Единый день голосования в 84 регионах России прошел с привычными нарушениями и предсказуемым результатом:
Нетривиально завершился только подсчет голосов в Иркутске, где у действующего и.о. губернатора Иркутской области внезапно обнаружился настоящий политический конкурент, член КПРФ Сергей Левченко. В итоге в области состоится второй тур выборов.
Оказывается, 10 лет назад:
Но по понятным причинам больше всего внимания привлекли выборы в Костроме:
Страну можно понять: такого паноптикума, как в Костромской области, не было нигде.
13 сентября серия антиоппозиционных акций, которая продолжалась на всем протяжении избирательной кампании, достигла кульминации. Вечером воскресенья в Костроме прошел митинг движения «Антимайдан»:
"Творческая группа костромичей" запустила "в Америку" чучело Навального на воздушных шариках:
Но самым эффектным ходом стало нападение вооруженной полиции на штаб "Открытых выборов" с последующей блокировкой штаба под предлогом поисков мертвого тела, которое там якобы могло находиться:
На всякий случай полиция отобрала у Марии Бароновой часть денег, предназначавшихся для уплаты выкупа за арестованного главу штаба оппозиции Алексея Пивоварова:
Оппозиция продолжала работу, но начала терять надежду:
Закономерным образом, ПАРНАСу так и не удалось преодолеть 5-процентный барьер. По официальным результатам партия набрала около 2% голосов. Лидеры оппозиции, несмотря на результаты своих же экзит-поллов, не верят, что им удалось сагитировать хотя бы 6% избирателей. Илья Яшин, подводя итоги выборов, винит в поражении пропагандистскую войну, которую вели против ПАРНАСа в Костроме:
"Факт поражения бесспорен", утверждает и Леонид Волков. Он считает, что оппозиционная команда в чем-то ошиблась, и предлагает анализировать, в чем именно:
Алексей Навальный в своей заметке по итогам выборов пишет, что даже фальсификации не объясняют столь низкого результата. По его мнению, во всем виновата официальная пропаганда, с которой можно бороться только контр-пропагандой той же силы:
Это в Москве телесюжеты о незаконном аресте начальника штаба вызывает протесты и приток волонтёров, а истории про «американских послов» — смех. В Антропово (3000 избирателей) это большое дело и страх.
Всю ночь сегодня вспоминал своё выступление на Пушкинской в 2012, после «выборов» Путина, когда он получил больше 50% голосов — надо создавать альтернативную систему информирования. Добрую Машину Правды или как угодно. Кремль-то с того времени и интернет придушил, а мы не сильно преуспели.
Некоторым участникам оппозиционного штаба кажется, что победа не далась им в руки из-за пассивности самих костромичей:
Отчасти с этим согласен Николай Травкин, но, по его мнению, при определенных условиях эту пассивность можно было преодолеть:
Михаил Касьянов, несмотря ни на что, оптимистичен:
И он не одинок:
Твиттер, впрочем, заполнили циничные комментарии:
Федор Крашенинников аргументированно пишет о том, почему главный вывод из этих выборов - то, что в выборах участвовать все же нет смысла:
Fyodor Krasheninnikov
На одном энтузиазме, без нормальных бюджетов и, самое главное, в такой кислотной атмосфере, выборы априорно нельзя "выиграть". Надеюсь, все энтузиасты знали, на что шли и понимали, чем все кончится. Если кто-то серьезно верил в победу - ну, значит, в полку разочаровавшихся прибыло.
Между тем в России есть один регион, где проиграли выборы почти все кандидаты от "Единой России", пишет Znak.com. Это Верхний Уфалей, город в Челябинской области:
Результаты шокировали всех: выборы проиграли действующий спикер горсобрания Александр Собакин, его зам Елена Большакова, секретарь местного политсовета «Единой России» Алексей Нечаев и еще восемь представителей партии власти.
Алексей Рощин отмечает, что хотя позиции ЕР в регионах явно ослабели, демократам от этого пока толку нет:
В целом тенденции этого Единого Дня Голосования более чем очевидны, и обо всем я уже писал не раз: во-первых, "Единая Россия" слабеет по всей стране, причем весьма ощутимо - не помогает даже абсолютно отвязный админресурс и невероятная наглость. Во-вторых - плодами ослабления ЕР успешно пользуется КПРФ, особенно в Сибири. Для АП проблемка: ЕДГ показал, что если гнобить демократов, это приносит пользу не ЕР, а прежде всего левакам в лице коммунистов и СР.
И действительно, на "демократичных" выборах в Верхнем Уфалее места "единороссов" достались 4 кандидатам от КПРФ, 2 представителям "Справедливой России" и одному ЛДПРовцу.