Конституционный суд опубликовал на своем сайте определение о том, что иностранец, нарушивший правила въезда в Россию, может быть выдворен из страны, даже если в России у него находится семья. С подробностями из Петербурга Татьяна Вольтская.
Это определение было дано в ответ на жалобу гражданина Азербайджанской республики Турала Мусеиб оглы Гусейнова. Гусейнов приехал к своей жене, гражданке России, в Норильск без специального разрешения на въезд на территорию с регламентированным посещением для иностранных граждан, за что постановлением Норильского городского суда Красноярского края от 11 декабря 2014 года он был оштрафован на 2 тысячи рублей и выслан из страны. Суды вышестоящих инстанций подтвердили это постановление. Гусейнов счел такое наказание нарушением своих прав на неприкосновенность частной жизни и свободу передвижения и обратился в Конституционный суд с просьбой признать неконституционной часть 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 29 сентября судьи Конституционного суда проголосовали за то, чтобы отказать Гусейнову в принятии его жалобы. Теперь на сайте Конституционного суда появилось определение 1879-О, где объясняются мотивы отказа.
Там, в частности, говорится, что наказание Гусейнову "определено в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, для охраны здоровья, нравственности, защиты прав и свобод других лиц", а также – что "семья и семейная жизнь, относясь к ценностям, находящимся под защитой Конституции Российской Федерации и международных договоров России, не имеют, однако, безусловного во всех случаях преимущества перед другими конституционно значимыми ценностями".
Лидер адвокатской "Команды 29" Иван Павлов считает, что центральным основанием в этом определении следует считать национальную безопасность.
– Именно в интересах национальной безопасности в Российской Федерации можно ограничивать все права граждан, несмотря на имеющиеся семейные отношения. Такое определение Конституционного суда развязывает руки всем судам, которые теперь могут не учитывать семейных обстоятельств при назначении наказания за нарушение любых правил пребывания в стране иностранных граждан, если это обусловлено интересами национальной безопасности. Страна де-факто воюет, и тут все средства хороши: ищутся враги, они находятся, и к ним применяется весь арсенал нашей судебной системы.
Иван Павлов предполагает также, что под национальной безопасностью правоприменитель теперь сможет понимать все, что угодно. Адвокат считает, что таким образом Конституционный суд продемонстрировал, что в России национальная безопасность имеет безусловный приоритет над правами человека.