Ссылки для упрощенного доступа

На той далекой, на гражданской...


"Изнеженный десятилетний мальчик-гимназист мечтает бежать в Америку или Африку совершать подвиги – это шалость, но не простая... Это слабые симптомы той доброкачественной заразы, какая неминуемо распространяется по земле от подвига. В наше больное время, когда европейскими обществами обуяли лень, скука жизни и неверие, когда всюду в странной взаимной комбинации царят нелюбовь к жизни и страх смерти, когда даже лучшие люди сидят сложа руки, оправдывая свою лень и свой разврат отсутствием определенной цели в жизни, подвижники нужны, как солнце".

Так писал Чехов о детской жажде борьбы и муки от сознания несправедливости мира.

В последний год XIX века началась англо-бурская война, и русские мальчики бредили о ней, следили по картам за ходом боевых действий, знали наизусть имена бурских военачальников. "Мы, дети, были потрясены этой войной. Мы жалели буров, дравшихся за свою независимость, и ненавидели англичан..." – вспоминал Паустовский. А Илья Эренбург убежал на войну: "Наслушавшись разговоров о героизме буров, я сначала написал письмо бородатому президенту Крюгеру, а потом, стащив у матери десять рублей, отправился на театр военных действий. Ночью меня поймали..."

Пиар у буров был поставлен превосходно. Весь мир ненавидел либеральную Англию и желал победы патриархально-фундаменталистским бурским республикам. Буры победили и учинили в своем свободном государстве апартеид, ставший позором человечества. Но благородного порыва русских мальчиков это не умаляет.

Схожие романтические настроения владели новым поколением теперь уже советских мальчиков во время гражданской войны в Испании. Снова были карты с флажками боев, звучные названия испанских городов и побеги из дома.

Идлиб не стал и не станет для России Гренадой

Почему же сегодня не видно романтизма русских мальчиков по отношению к сирийской войне? Какая из воюющих сторон права, а какая виновата? Сводки Министерства обороны каждый день сообщают названия населенных пунктов, по которым нанесены бомбовые или ракетные удары, но почему-то ни у кого не возникает желания взять карту и расставить на ней флажки. Идлиб не стал и не станет для России Гренадой.

Кремлевская пропаганда сделала все для того, чтобы граждане России не считали эту войну своей. Им дозволено лишь радоваться метким ударам российского оружия. "Игиловцы", судя по пресс-релизам Министерства обороны, в панике разбегаются, просят подкреплений, отчаянно мобилизуют последние резервы... Переживать не за кого.

Как же так? Ведь я не могу желать поражения России, кто бы ею ни правил, я не хочу гибели или пленения наших летчиков. Ни при каких обстоятельствах не хочу. Но это война с непонятными и сомнительными целями, с неприятными союзниками и безликими врагами, война, в которой не будет ни победы, ни поражения. Вряд ли и Сирия сохранится после нее, не то что находящийся сейчас у власти режим. Его ресурсы истощены, его нынешнее наступление – агония. Спасти его никакими поставками оружия и авиарейдами невозможно. Оборудовать новые базы, перебрасывать новые эскадрильи? Да ведь каждую гайку придется возить по воздуху из России.

Нынешние войны и не ведутся до победного конца. Они ведутся на истощение, до тех пор пока стороны, сознавая, что им не одолеть друг друга, не начинают договариваться сквозь зубы. Какое уж тут "дело правое".

Но российские добровольцы в Сирии уже есть, и их число может увеличиться. Только это не наивные романтики. Это "псы войны", которые уже не могут жить без адреналина в крови. Что будет потом с теми, кто не перейдет на сторону сирийской вооруженной оппозиции или "Исламского государства", не попадет в плен и не примет ислам, как делали советские военнопленные в Афганистане? Президент обещал социальные гарантии контрактникам, а от добровольцев его пресс-секретарь "дистанцировался". Не ждет ли их судьба гоголевского капитана Копейкина, который не смог выхлопотать пенсион и подался в разбойники? Так нередко случалось с "афганцами" и ветеранами чеченских войн, пополнявшими бандитские ряды.

Как ни старается кремлевский агитпроп, не лежит душа к этой войне за "легитимного президента". Какое-то подозрительно знакомое словосочетание. Дали бы ему сразу дачу в Серебряном Бору и не тратили порох зря, не морочили бы себе и другим голову геополитическим вздором.

Владимир Абаринов – вашингтонский обозреватель Радио Свобода

Высказанные в рубрике "Право автора" мнения могут не отражать точку зрения редакции

XS
SM
MD
LG