Ссылки для упрощенного доступа

Путин и Саркози – подельники?


Встреча Путина и Саркози в Москве 29 октября
Встреча Путина и Саркози в Москве 29 октября

Андрей Сухотин – журналист "Новой газеты", который специализируется на расследовании ситуаций, связанных с футбольными функционерами. Корреспондент РС Елена Рыковцева беседует с ним о заявлении президента ФИФА Йозефа Блаттера, сделанном газете Financial Times, о некоем кулуарном соглашении о проведении ЧМ-18 и ЧМ-22:

– Йозеф Блаттер вдруг заявил, что темная была история, не самая светлая история была с тем, что Россия получила Чемпионат мира 2018. Андрей, расскажите, что вы об этом знаете.

– Не только 2018, но еще 2022, его заявление касалось двух мундиалей. Я думаю, что стоит напомнить содержательную часть этого заявления. Он сказал о том, что планировалось по неким дипломатическим каналам на основании некоего джентльменского соглашения провести Чемпионат мира 2018 года в России, а Чемпионат мира 2022 года в Штатах, это было бы потрясающе, две сверхдержавы через четыре года примут два крупнейших спортивных турнира у себя. Но что-то пошло не так, он совершенно четко объяснил что: Мишель Платини позвонил ему в какой-то момент, за некоторое время до голосования членов исполкома по этим заявкам, и сообщил о том, что он был в Елисейском дворце у Николая Саркози, который сообщил ему, что необходимо будет оттянуть голоса Европы в пользу Катара, потому что это в интересах французского государства. Это, кстати, Блаттер сказал в интервью "Файнэншл таймс", чтобы потом не возникло курьезов, что это трудности перевода. То есть он сознательно давал интервью англоязычному изданию, знал, что говорит. А вот зачем он это говорит, я думаю, что предстоит разобраться.

Я уже общался сегодня с некоторыми чиновниками Минспорта, Российского футбольного союза, все в школе. Это без пяти минут предательство, потому что Йозеф Блаттер всегда был нашим сторонником. По большому счету претензий фактических в отношении России не было, все претензии высказывались только британскими средствами массовой информации, которые заявляли о том, что Чемпионат мира 2018 года получен был нами не совсем честно. Они приводили разные примеры, была разная аргументация, тем не менее, со стороны официальных лиц, может быть, те же госслужащие Великобритании тоже подвергали сомнению законность получения нами Чемпионата мира, но со стороны ФИФА всегда была защита. То есть Йозеф Блаттер был безусловный гарант, и когда он заявляет такое, конечно, это фантастика, это удивительно. Потому что, во-первых, понятно, что он топит Платини сознательно. Он заявляет о коррупции. Катар в следующем году, после того как прошли выборы ЧМ, приобрел самолеты у Франции на 7 миллиардов долларов. По большому счету Блаттер признается в коррупции. Он не является самым деятельным участником этой коррупции, но он фактически дает свидетельские показания через средства массовой информации о том, что Мишель Платини вошел в сговор с руководством страны, будучи при этом президентом УЕФА, Европейского футбольного союза, и таким образом поменял голоса по раскладом против Соединенных Штатов и за Катар. Йозеф Блаттер сообщает, что, когда открыл конверт и увидел: Катар – победитель заявки на проведение Чемпионата мира 2022, "я не был самым счастливым человеком на этой планете". Я думаю, что это возымеет колоссальные последствия, колоссальный эффект в части расследования, которое проводится сейчас и ФБР, и швейцарской прокуратурой, и против самого Йозефа Блаттера, и против членов исполкома ФИФА, которые принимали участие в этом голосовании, двое из них сейчас ожидают экстрадиции в Соединенные Штаты. Естественно, сейчас он ставит под удар нашу страну. Я честно хочу, чтобы этот Чемпионат был проведен в России, несмотря на то что расходы в объеме 600 миллиардов рублей мне кажутся несколько неправильными и необоснованными, я просто люблю футбол, мне бы очень хотелось, чтобы этот Чемпионат прошел у нас в стране. Именно сейчас, мне кажется, Йозеф Блаттер ставит под удар, под сомнение не только правомерность нашей заявки, Чемпионат мира 2006 года в Германии тоже сейчас оказался под ударом, он уже прошел, но там местные правоохранители предъявляют претензии немецкому футбольному союзу и ведут расследование. Пройдет ли он сейчас в России, я уже не уверен. До этого заявления я был уверен. Почему я не уверен сейчас? Потому что я не понимаю дальнейших шагов Блаттера, почему он это сказал.

– И что он скажет еще.

– Ведь это сигнал четкий: ребята, я готов говорить, я уже признал, что победа заявок в двух турнирах была предопределена некими джентльменскими соглашениями. Естественно, к нему вопрос, но уже не со стороны "Файнэншл таймс", а со стороны компетентных служб: а с кем?

– И за сколько.

– Необязательно это было возмездно. Великобритания уже поставила вопрос перед международным сообществом: мы потратили 21 миллион фунтов на заявочную книгу. Для чего? Для чего наш премьер-министр летал на встречи? Почему мы предпринимали все эти шаги, неважно, сколько голосов мы получили, неважно, что мы вылетели в первом туре, но почему мы все это делали, если вы уже решили изначально неким "джентльменским соглашением"?

– Которое может быть названо джентльменским, но за ним может стоять все, что угодно.

– Блаттер явно сейчас сделал шаг против нас, хочется понимать – почему. Если он таким образом идет на сотрудничество с американской юстицией, то, с одной стороны, это даст понять, что творилось в ФИФА на протяжении последних лет, с другой стороны, это очень печально, потому что это очевидное предательство российского государства.

– Давайте его еще по статье "изменник родины" упечем.

– Но я хочу сказать главное, почему это произошло. Я в декабре 2014 года общался с одним человеком, которому я доверяю, который очень редко ошибается, – это чиновник. Он обратил внимание на то, что в Швейцарии были внесены поправки в антикоррупционное законодательство, в соответствии с которым 65 спортивных организаций, которые там зарегистрированы, подвергаются дополнительному контролю со стороны швейцарской юстиции. А самое главное, что руководители этих спортивных организаций становятся политически значимыми лицами, фактически они приравнены к той же Скрынник, к тем же госслужащим, и таким образом в отношении их активов и в отношении их операций ужесточается контроль. После этого мне мой собеседник сказал, что сейчас ты увидишь, что будет нанесен удар по ФИФА и по Международному олимпийскому комитету. По ФИФА сразу же произошел удар, потому что стали проверять все их операции. Их фактически лишили некоего иммунитета. Конечно, заявление господина Блаттера, не само заявление, а его дальнейшие шаги, мы сейчас не можем предугадать, что он будет делать, это может вызвать колоссальную цепную реакцию. Обратите внимание, что он сослался на свой разговор с Платини, на встречу Платини с Саркози, которая повлияла на решение в отношении Чемпионата 2022, сразу же после этого Саркози прилетел в Москву на встречу с Владимиром Путиным. Я не являюсь конспирологом 80 уровня, но, тем не менее, я вполне себе увязываю два эти события, потому что сейчас это уже геополитика.

– Он приезжает и что?

– Мы не знаем, что он обсуждает, но вопрос в том, что Блаттер фактически сообщил о коррупции колоссальной, о том, что президент одного государства повлиял на решение президента УЕФА в части голосов на Чемпионат 2022.

– Приезжает как к товарищу по несчастью Саркози сюда?

– Я сейчас не хочу выводы делать, я просто говорю о том, что сигналы очень любопытные. Мой прогноз, что если Блаттер действительно сделал свой выбор в пользу Соединенных Штатов, а это не исключено, поскольку вся его семья находится на территории Евросоюза, если он понял, что его положение безвыходное, он сделал такой выбор, то я не исключаю, что в отношении нашей страны могут быть приняты серьезные меры, в том числе в части Чемпионата мира 2018.

– Забавная внутрикорпоративная деталь, сегодня наш бильд-редактор, который готовит фотографии для нашего эфира, говорит, что невозможно найти Блаттера без Путина, они все время вдвоем.

– Это предательство не только России, это предательство Путина в том числе.

– Помните, как он за него вступился, как коршун. Путин нанял специальное интервью, интервьюера пригласил для того, чтобы сказать, как он поддерживает Блаттера и какая гадость Америка.

– Путину, что бы там ни было, не откажешь в одном: он никогда не нарушает договоренностей. Понятно, что договоренность поддерживать президента Блаттера имела место, Путин от своей договоренности никак не пытается отклониться. Что сделал сейчас Блаттер – это очень рискованно. Первый шаг какой логический сейчас: подтянуть каждого члена исполкома ФИФА, а может быть, отследить передвижение всех физических лиц, я имею в виду так называемые дипломатические каналы, кто с кем встречался, дальше провести расследование, допросить каждого. А если еще Блаттер сообщит, какие это были джентльменские договоренности, а главное – с кем. Тут, кстати, еще один момент есть.

– Я напомню, в чем был смысл обвинений и Владимира Путина, российской пропаганды, всех российских телеканалов Соединенных Штатов, что весь этот скандал затеян с расследованием коррупции только для того, чтобы лишить Россию Чемпионата мира.

– Отчасти я согласен с этим. Блаттер признает, что целью является не Россия, целью является сама ФИФА и, может быть, господин Блаттер. В этом интервью он показывает Соединенным Штатам, что я рассчитывал, что Чемпионат мира 2022 пройдет у вас, но Платини своими действиями лишил вас законного права провести этот Чемпионат мира. Я думаю, что причиной обострения отношений между ФИФА и Соединенными Штатами явилось поражение Соединенных Штатов в этой заявочной кампании на право принять турнир.

– Если бы не было поражения, то они бы не стали расследовать эти счета этих шести чиновников?

– Я думаю, да. Потому что именно после этого в Швейцарии были внесены поправки в антиотмывочный закон, это было сделано под давлением Соединенных Штатов. Это неплохо, мы же всегда за транспарентность. То, что это могло послужить причиной, я это допускаю.

– Давайте посмотрим, что думают прохожие на улицах Москвы, как они отвечают на вопрос: как вы считаете, честно ли Россия получила Чемпионат мира 2018?

(Видеоопрос на улицах Москвы смотрите здесь)

– Что вы скажете об этих мнениях?

– Это говорит о том, что, кстати, заметьте, в опросе по поводу Скрынник по полной программе отпесочили всех чиновников, сначала людей спрашивали персонально, честные ли у нас чиновники, все сказали, что нечестные, а когда обвинение страны, все встают грудью на защиту государства. Я, кстати, с этим согласен.

– Когда за страной в ситуации торга и договоренностей все равно стоят те же чиновники.

– Я считаю, нужно акцент несколько сместить. Мы должны говорить не о том, честная ли Россия в случае с заявкой, а честная ли ФИФА была все эти годы.

– Это вопрос: кто больше виноват – взяточник или взяткодатель? Они по уголовному кодексу виноваты оба, и те, кто предлагает такие договоренности, и те, кто на них ведется.

– Я считаю, что взяточник. Потому что ФИФА поставила условия перед всем миром: мы дадим вам Чемпионат мира, если...

– Вы считаете, что ни одна страна не могла устоять?

– Мы все получили право провести Чемпионат мира одинаково. Господин Блаттер дал согласие все сообщить. Я надеюсь, он расскажет обо всех, а не только о России.

(Фрагмент программы "Лицом к событию". Полный текст всей программы читайте здесь)

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG