Если "Открытой России" вроде бы - пока что - удалось избежать приравнивания к (запрещенному в России, как принято уточнять) ИГИЛ, то другим организациям и феноменам культурной жизни повезло меньше. Последние сутки оказались на запреты необычайно урожайными даже на нынешние времена.
Суд в Петербурге накануне постановил закрыть доступ к одному из популярнейших сообществ ВКонтакте MDK (пока решение суда не вступило в силу - будет еще апелляция). MDK, неиссякаемый источник шуток для молодежи школьного возраста, в политику вроде бы не лез (разве что поставил в свое время себе на обложку портрет Навального - но кого там только не было, на этой обложке), однако же и шутить теперь, видимо, можно только по согласованию с начальством.
Ну и наконец -
Вы радуетесь закрытию МДК, но не понимаете, что стране <...>
При этом, в общем, все (и сам МДК) признают, что шутки в паблике нередко были "за гранью". Большой скандал, например, разгорелся летом в связи с его шуткой после смерти Жанны Фриске.
Но закрыли сообщество не за это, а за
информационные материалы, оскорбляющие чувства верующих, унижающие различные группы людей по признакам религиозной и национальной принадлежности
- текст решения суда цитирует РБК.
Вот почему так рад Энтео:
И "патриоты"-охранители:
А за ними и широкие слои Интернет-общественности:
Есть и такая позиция:
Или так:
Леонид Волков объясняет, почему запрет МДК - дурной знак:
MDK — не про политику, MDK — это идиотские картинки для подростковой аудитории.
Но как-то незаметно стало так, что уже не важно, ты про политику или нет. За последние пару лет стало можно закрыть все что угодно по любой причине. Удобная обертка — в виде защиты прав «верующих», «детей», в виде защиты «интересов общества» — всегда найдется, было бы желание. И подходящий суд найдется тоже, и подходящая статья подходящего закона.
А результат один: свободы станет меньше, за нас кто-то решит, что нам можно читать, а что нельзя, над чем правильно смеяться, а над чем нет, куда дозволено ходить, а куда стой стоять стрелять буду, 15 суток ШИЗО. <...> И мне дико от того, что кто-то радуется, что паблика с неумными демотиваторами больше не будет. Потому что вот уж на его-то месте буквально может быть все что угодно и кто угодно.
Традиционная уже шутка:
Вступился за МДК и Антон Носик:
Случай довольно забавный и примечательный, в каком-то смысле прецедентный, невзирая на всю процессуальную топорность полугодичного разбирательства, которое, кажется, специально было проведено с таким количеством нарушений, чтобы адвокатам ООО «Сарафанка» (выступающего по делу ответчиком) не составило труда обжаловать решение первой инстанции в городском суде. Судья, например, постановил, что в сообществе слишком много картинок, чтобы разбираться с ними по существу. А в качестве профильных специалистов суд заслушал нескольких тётенек, озвучивших такое, например, экспертное суждение:
«Особенность сайта состоит в том, что мне друг прислал письмо, я нажимаю на это письмо, а там есть отсылки. Мне как подростку в 16 лет крайне интересно пройти по этим ссылкам, и я очень быстро попадаю на этот сайт» ( [©]Елена Николаева, профессор кафедры возрастной психологии и педагогики семьи педагогического университета им. А. И. Герцена) <...>
В любом случае, забавно наблюдать, как очередная гоп-компания из квазиюристов и псевдоэкспертов пытается заткнуть плотину пальцем и запретить 6.801.383 россиянам (столько подписчиков насчитывает МДК на эту минуту) безвкусно шутить на злобу дня. Хотя искренность порывов запретителей тут тоже не стоит преувеличивать. За ведение этого дела и представление его в суде сотрудники прокуратуры Центрального района Санкт-Петербурга полгода получали казённое жалование, премии, надбавки за выслугу лет.
На Ленте.ру - интервью с Роберто Панчвадзе (он же Енотов), основателем МДК:
А почему, по вашему мнению, к вам такой интерес? Из-за большой аудитории?
Не могу сказать. Другие ресурсы тоже популярны, и их можно закрыть. Возможно, потому что наш — рупор молодежи. Ядро нашей аудитории — 18-24 года, это молодые люди, которые либо учатся, либо только приступили к работе, и что-то могут привнести в эту страну. И MDK — это ресурс, где они могут расслабиться, грубо говоря, где они получают удовольствие. Мы могли бы что-то им диктовать, но мы это никогда не делали. Тем не менее кому-то это не нравится. Что касается политики, то у нас есть посты, более-менее лояльные к власти, есть менее лояльные. Но мы придерживаемся того, что нам нравится — шутки, юмор. Мы не исходим из политической позиции, главный наш критерий — смешно, не смешно. <...>
Помимо «смешно-не смешно», существуют какие-то границы, темы, которые никогда не попадут в MDK?
Границ нет, пошутить можно над всем. Хорошо это, плохо ли, но свободу слова у нас никто не отменял. Шутка может быть неудачной, но ее тоже можно озвучить, это наше право. Разве что оценивать с точки зрения морали, а она у каждого своя. У нас своя, у других — своя. Мы собрали 7 миллионов человек, у которых своя мораль.
Я вот одного не понимаю: почему еще никто не делает картинок JE SUIS MDK?
кто говорит, что «МДК не жалко, пусть запрещают» — тот заслужил Роскомнадзор на свою голову.
Такой же логикой руководствуются комментаторы отнюдь не националистических взглядов, выражающие солидарность с запрещенным сегодня - тоже судом, только московским - движением "Русские" Дмитрия Демушкина. Его признали экстремистским.
Новости "русского мира". Последнее крупное русское националистическое движение, не лояльное Кремлю, запрещено.
"Неправильные" не столько из-за национализма, сколько из-за несогласия с кремлевской позиций по вопросу об Украине.
Еще один запрет, который обсуждает в Сети, формально с деятельностью органов власти не связан. Центр современного искусства "Винзавод" расторгает контракт с галереей Марата Гельмана.
не хотел я писать это письмо. До последнего думал как-то разрешится. Все таки Софья Троценко - современная, образованная, респектабельная. Муж ее, Роман, что-то собирал даже. Предлагал мне в самый разгар антиукраинской истерии сделать выставку украинцев из моей коллекции.
Однажды у меня уже была подобная ситуация. Когда АрхНадзор выгнали отовсюду с их выставкой про разрушения Москвы - я их у себя принял. Тоже пришло уведомление о расторжении договора. Ну я это опубликовал. Пошла информация в медиа и в результате Винзавод пошел на попятную.
Теперь все снова, но как-то более остервенело. Мы дали пространство для ребят проводивших аукцион, деньги с которого шли узникам болотной и их родным. Ну нашисты повесили баннер антигельмановский – ок, потом кремлеботы начали заполнять твиттер твитами «ждем когда гельман сделает аукцион в пользу ИГАЛ» - ок, посмеялись.
Но через два дня мы получаем письмо о расторжении договора по надуманному предлогу. Очевидно что причина - благотворительный аукцион.
После того как мой бухгалтер показал, что задолженности нет – ответ:
Пусть Марат пишет письмо, что обязуется ничего кроме выставок не делать. Я пишу, подписываю.
В ответ «мы отправим это письмо Троценко, устраивает ли оно ее»
Час назад ответили – к 5 ноября освободите помещение.
Конечно перейден «какой-то рубикон, когда людям плевать на репутации». Винзавод выставляет галерею Гельмана после проведения аукциона в поддержку политзаключенных. Где-то мы все это уже видели.
Черти.
Еще раз спасибо большое Марату, мы провели аукцион благодаря ему.
Очень, очень жаль.
Еще одна версия - что галерею выгоняют с "Винзавода" за проект "Открытые дебаты" с участием оппозиционеров. Николай Ляскин:
Не скажу, что сильно удивлён такому повороту событий, но это не отменяет абсурдности всей ситуации. Администрация настаивала, по началу, на какой‑то несуществующей задолженности, а после бухгалтерской проверки им не осталось ничего, как заявить прямо — если в галерее будут проходить мероприятия — будут вызываться силовые структуры и будут срывать мероприятия.
Мы честно пытались решить всё мирным путём, но ничего не вышло, администрация продолжает настаивать на своём, совершенно игнорируя свои прямые обязанности.
Мы понимаем, что ситуация вызвана и нашими мероприятиями, и мероприятиями, которые организовывались командой Гельмана. И понимаем, что решить эту проблему мирно уже не получится, звонок «сверху» сильно напугал администрацию.
Вряд ли меня можно заподозрить в симпатиях к Гельману. Понятно, что он - один из этих, ну которые, сами понимаете. И человек он такой, соответствующий. Но на фоне тех, которые теперь - он очень даже ничего. Был.
Останутся фиктивные гражданины и православные хирурги, а гельманов больше не будет.
Вроде и невелика потеря, но - - -
Круг замкнулся: Марат Гельман, который в 90-х делал акцию "Неофициальная Москва" и первым открыл в Москве независимую галерею современного искусства, первым среди многих ее и закроет. Именно потому, что неофициальная Москва больше не нужна. Не нужна поддержка людей, которые сидят в тюрьме ни за что. Не нужна поддержка молодого искусства. Ничего человеческое уже не нужно.
Иметь свое мнение, свою позицию, отличную от общегосударственной - вредно для здоровья, бизнеса и творческой реализации. Еще одно подтверждение, к сожалению.
В истории с Винзаводом нет ничего странного. Странно то, что мы вообще еще есть.
Смотрели сегодня с дочерью "Звуки музыки". Да, про Австрию накануне большой беды. Когда нормальные с виду люди становятся вдруг ненормальными, когда мир переворачивается, когда рядом не остается никого, кто не сдаст.
наивно полагать, что в фашистском государстве не провластному человеку можно ещё надеяться на какое-то адекватное отношение
Сам "Винзавод", разумеется, утверждает, что аукцион в пользу узников 6 мая тут ни при чем.
«Выставочное пространство галереи Марата Гельмана неоднократно использовалось в сторонних целях, не имеющих прямого отношения к искусству, к тому же имело место нарушение порядка выплаты арендной платы», — говорится в официальном заявлении ЦСИ «Винзавод», поступившем в редакцию РБК. Вскоре мотивы еще раз уточнили:
В распоряжение The Village поступил комментарий «Винзавода» о причинах выселения галереи Гельмана. В сообщении говорится, что художник неоднократно использовал помещение в сторонних целях, «не имеющих прямого отношения к искусству». «Более того, 21 октября из официальной рассылки галереи мы получили информацию об открытии на территории эмиграционного центра Черногории, что послужило окончательным поводом в пользу принятия решения о расторжении договора», — говорят представители «Винзавода».
Так что надежды Тони Самсоновой -
Мне очень понравилось в середине октября этого провести публичную лекцию в Галерее Марат Гельман на Винзаводе. Думается мне, что и в следующий раз все там будет на своих местах. Зачем же Винзаводу самому себе вредить
- вряд ли сбудутся.
Партия послала куда надо, Винзавод ответил "есть".
В современной России жить честно - значит жить частно. В СССР такой возможности не давали, теперь дают. Пока дают.
Радуется Дмитрий Энтео:
А сам Гельман настроен философски:
друзья, только не надо меня жалеть. У меня все хорошо, а у них плохо. Я совершил правильный поступок, за который мне благодарны. В конце концов милость к узникам, а мы знаем, что ребят посадили несправедливо - одна из главных русских скреп. Я этот свой поступок не сильно афишировал, теперь о нем знают все.
А вот они совершили гнусный поступок. И им, если и не стыдно, то неловко. И результаты этого поступка скоро покажутся. И даже в финансовом смысле они потеряли больше чем я. Мой главный капитал это не помещение (хотя вложено и в проект и оборудование выставочное немало), а я сам. Мои компетенции, навыки, отношения с людьми, мои идеи. А вот Винзавод, потеряв образ свободной площадки, независимой от властей - возможно потерял главное. <...>
Я ведь знаю Троценок. Они точно не худшие люди в стране. Их жалко, что вслед за Мамутом они гробят свой бизнес., дело своих рук, что бы продемонстрировать лояльность. Но горькая истина заключается в том, что именно они и продлевают жизнь режима. Не Единоросы-дуболомы, ворюги и бандиты, а вот такие умные, все понимающие, сэлфмэйд, но не имеющие характера люди.