Михаил Саакашвили – уникальный человек в постсоветской политике: ему удается участвовать в жизни сразу двух бывших советских республик, Грузии и Украины – и в обеих странах находиться в центре внимания. Грузинский министр юстиции Тея Цулукиани сообщила, что ее ведомство уже отправило Саакашвили уведомление о предстоящем лишении грузинского гражданства. Через месяц о своем решении относительно паспорта предшественника объявит президент Грузии Георгий Маргвелашвили. Что ж, спешку грузинского руководства можно понять.
Для Грузии Саакашвили символ прошлого. Для части его соотечественников это прошлое – авторитарный режим, всевластие силовиков, поборы у бизнесменов, разгоны оппозиции, поражение в Южной Осетии. Эти люди надеются, что с прошлым покончено навсегда. Для другой части граждан Грузии Саакашвили – это судьбоносные реформы, приближение к цивилизованному миру, борьба с коррупцией, нежелание "приспосабливаться" к Путину. Эта часть грузинских избирателей была бы рада возвращению бывшего президента и освобождению из тюрем его соратников.
Для Украины Саакашвили – это будущее. Многие рассчитывают, что он покажет, как нужно проводить реформы, поможет изменить страну, с трудом справляющуюся с изменениями. Но есть и те, кто отождествляет грузинского политика с авторитаризмом и неуважением к чужому мнению, с подменяющей настоящие перемены показухой. К Саакашвили всегда и всюду относились так неоднозначно. Но никогда прежде ему не приходилось сталкиваться с двумя государственными системами одновременно – украинской и грузинской, и каждая работает против него.
Неудачи начались с местных выборов. Саакашвили был вынужден стать мотором избирательной кампании мало кому известного в Одессе Саши Боровика, бывшего советского гражданина и западного менеджера, прославившегося разве что громким уходом из правительства Украины. До сих пор толком неясно, какую должность в кабинете министров занимал Боровик, был ли он заместителем министра экономики или только его советником. Боровик присоединился к команде Саакашвили, а партия "Солидарность" выдвинула его кандидатом в мэры – в противовес не только действующему главе города бывшему "регионалу" Геннадию Труханову, но и его главному конкуренту, некогда популярному градоначальнику Эдуарду Гурвицу.
Саакашвили совершил почти невозможное. В принципе неизбираемый, лишенный даже намека на харизму и не имеющий политического опыта кандидат благодаря кипучей энергии главы областной администрации и бренду "команды Саакашвили" не только значительно обошел Гурвица, но и приблизился к Труханову. У Боровика даже появилась возможность встретиться с мэром Одессы во втором туре – если, конечно, этот второй тур состоялся бы. Но цифры, которые говорили о возможности проведения второго тура, появились лишь однажды – в эфире телепрограммы Савика Шустера. Через пару дней местный избирком объявил о победе Труханова в первом туре выборов. Напрасно Саакашвили потрясал на пресс-конференции протоколами, которые должны были доказать: выборы сфальсифицированы. Оказалось, что поддержки у главы администрации и его кандидата нет не только в судах, но и в собственной партии. А идея собрать новый Майдан в Одессе и требовать ухода только что избранного мэра была отвергнута самим Саакашвили – скорее всего, после консультаций с Киевом.
На практике это означает, что глава области втягивается в настоящее аппаратное противостояние. У него и раньше-то с Трухановым был не мир, а перемирие. Но теперь Труханов утвердился в должности в присутствии Саакашвили, у него есть все возможности контролировать Одесский горсовет – а вот у Саакашвили шансов контролировать Одесский облсовет почти нет. Получается, что популярный глава области может рассчитывать только на свою собственную "неодесскую" команду, часть общественных активистов и силовые структуры, которые возглавляют его грузинские соратники. В этой ситуации переезд в Киев оказывается для Саакашвили предпочтительней сырой одесской зимы.
Как Саакашвили сыграет на двух досках – сможет ли спасти то, чего добился в Грузии, и сохранить то, чего хочет добиться в Украине?
Но на какую должность? При нынешней коалиции шансов на пост премьера у Саакашвили нет, а внеочередные парламентские выборы могут оказаться шансом не для него, а для еще одного Труханова – только на этот раз киевского. Первым вице-премьером? Саакашвили уже давно не работал в роли чьего бы то ни было заместителя; он вовсе не похож на человека, что-то знающего о служебной субординации. К тому же отношения Саакашвили и главы правительства Арсения Яценюка испорчены – украинский премьер и одесский глава администрации не раз публично обменивались колкостями.
Вот на этом фоне в Тбилиси начинают процесс лишения бывшего президента грузинского гражданства. Кстати, и это не могло произойти без участия украинских "доброжелателей": руководству Грузии нужно было подтверждение того, что Саакашвили вступил в гражданство Украины – и в Тбилиси получили желаемый документ. Понятно, что происходит это лишение паспорта на фоне будущих парламентских выборов – потенциальных избирателей партии Саакашвили как бы убеждают, что ее лидер окончательно отказался от Грузии и не вернется. Лишению гражданства сопутствует публикация очередных телефонных разговоров экс-президента с соратниками на некоем украинском сайте. Призывы Саакашвили к защите телеканала "Рустави-2", последнего рупора оппозиции, позволили премьер-министру Грузии Ираклию Гарибашвили обратиться к президенту Украины Петру Порошенко с официальной жалобой на земляка.
В Тбилиси Саакашвили обвиняют в подготовке государственного переворота – хотя даже если верить в подлинность записей, ни о чем, кроме как о защите телеканала, там никто не говорит. И уже ясно, что эта борьба даже не с Саакашвили, а с его телефонным призраком, будет главной темой будущей избирательной кампании – правящая "коалиция стабильности" против того, кто хочет захватить власть силой, но при этом даже и грузинского паспорта не имеет. В результате, как это показали недавние довыборы в Грузии – успеха вполне может добиться "третья сила" – откровенно пророссийский популистский "Альянс патриотов", выступающий против европейского и евроатлантического курса. Тогда поражение грузинских реформ может стать окончательным и бесповоротным.
Саакашвили, впрочем, не привыкать к этой бесконечной конфронтации – борьба сформировала его как политика и обеспечивает стойкий авторитет у поклонников. Сейчас интересно лишь то, как он сыграет на двух досках, сможет ли спасти то, чего добился в Грузии, и сохранить то, чего хочет добиться в Украине.
Виталий Портников – киевский журналист, автор и ведущий программы Радио Свобода "Дороги к свободе"
Высказанные в рубрике "Право автора" мнения могут не отражать точку зрения редакции Радио Свобода