодоступная, и там не может работать никакая техника, кроме авиации. А поскольку высокая задымленность, она туда не может прилететь. И ситуация с пожарами в руках Бога, мы ничего не можем поделать руками людей. Волонтеры прокладывали минерализованные полосы, чтобы защитить рыбацкое поселение Курбулик от возможных пожаров. Мы за два дня группой волонтеров и лесников Забайкальского национального парка проложили несколько километров этой полосы. Вообще, надо сказать, что Бурятия – это пока единственное место, где пожарам не удалось зайти в населенные пункты.
– Как вы можете оценить работу МЧС?
Пока мы тушили пожары, мы не видели ни одного сотрудника МЧС
– Пока мы тушили пожары на Святом Носе, я не видел ни одного сотрудника МЧС. В некоторые населенные пункты они приезжают, показывают, как надо работать, позируют на камеры для прессы, как они работают. А на самом деле ни одного эмчеэсника нет! Сотрудники Забайкальского национального парка мне рассказывали, что когда только начинались пожары, они обращались в МЧС, но там сказали: заключайте с нами контракты, мы будем работать только за деньги. МЧС говорит, что они работают бесплатно только в том случае, если есть реальная угроза населенным пунктам. Но ведь если огонь подойдет к поселкам, селам, действительно будет угроза населению, и зачем до этого доводить? И там сумасшедшие расценки. Например, час работы вертолета МЧС стоит 150–200 тысяч, час работы самолета – порядка 400–500 тысяч рублей.
– А кто эти деньги должен платить? Жители деревни, к которой подходит огонь?
– Им не важно. Главное, чтобы кто-то заплатил за их работу. Но получается, что за все это несут ответственность лесники, на плечах которых сейчас лежат эти пожары. В основном и тушат лесники, и добровольцы со всей России. На Святом Носе работают люди из Подмосковья, Поволжья, Томска, и очень хорошо организована работа, молодцы. Но МЧС там нет! А все отчитываются, что пожары тушит МЧС, а все это вранье, на самом деле, просто позерство и пиар для прессы, – говорит Аркадий Зарубин.
Волонтер, координатор общественного штаба помощи тушения пожаров в Бурятии Светлана Будашкаева считает, что масштабные пожары в регионе могут начаться в ближайшее время:
– Пожары продолжаются, и они будут идти, скорее всего, потому что погода жаркая. Дожди в некоторых лесных районах кратковременные, они чуть-чуть притушат пожары, но земля настолько горячая, что вода очень быстро испаряется. Ожидать улучшения ситуации, к сожалению, не стоит. Очень много информации о том, что идут подземные пожары, потому что хвоя на земле очень прогревается. Верховых пожаров, насколько я понимаю, сейчас нет. В Баргузинском, Прибайкальском, Курумканском районах все в верховьях пожары, в горах. Это очень труднодоступные места, и техника туда сложно доходит, ее там практически нет. В лесхозах техника еще советских времен, она требует капитального ремонта.
– А как вы оцениваете действия власти, МЧС на этих пожарах?
Мы не критикуем власть, потому что это бессмысленно
– Я скажу свое мнение как гражданина. У нашего штаба сейчас такая точка зрения, что мы не критикуем власть, потому что это бессмысленно. Если бы власть работала хорошо, то пожаров не допустили бы. Я считаю, что власти проспали ситуацию. Я, как член Экологического совета при Прокуратуре республики Бурятия, могу сказать с полной ответственностью, что мы два года назад говорили о сложнейшей пожароопасной ситуации в Бурятии, говорили, что необходимо готовиться к большим пожарам: готовить дружины на местах, готовить технику, инвентарь. Тем не менее наши обращения власти не услышали.
– Как вы оцениваете происходящее в Бурятии?
То, что здесь происходит, – это катастрофа
– То, что здесь происходит, – это катастрофа! У меня огромная просьба к народу России: не уповая на власть, помогите! Нам нужны волонтеры. Это просто страшно, когда летит черный пепел. Но у этих пожаров могут быть еще более страшные последствия: если не вывезти и не утилизировать горелый лес, на следующий год нас ждет катастрофа с насекомыми, которые будут пожирать все на свете, и еще неизвестно, каковы будут последствия для здоровья людей. Больше месяца дети, беременные, старики находились в дыму и гари. Пока официальной статистики по болезням в этот период Минздрав наш не дает. Я знаю, что врачи ходят по участкам, по домам, раздают маски и методички, как себя вести, но этого недостаточно. Здоровый взрослый человек находится час в этом чаду – у него появляются признаки отравления, а что делать людям, которые месяцами живут в этом аду?
Жители Сибири продолжают собирать голоса за отставку главы МЧС Владимира Пучкова, который, по их мнению, не справляется со своими обязанностями. Он пообещал потушить все пожары еще несколько дней назад, но потом вынужден был признать, что стихия оказалась сильнее МЧС. Голосование за снятие Пучкова с должности запустил иркутский сайт "Бабр". По мнению его сотрудников, "с самого начала пожароопасного сезона МЧС не прилагало никаких усилий для ликвидации пожаров. Поэтому из-за сильного задымления на всей территории Байкала был фактически сорван туристический сезон, а площадь сгоревших лесов исчисляется сотнями тысяч гектаров".