"США нарушают договор о нераспространении ядерного оружия", "США близки к отправке в Германию 80-ти Хиросим", "Как в атомном сне" – таковы заголовки российских СМИ, сообщающих вслед за немецким телеканалом ZDF о планах Соединенных Штатов разместить в Германии "20 новейших атомных бомб". С критикой планов США уже выступил МИД России. Но на самом деле, как говорит в интервью Радио Свобода американский военный эксперт, реальность выглядит несколько иначе, а способы подачи этой истории в российских средствах информации взяты из арсенала советской пропаганды.
Первым новость со ссылкой на ZDF перепечатал сайт российского агентства РБК. Заголовок статьи выглядит нейтрально в сравнении с откровенно прокремлевскими пропагандистскими СМИ – "США разместят в Германии новый тип атомных бомб" – но тоже содержит неточность. Речь, как следует из текста, идет о бомбах B61-12. Их мощность, написано в заметке РБК и на сайте ZDF, будет эквивалентна мощности "80 бомб, сброшенных на Хиросиму". В действительности разговор идет о модификации одной из самых старых атомных бомб в американском арсенале, причем ее мощность значительно снижена по сравнению с оригиналом за счет улучшения системы наведения, – говорит Стивен Бланк, американский военный эксперт, сотрудник Американского внешнеполитического совета в Вашингтоне:
– Бомбы, о которых идет разговор, не являются новинкой. Это модификация ядерной бомбы B-61, которая была создана около пятидесяти лет назад. Работа над ее последним вариантом идет с 2012 года. Первые испытания были проведены в июле 2015 года. Цель – повысить надежность оружия, его точность и при этом уменьшить мощность боезаряда. Идея состоит в том, чтобы снизить разрушительную силу бомбы и, соответственно, сопутствующий ущерб за счет более точного попадания в цель. Шум по поводу якобы "новой американской атомной бомбы", раздуваемый в Москве, – чистая пропаганда. Соединенные Штаты не создавали новых ядерных вооружений в течение последних 25 лет. Это известно всем профессионалам. Новость, на мой взгляд, заключается в другом. Готовность США разместить эти модифицированные бомбы в Германии свидетельствует о том, что Вашингтон пришел к выводу: надежды на совместное с Россией сокращение тактических ядерных арсеналов нереальны, потому что Москва не сократит число своих тактических ядерных вооружений. Вместо этого она угрожает применить ядерное оружие против европейских стран. США в качестве члена НАТО несут обязательства, связанные с обеспечением безопасности союзников по Североатлантическому союзу, в том числе путем обновления и увеличения арсенала тактического ядерного оружия для того, чтобы сделать предупреждение России.
– Несколько лет назад, когда администрация Обамы вела переговоры о сокращении американских и российских стратегических ядерных арсеналов, американские критики соглашения указывали на подавляющий перевес России в тактических ядерных вооружениях и требовали от Белого дома убедить Кремль уменьшить тактический ядерный арсенал. Каков сейчас баланс тактического ядерного оружия между НАТО и Россией?
– Это неизвестно. По некоторым оценкам, у России в арсеналах находится от 2 до 4 тысяч единиц тактического оружия. У США – до 200. Общая картина на данный момент такова: Москва отказывается вступать в переговоры о сокращении тактических ядерных вооружений, она нарушает Договор о ликвидации ракет меньшей и средней дальности.
– МИД России увязал размещение ядерного оружия США в Германии с Договором о нераспространении ядерного оружия. Такой упрек звучит, казалось бы, неожиданно.
– На самом деле, это старый советский аргумент. Он был несерьезным во времена холодной войны, он остается таковым и сегодня. Ядерное оружие, находящее на территории Германии, принадлежит Соединенным Штатам, оно находится под контролем американской армии. Оно может быть использовано только по приказу американских командующих с санкции президента Соединенных Штатов. Дислокация американского ядерного оружия на территории иностранных государств, естественно, осуществляется в соответствии с законами. Против этого невозможно привести никаких серьезных юридических аргументов.