Ссылки для упрощенного доступа

"Путин ищет конфликтов"


Владимир Путин и Барак Обама. Нью-Йорк, 28 сентября
Владимир Путин и Барак Обама. Нью-Йорк, 28 сентября

Константин Боровой оценивает выступления двух президентов в ООН и перспективы российско-американского диалога: "Торга не будет"

Последовавшие практически друг за другом выступления с трибуны Генеральной Ассамблеи ООН президентов США и России и встреча Барака Обамы с Владимиром Путиным в кулуарах всемирной организации большинством комментаторов рассматриваются в ключе прямого противостояния Вашингтона и Москвы по важнейшим международным проблемам. О чем и зачем говорили в Нью-Йорке Барак Обама и Владимир Путин? Какие цели преследовали? Кто победил в этом дипломатическом поединке?

На вопросы Радио Свобода отвечает московский политик, председатель партии "Западный выбор", бывший главный редактор журнала "Америка" Константин Боровой:

– Мне кажется, что никакого поединка, собственно, не было. Позиция президента Обамы по всем вопросам осталась неизменной. Имела место попытка президента Путина повлиять на развитие событий, но эта попытка, безусловно, закончилась неуспехом. Такой степени концентрации власти в одних руках, как в России, нет и быть не может; президент Обама не в состоянии одним своим решением, в отличие от президента Путина, поменять позицию своей страны, тем более поменять позицию коалиции государств, которые занимаются проблемами Сирии. Или поменять позицию Европейского союза, который с ужасом наблюдает за событиями, которые происходят в Украине. Но есть некоторая надежда, что Владимир Путин, в руках которого сконцентрирована вся власть и который обладает возможностями изменить позицию России, прислушается к каким-то разумным соображениям. На этом как раз и была основана встреча – на желании президента Обамы как-то повлиять на Путина.

– Неужели вы думаете, что Путин способен поменять свою позицию?

Гордое предположение о состоявшемся дипломатическом поединке неверно

– Я уверен прежде всего в том, что позиция США и западного мира неизменна. Российские СМИ трактуют последние события в Нью-Йорке – встречи президентов и выступления Обамы и Путина в ООН – как очень сильное российское воздействие на позицию США и ЕС. Но ничего этого и в помине нет! Гордое предположение о состоявшемся дипломатическом поединке неверно. Поединок был бы возможен, если бы с Путиным кто-то сражался. Но на самом деле он просто еще раз услышал – если хотел услышать – ту же позицию, о которой он прекрасно знает и которую изменить никто не в состоянии, поскольку это коллективная позиция значительной части мирового сообщества. В российских СМИ уже появились предположения: дескать, меняется позиция Запада по поводу трагедии с "Боингом", по поводу международного трибунала... Откуда это взято? Ничего этого нет и в помине! Желаемое выдается за действительное. Аргументы, кстати говоря, в поддержку тезиса о готовности Запада к новой дружбе с Россией приводятся очень слабые – типа того, кто кому первый протянул руку на встрече Обамы и Путина. И фотография, на которой Обама действительно протягивает руку Путину. Но вряд ли это свидетельствует об изменении позиции Запада.

– В России выступление Барака Обамы с трибуны Генеральной Ассамблеи ООН осталось в тени выступления Владимира Путина. Кремлевский телевизор утверждает: Путин был главный, его все внимательно выслушали, и вот теперь может измениться позиция Запада. Однако обычно именно к выступлениям президента США на Генеральной Ассамблее ООН относятся как к выступлению лидера свободного мира. Обама подтвердил это высокое звание, как вы считаете?

Константин Боровой
Константин Боровой

– Его речь – очень взвешенное, спокойное, дипломатичное выступление. Никакого шантажа, никаких ультиматумов никто не услышал. Это выступление политика, который пытается успокоить ситуацию в мире, выступление ответственного политика, который пытается решать мировые проблемы. Было бы странно ожидать от Обамы каких-то резких, неожиданных заявлений: позиция США хороша для мира именно своей предсказуемостью и стабильностью.

– Вам понятно из этого выступления Барака Обамы и других заявлений американских лидеров последнего времени, в какой степени Вашингтон связывает сирийскую и украинскую проблемы? Иными словами, обусловлена ли американская политическая поддержка Украине поведением России в Сирии? Может ли случиться так, что торг, на котором, кажется, настаивает Владимир Путин, может быть для России успешным?

– Путин, введя российские войска в Сирию, по существу вызывает США на переговоры, на которых можно было бы обменять позицию России в Сирии на позицию США по Украине. Но, как говорил один литературный герой, торг в данном случае неуместен. Всем понятно, что в интересах Путина – и это Москва утверждает разными путями – создание предпосылок для проведения международной конференции формата "Ялта-2" с разделением мира на сферы влияния. Президент Обама уже говорил об этом: региональный лидер, экономика страны которого чуть больше экономики Испании, вряд ли может претендовать на роль Иосифа Сталина периода окончания Второй мировой войны. Современная политика, сами принципы сегодняшней мировой политики не позволяют лидерам государств делить мир на сферы влияния. Это было бы и преступно, и безответственно.

– Последует ли какое-то развитие российско-американского диалога после эпизодической встречи Путина и Обамы в Нью-Йорке?

Действия российской армии в Сирии – это попытка защитить незащищаемое, позиции Башара Асада, причем не в его столкновениях с "Исламским государством", как утверждает Путин, а в столкновениях верных сирийскому диктатору сил с международной коалицией, с сирийской оппозицией

– По предыдущим шагам Путина можно сделать ясный вывод, что ситуация в Сирии будет развиваться, Кремль продолжит свою агрессивную политику. Уже сделаны заявления о размещении дополнительных российских самолетов в Сирии. Сегодня российские СМИ сообщили о заседании Генерального штаба Вооруженных сил России, на котором присутствовал министр обороны. Понятно, что ситуация и в Сирии, и в Украине будет развиваться: Путин ищет конфликтов. Разговоры о предотвращении столкновений между войсками международной коалиции и российскими войсками, которые явились на Ближний Восток защищать Асада, по всей видимости, не предотвратят этих конфликтов. Действия российской армии в Сирии – попытка защитить незащищаемое, позиции Башара Асада, причем не в его столкновениях с "Исламским государством", как утверждает Путин, а в столкновениях верных сирийскому диктатору сил с международной коалицией и с сирийской оппозицией. Следствием этого будет и развитие ситуации в Украине.

Путин управляет сегодня своей политикой отношений с Западом и с Украиной с помощью военных инструментов, с помощью инструментов войны – и в Украине, и в Сирии. Значит, в ближайшее время нас ожидают сообщения о военных столкновениях. В этих условиях ответственные западные политики должны поддерживать контакты со своими политическими, военными оппонентами, и в этом смысле, конечно, встреча Обамы и Путина оправданна, – считает московский политик Константин Боровой.

Фрагмент итогового выпуска программы "Время Свободы"

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG