Ссылки для упрощенного доступа

Искусство войны, любви и мира


Плакат ГогольFESTa
Плакат ГогольFESTa

Девиз киевского "ГогольFESTa" отражает реальность войны в стране и реакцию художников на политическую ситуацию

В Киеве завершился "ГогольFEST", один из лучших театральных мультидисциплинарных фестивалей на постсоветском и восточноевропейском пространствах. Фестиваль существует с 2007 года, объединяет пять направлений: театр, музыку, кино, литературу, визуальное искусство. В разное время его гостями и хедлайнерами были московский ансамбль Дмитрия Покровского, оркестр современной музыки OPUSPOST, испанский театр La Fura Del Baus, который открывал Олимпийские игры в Барселоне, другие современные европейские театры, которые экспериментируют с музыкой, современным танцем. Девиз фестиваля этого года: "Искусство войны, мира и любви". О значении этих искусств Радио Свобода рассказал бессменный директор "ГогольFESTa", руководитель театра ДАХ Влад Троицкий.

В этом году "ГогольFEST" впервые проходит в павильонах Киевского национального выставочного центра, архитектура и планировка которого напоминают о московских павильонах и статуях ВДНХ. Однако внешней оболочкой сходство заканчивается: из театра сталинской архитектуры зритель сразу же попадает в пространство электронной музыки и академического авангарда, отлично поставленного света, декоративных или острорадикальных и провокативных художественных выставок. На выставке, посвященной модному бренду одежды, в качестве экспонатов присутствуют оторванные ноги манекенов и головы морских чудовищ. Выставка фотографий посвящена разным видам казней еды, где обыгрывается распятие хлеба, колесование ветчины, повешение сыра. Еще одна выставка непосредственно связана с тем, как фотографы понимают и обнаруживают присутствие войны в мирной жизни. Это не репортажные фотографии с линии фронта, это скорее сгущенная тревога в киевских пейзажах, символическое прочтение войны. В документальной кинопрограмме фестиваля есть фильм "Добровольці Божої чоти", снятый непосредственно на передовой, за пять дней в Донецком аэропорту, герои его – военные, за несгибаемость получившие прозвище киборгов. Документальный реализм присутствует в системе фестиваля, он не только в документальном кино, но и в программе документального театра, которую курировала Наталка Ворожбит, киевская звезда постсоветской "новой драмы". При этом документальное – важное, но не генеральное направление в нынешнем "ГогольFESTe". В его девизе "Искусство войны, мира и любви" главным является слово "искусство". Директор фестиваля, главный режиссер театра ДАХ, отец-основатель музыкальных групп "ДахаБраха" и Dakh Daughters, постановщик музыкальных мистерий Влад Троицкий, делает основой театральной программы большие музыкальные шоу: перформансы, спектакли, зонг- или рок-оперы немецкого, польского, литовского, украинского происхождения. Главные спектакли театральной программы обращены к античному и библейскому контексту. Еврипидовская "Ифигения в Тавриде" в интерпретации современного украинского режиссера оказывается невестой террориста, дело происходит в Крыму; Антигона Софокла и Брехта в интерпретации француженки Люси Берелович кажется нашей современницей, очевидицей Майдана и восточноукраинского военного конфликта, а девушки из фрик-кабаре Dakh Daughters исполняют роль не столько античного хора, сколько современного фольклорного.

В украинском социальном пространстве есть ощущение, что люди искусства говорят о самом важном естественно, без противоречий с друзьями, обществом и государством. Главные события "ГогольFESTa" связаны со спектаклями самого Влада Троицкого, музыкальной трилогией о войне, мире и любви.

– Почему "ГогольFEST" в этом году называется "Искусство войны, мира и любви"?

– Потому что мы, вся страна и каждый человек, находимся в таком состоянии. Нам каждую секунду через медиа транслируется, что мы находимся в войне; и тем или иным образом каждого касается ситуация в АТО. При этом война касается не только востока Украины. У каждого из нас есть внутренний раб или карлик, и он говорит: "Это не твоя история, кто-то должен порешать за тебя твою жизнь". И борьба с внутренним рабом – это сложная, тяжелая история. Тут нужно увидеть мир: и через любовь, и мир как мир, и его полюбить, и через эту свою любовь построить. Я так поэтично, немножко претенциозно говорю, но надо понимать, что войну можно победить только через любовь.

– Почему у вас "искусство мира" представлено ораторией, которая основана на Книге Иова? Ведь это одна из самых трагических, печальных историй в Библии, и шире – в человеческой культуре.

– На самом деле эта история напоминает историю нынешней Украины, когда идут испытания, война, экономика в беде, и вообще все тяжело; тем не менее тебе нужно как-то собраться с силами и начать опять жить. Книга Иова – это все-таки жизнеутверждающая история. Да, это испытания, боль, это страшно и трагично, но нужно жить.

Книга Иова – это все-таки жизнеутверждающая история

– У вас грандиозные музыканты в этом спектакле. Кто они и откуда?

– Это два молодых композитора – Илья Разумейко и Роман Григорьев, специалисты по так называемому препарированному роялю, и команда, которая участвовала в спектакле "Кориолан". Одна девушка из Парижа, украинка, но живет в Париже. Хотела поучиться, как режиссировать оперу, и в результате сама поучаствовала, у нее прекрасное меццо-сопрано. Удивительный получился проект, он как-то совпал по чувству и у ребят-композиторов. Четыре недели создавалась эта музыка, одновременно репетировали, я ее как-то комментировал, она менялась. Многим зрителям она дала чувство света.

– Хотела спросить об античном и библейском контексте, который очень важен для фестиваля, он эти три темы – искусство войны, искусство мира и любви – каким-то образом обрамляет. Вы хотите сказать, что война свойственна человеческой цивилизации? Или, если страна с неизбежностью попала в ситуацию войны, то неплохо было бы вспомнить образцы классических трагедий?

Финал спектакля "Антигона"
Финал спектакля "Антигона"

– Обращение к классике... Люди-то на самом деле не так сильно меняются. Вроде бы быстрее время течет, быстрее информация, но человеческая природа одинакова, и разрушение в самой природе войны, в агрессии. С другой стороны, есть надежда, может быть, утопическая, на то, что сейчас, возможно, есть ответственные люди, которые понимают, что война по крупному счету бессмысленна. Не оголтелый пацифизм – давайте завоевывайте меня, берите, – но выстраивание более убедительного мира, который несет некие другие ценности, другую какую-то цивилизацию, и через эту цивилизацию развитого ответственного сознания – диалог с миром. По-моему, это единственный способ уберечь человечество от саморазрушения. Это, конечно, трудно, и прежде всего война идет внутри каждого из нас. Как там у Горина было, в "Мюнхгаузене": нужно каждое утро делать подвиг, вытаскивать себя за волосы.

– Если говорить об искусстве любви, каким образом оно представлено на пространстве "ГогольFESTa"?

– Было два проекта. Один просто музыкальный – камерный ансамбль "Киевские солисты" под управлением Дмитрия Яблонского играл такую величественную концертную музыку, Мендельсона, Пьяццолу, Вивальди... Прекрасная музыка, которая ассоциируется с чувством любви, и Майкл Утман, бельгийский скрипач, играл на легендарной скрипке Страдивари. А вторая часть – это тизер будущего проекта, который делают девушки из группы Dakh Daughters, "Как я была Алисой, или Искусство любви". Имеется в виду Алиса из сказки Кэррола. Я уверен, каждая девушка читала "Алису в Стране чудес" и воображала себя Алисой. Они решили сделать какие-то удивительные поэтические импровизации вокруг текста Кэрролла, вокруг текстов "Песни песней" библейской. Получилась очень красивая и поэтичная история, с юмором. Мы планируем работать с шестью разными аниматорами из шести разных стран мира, которые сделают шесть мультфильмов о том, как каждая из девушек была (или стала) Алисой. В начале лета будет премьера большой программы и выпуск альманаха анимационного.

– Как вы определяете, что такое "ГогольFEST"? Это синтетическое искусство? Это театр мистерий? Это мультиинструментальное пространство? Это пространство современного искусства?

– Я за последние годы попробовал выстраивать горизонтальные самоорганизующиеся структуры, и для меня очень важно, чтобы каждый вид современного искусства был, с одной стороны, независим, с другой стороны, синхронизировался с остальными, и по возможности происходили какие-то мультидисциплинарные проекты. Мне кажется, в этом году из-за того, что большая территория, и каждая программа имела свою локацию, это во многом удалось, и очень достойная визуальная программа, и танцевальная, и классическая музыка, и альтернативная, и андеграундная музыка, театральная программа, литературная, фэшн-арт, детская программа... Условия были непростые, как вы понимаете, но мы дерзнули, и это состоялось. Конечно, хотелось бы, чтобы этот фестиваль превратился в постоянно действующую площадку. Когда идет презентация, с шумом, с небольшим пафосом, это открывается миру, но, в принципе, постоянно действующий education production центр, который во всех областях искусства, с привлечением артистов, художников, режиссеров из разных стран мира, делает новый тип продукта, что очень важно для Украины сейчас.

Кто будет заниматься завтрашним днем? Если не ты им занимаешься, им займется кто-то другой

В Украине должно появиться то, чем можно гордиться сегодня, что сделано сегодня и что направлено в завтрашний день. Если мы будем думать только о том, "как бы день простоять да ночь продержаться", будь то на войне, будь то в экономике, кто будет заниматься завтрашним днем? Если не ты им занимаешься, им займется кто-то другой. Это же логично. Поэтому второй лозунг фестиваля – "Дегустируй завтра уже сегодня". Художник – это человек, который чувствует сердцем завтрашний день, чувствует потенцию страны, людей. И когда через созидательное, когда через ироничное, собственно, его и делает. Современное искусство как функция. Можно по-разному определять, что это такое – современное искусство, но одно из простых определений: это то, что тебя уводит из рамок привычного, что выпадает из твоей классификации, и то, что делается сейчас. Художник что-то делает, что не повторяет вчерашний день, это же не репродукция. А это зрителю, слушателю позволяет расширить свои горизонты, увидеть разнообразие мира и возможность для дерзновений. Просто надо перестать ожидать, что кто-то решит твою жизнь. Никто твою жизнь не решит, пока ты сам не увидишь мир, не увидишь его возможности, не увидишь другого человека. И в любви, простите за это слово, которое максимально дискредитировано, тем не менее, в любви, в терпении увидеть другого человека и начать договариваться, уважать друг друга и строить завтрашний день.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG