В России вышел на экраны 24-й фильм о приключениях британского агента 007 Джеймса Бонда под названием "007: СПЕКТР". Фильм снимал режиссер Сэм Мендес. В четвертый раз Бонда играет Дэниел Крейг.
Прежде чем углубиться в сюжет очередного блокбастера с бюджетом в 300 миллионов долларов о непотопляемом агенте 007, следует расшифровать его название – "007: СПЕКТР". Слово это ничего общего не имеет с многоцветной полосой, получающейся при прохождении светового луча через призму. Это – аббревиатура английского названия преступного террористического синдиката Special Executive Counterintelligence, Terrorism, Revenge and Extortion (SPECTRE), которое переводится как Специальный комитет по контрразведке, терроризму, ответным мерам и принуждению.
В фильме недвусмысленные отсылки к разоблаченной Эдвардом Сноуденом глобальной электронной слежке и даже к делу Александра Литвиненко
Этот синдикат и его название – плод воображения Иэна Флеминга – создателя образа Джеймса Бонда. Впервые этот мировой центр зла и его глава Эрнст Ставро Блофильд появились в романе Флеминга "Шаровая молния" (1961), а в кинобондиане этот преступный синдикат упоминается уже в ее первом фильме "Доктор Ноу" (1962). Казалось, что с этой организацией покончено после того, как в фильме "Только для ваших глаз" (1981) игравший Бонда Роджер Мур сбрасывает своего главного врага Блофильда с вертолета в фабричную трубу. Однако в фильме "СПЕКТР" эта зловещая организация реанимируется и агент 007, которого в четвертый раз играет Дэниел Крейг, продолжает борьбу с ней, чтобы предотвратить готовящийся удар по британской внешней разведке МИ6.
В фильме действует еще одна глобальная преступная организация под названием "Квантум" (Quantum), с которой Бонд также вступает в смертельную схватку. С "Квантумом" Дэниел Крейг в образе Бонда боролся еще в "Казино "Рояль" (2006) и в "Кванте милосердия" (2008), название которого было бы точнее перевести как "Милосердие "Квантума". Присутствие в фильме двух могущественных преступных организаций позволяет Джеймсу Бонду предстать во всех своих бойцовских и любовных подвигах, а режиссеру Сэму Мендесу и сценаристам Джону Логану, Нилу Пёрвису и Роберту Уэйду превратить "СПЕКТР" в головокружительную карусель смертельных трюков на воде, на земле и в воздухе с участием агента 007 и его врагов.
Кроме непрерывной череды погонь, стрельбы и единоборств в лучших традициях стиля экшен, зрителям предложены в фильме и традиционные для кинобондианы романтические сцены. В "СПЕКТРе" так называемых "девушек Бонда" играют две популярные актрисы: француженка Леа Сейду и итальянка Моника Беллуччи. Сейду играет психолога Мадлен Свонн – дочь зловещего главы "Квантума" мистера Уайта, а Беллуччи – Люсию Скиарру – вдову убитого Бондом киллера из организации "СПЕКТР". Кстати, 51-летняя Беллуччи – самая великовозрастная "девушка Бонда" за всю историю кинобондианы, однако в фильме она выглядит как обворожительная 30-летняя красавица. Глава британской внешней разведки М, которого играет Рэйф Файнс, отправляет Бонда с секретной миссией в Мексику, где тот должен расстроить заговорщицкие планы "СПЕКТРа". Мелькают Мехико, Рим, Лондон, австрийские Альпы, Марокко, где агент 007 с блеском демонстрирует умения, навыки и таланты.
"007: СПЕКТР" – не только один из самых высокобюджетных фильмов бондианы, но и один из самых продолжительных – он длится два с половиной часа. Основным саундтреком фильма стала песня Сэма Смита "Надпись на стене" (Writing on the Wall) в его же исполнении. Один из крупнейших знатоков истории бондианы, глава британского фан-клуба Джеймса Бонда и редактор клубного журнала кинокритик Аджай Чаудри делится в интервью Радио Свобода впечатлениями от устроенного для кинокритиков предварительного просмотра фильма "007: СПЕКТР":
– Думаю, что Сэму Мендесу удалось создать фильм, превосходящий его же предыдущий фильм о Бонде "007: Координаты Скайфолл". "СПЕКТР" – это классический, во всех отношениях сбалансированный фильм об агенте 007, который не только развивает традиционные для фильмов о Бонде сюжетные ходы, но и демонстрирует новые грани характера Бонда и новые интересные трюки и гаджеты. Я обнаружил в фильме недвусмысленные отсылки к разоблаченной Эдвардом Сноуденом глобальной электронной слежке и даже к делу Александра Литвиненко. В "СПЕКТРе" сохранены многие традиционные для книг Флеминга и фильмов по его книгам персонажи: квартирмейстер разведки Q, глава разведки М, его секретарша Манипенни и, конечно, уходящие в прошлое члены преступной организации "СПЕКТР". Меня особенно впечатлили женские персонажи – от встреченной Бондом в Мексике очаровательной Эстреллы до потрясающей Люсии Скиарры, зрелой и сексуальной дамы, которую играет Моника Беллуччи, и дебютировавшей в "СПЕКТРе" неотразимой девушки Бонда Мадлен Свонн в исполнении Леа Сейду. Встреча Мадлен Свонн и Джеймса Бонда переросла в увлекательную романтическую связь. Оба они при этом рвут со своим прошлым, что создает перспективу для будущего. В фильме мы знакомимся с уже во всех отношениях зрелым, немолодым и много пережившим агентом 007. Я бы назвал этот фильм замечательным образцом окутанного тайной романтического триллера в стиле экшен.
– Чем, на ваш взгляд, отличается "СПЕКТР" от предыдущих фильмов о Бонде?
Мне бы хотелось, чтобы в "СПЕКТРе" видели прежде всего просто первоклассный фильм и уже затем – фильм о Джеймсе Бонде
– Что мне особенно понравилось в "СПЕКТРе", так это детальная разработка характеров его главных персонажей и акцент на мотивации их действий. Это отличает его от старых фильмов о Бонде. Конечно, фильмы о Бонде – это главным образом экшен. Однако в "СПЕКТРе" его жанровые признаки очень деликатно сочетаются с эмоциональными чувствами персонажей, что прежде всего делает их человечными и не позволяет видеть в них схематичных и бездушных "подголосков" образа Бонда. Кроме того, этот фильм напрямую связан с серьезными проблемами нашего времени, в частности, с опасностью глобальной электронной слежки, о которой я уже говорил, и с опасностью не ограниченных законом международных подрывных действий. Это делает "СПЕКТР" не только первоклассным развлечением, но и заставляющим задуматься современным триллером. Мне бы хотелось, чтобы в "СПЕКТРе" видели прежде всего просто первоклассный фильм и уже затем – фильм о Джеймсе Бонде.
– Сюжеты романов Иэна Флеминга, по которым снимали первые фильмы о Бонде, давно исчерпаны кинобондианой. Сохранились ли в "СПЕКТРе" если не сюжетные элементы, то хотя бы дух романов Флеминга?
– Сохранилось многое, на удивление многое. Мы постоянно ощущаем глубинную связь главного персонажа фильма с литературными корнями романов Флеминга, с их духом и смыслом. К примеру, один из персонажей фильма, Франц Оберхаузер, которого играет Кристоф Вальц, перекочевал в "СПЕКТР" из рассказа Флеминга "Осьминожка". В фильме также есть аллюзия на другой рассказ Флеминга – "Раритет Гильдебранда". К тому же организация "СПЕКТР", появившаяся впервые в романе "Шаровая молния" и действовавшая в нескольких последующих книгах Флеминга, вновь появилась в этом фильме. Так что "СПЕКТР" стал своего рода сиквелом "Шаровой молнии". Дух и сущность романов Флеминга превосходно передает в этом фильме Дэниел Крейг, – считает глава британского фан-клуба Джеймса Бонда, кинокритик Аджай Чаудри.