Санатория "Петродворец", открывшегося в 1926 году, больше не существует. Проработав почти 90 лет, он обанкротился. Причина проста: рентабельный санаторий погрузился в долги, потому что собственник здания – министерство культуры в лице Агентства по управлению и использованию памятников истории и культуры в 2006 году – повысило арендную плату в 20 раз. Почему это было сделано – неизвестно.
В комитете по здравоохранению на вопрос о судьбе санатория отвечают, что эта структура к ним не относится – мол санаторий был частным. Но такого быть не могло. Ведь санаторий 1926 года и располагался он не в простом здании, а в памятнике архитектуры, Императорских конюшнях, построенных по проекту архитектора Николая Бенуа по заказу императора Николая I.
Судьбой санатория несколько лет пристально занималась петергофская газета "2020". В том числе, в газете было опубликовано подробное расследование "Государственная недостаточность". Автор статьи пытается выяснить, каким образом объект, стоящий миллиарды рублей, был передан в аренду на 49 лет фирме с уставным капиталом в 10 тысяч. "Не вложив ни копейки, они озолотились за счёт государства, построили в охранной зоне личную клинику, приватизировали минеральный источник, добились преднамеренного банкротства, задарма в очередной раз за государственный счёт", – рассказывает о ситуации вокруг санатория главный редактор газеты "2020" Алексей Сергеев:
Вообще-то все было сделано хитро – по идее произошел рейдерский захват под арбитражным зонтиком
– Мы находимся тут неподалеку, мы все пили эту воду, поэтому мы решили понять, что же случилось с санаторием. Здесь никогда не было свободных мест, люди приезжали со всей России, здесь и грязи были, и минеральная прекрасная природа, вода, весь комплекс. Но когда ООО "Санаторий Петродворец" получило это место в аренду, руководство, вместо того, чтобы в него вкладываться, начало выводить деньги, построило рядом здание для частной клиники. То есть они пошли на хитрость – разделили единый комплекс на две части: одна часть осталась в Императорских конюшнях, другая – в новом здании. И начали потихоньку банкротить санаторий, подвели все под закон, который позволяет обращаться в арбитражный суд и самим себя банкротить.
Была создана зеркальная фирма, еще одно ООО "Санаторий Петродворец"
Когда мы узнали, что собираются увольнять 120 врачей, мы организовали им информационную поддержку, пригласили журналистов с телевидения, с разных радиостанций и немножко притормозили этот процесс. Но часть врачей все-таки поддалась на уговоры начальства и написала заявление об уходе по собственному желанию, остальные продолжали бороться за свои права. В конце концов, их тоже уволили, но уже как полагается, с выходным пособием. Вообще-то все было сделано хитро – по идее произошел рейдерский захват под арбитражным зонтиком. Ведь пока дело находится в судебном исполнении, никакая другая власть вмешиваться не имеет права. И это является индульгенцией для тех, кто занимается отбором собственности под эгидой арбитражного суда.
Это обыкновенное рейдерство. ООО "Санаторий Петродворец" лишился своих исторических зданий, они перешли к Агентству по управлению и использованию памятников истории и культуры, а вторая часть санатория оказалась в частных руках – что поразительно, вместе с источником минеральной воды. Сделано это было очень хитро: еще когда санаторий существовал, была создана зеркальная фирма, еще одно ООО "Санаторий Петродворец", которому отошла половина санаторного комплекса.
– Теперь конюшни, возможно, хотят восстановить как исторический объект, может, это и неплохо. Но что мешает устроить санаторий в новом здании – в том, что строилось под частную клинику?
Сейчас нас больше всего волнует информация о том, что в зданиях Императорских конюшен снова хотят разместить лошадей
– А оно оказалось построенным незаконно, государственная комиссия его не принимает, и оно уже который год стоит пустым. Зато в Императорские конюшни государство в этом году вложило 2,5 миллиарда рублей на изучение, консервацию и реставрацию, на следующий год будет вложено столько же. Как я понимаю, они его подготовят за счет бюджетных средств и потом выставят на торги. Пока исторические здания пустуют, не отапливаются, но в них, несмотря ни на что, каким-то образом продолжает работать ресторан.
Сейчас стало излюбленной темой обсуждать, как бы вернуть сюда лошадей. Но ведь сейчас не царские времена – где этим лошадям пить, есть, гулять? И вообще такие вещи требуют публичного обсуждения. Я тут на днях написал запрос в КГИОП – Комитет по государственному использованию и охране памятников с просьбой предоставить протокол сентябрьского заседания о том, что планируется сделать в Императорских конюшнях. Мне обязаны были ответить в течение недели, но ответа до сих пор нет. Между прочим, на южном берегу Финского залива у нас санатории вообще практически исчезли. В прошлом году закрылся санаторий в Стрельне – это была вторая площадка здешнего санатория, сейчас его забирает Управление делами президента – под яхт-клуб, – напоминает Алексей Сергеев.
Все эти годы за спасение, а теперь за возрождение санатория борется жительница блокадного Ленинграда Людмила Седова:
– Мы боролись долго, председатель общества "Народный санаторий" недавно умерла, и я убеждена, что вся эта история не прошла ей даром. Ведь сотрудники санатория даже не знали, что его банкротят. И мы – те, кто там отдыхали, тоже ничего не знали, писали директору просьбы: смените, пожалуйста, унитаз, почините двери. Я писала во многие газеты, на телеканалы, в КГИОП, в правительство, президенту – все бесполезно. Сначала было внешнее управление, теперь постоянное, и они все оттуда вывезли, даже фонтан выкорчевали, говорят, он у кого-то на даче. И минеральный источник заглушили, только ресторан работает, что выглядит особенно цинично. Бювет лечебной минеральной воды закрыт, а источник, говорят, продан. Но ведь если источник долго не использовать, он или поменяет направление, или трубы заржавеют, и все равно воду нельзя будет пить.
Нам говорят – катайтесь в Сестрорецкий курорт, там подобная же вода, но это далеко, а главное – закрытие здешнего источника – это преступление перед большим городом и перед теми людьми, которые ехали сюда со всей страны. Особо хочу отметить, что такой "подарок" мы получили в преддверии 70-летия Победы, а ведь там лечились многие дети войны, узники концлагерей и настоящие ветераны, которые еще остались. Сейчас общество "Народный санаторий" борется за то, чтобы санаторий открыли в новом здании, но ничего не получается. А ведь в санатории лечили не только врачи, процедуры и ванны – лечила природа, Финский залив, золотая осень, прогулки, экскурсии, вид на Кронштадт, фонтаны. Всего этого людей лишили.
Даже фонтан выкорчевали, говорят, он у кого-то на даче
Историю уничтожения санатория хорошо знает сопредседатель общества "Народный санаторий" Евдокия Васильева. Ее сейчас больше всего тревожит "лошадиный" вопрос:
– Сейчас нас больше всего волнует информация о том, что в зданиях Императорских конюшен снова хотят разместить лошадей. Мы знаем, что в сентябре прошло совещание в КГИОП, но никаких документов от них получить не можем, и на запрос они не ответили. Говорят, что здесь хотят проводить бега, международные соревнования. Мне в КГИОП сказали, что они возвращают зданиям их историческую функцию – вот были там лошади, пусть и теперь будут. Мы не понимаем, как это можно сочетать с реалиями современного города, но угроза вполне реальна.
Чиновники реагируют как-то вяло, такое впечатление, что городским властям этот санаторий не нужен
Жители активно выступают против, но пока нас никто не слышит. Самое главное, что губернатор ответил на обращение депутатов от КПРФ, что санаторий на базе минеральной воды "Петергофская" людям нужен, что санаторию быть. Узнав об этом, я так обрадовалась. Но радость была недолгой: буквально через месяц Министерство культуры высказалось против, и наш губернатор передумал, написал письменный отказ. В октябре активисты нашего общества встречались с депутатом Ириной Комоловой, был такой хороший, крепкий разговор о том, что санаторий нужен не для лошадей, а для людей. Мы очень надеемся, что будет новое обращение к губернатору, и что он все-таки изменит свое мнение о санатории.
Сама депутат Законодательного собрания Петербурга Ирина Комолова скептически относится к подобным обращениям:
– Мы уже не раз к нему обращались, он отвечает то так, то так. Мое мнение такое: санаторию не место в Императорских конюшнях, пусть там будут лошади, а для санатория можно восстановить здания на другой стороне улицы, бывшие жилые корпуса, которые не являются памятниками. Но проблема не в этом, проблема в источнике воды, оказавшемся в частных руках – без источника это будет обычная лечебница, которая никому не нужна. Я уже веду переговоры с собственником, он вроде бы не против, чтобы люди брали воду. Но печально то, что, разговаривая с председателем петербургского комитета по здравоохранению, я совершенно не нашла понимания – чиновники реагируют как-то вяло, такое впечатление, что городским властям этот санаторий не нужен. Нам же, чтобы начать действовать, нужно дождаться конца судов, чтобы прекратилось действие лицензии старого санатория – тогда можно думать о новом. Но в любом случае, это дело не быстрое, – говорит Комолова.
Защитники санатория опасаются: именно лошади, а не пациенты в скором времени вернутся в здание.