Частные вклады в России вновь подешевели. К концу первой декады ноября доходность по ним снизилась ровно до прошлогоднего уровня. Согласно данным очередного мониторинга Центрального банка (ЦБ), средняя по максимальным ставкам по вкладам частных лиц в рублях в 10 российских банках, крупнейших по объемам привлеченных средств населения (в целом - более 70% общего их объема), составила чуть более 9,9%. В последний раз на уровнях ниже 10% годовых эта расчетная ставка пребывала год назад – также в начале ноября. При этом текущая годовая инфляция в России, напомним, в полтора раза выше.
Процентные ставки по частным депозитам в банках резко взлетели в декабре прошлого года на фоне нараставшего валютного кризиса. Тогда ЦБ был вынужден резко – с 10,5% до 17% годовых - повысить свою ключевую ставку, определяющую большинство других ставок в экономике. И на пике, в конце декабря, средняя ставка по частным вкладам в 10 ведущих банках этого рынка составляла 15,6% годовых. По совпадению, ровно такой же оказывается сегодня текущая годовая инфляция в России.
С тех пор эта ставка неуклонно снижалась - с одной стороны, следуя за изменениями ключевой ставки ЦБ, а с другой, отражая меняющий спрос самих банков на вновь привлекаемые ими средства населения. Этот спрос, в свою очередь, во многом зависит от того, сколь активно банк намерен расширять объемы кредитования.
Существует прямая корреляция между ключевой ставкой ЦБ и ставками по розничным вкладам, тогда как по депозитам компаний эта зависимость еще больше, отмечает руководитель аналитического управления инвестиционного подразделения шведского банка Nordea Дмитрий Феденков. Кроме того, если сегодня упал сам спрос на потребительские кредиты, то у банков и нет прежней необходимости привлекать все новые средства вкладчиков. “Зачем переплачивать за такие ресурсы, если банки не смогут инвестировать их потом с требуемой отдачей?”
Коль скоро банки находят для себя все меньше таких заемщиков, которые могли бы не только взять кредит, но и исправно потом платить по нему, им, очевидно, и новых ресурсов требуется меньше привлекать, чтобы продолжать такое кредитование.
В отличие от ставок по большинству потребительских кредитов (исключая разве что ипотечные - ввиду наличия мощного залога по ним), которые определяются в большей степени тем, как банки оценивают текущие собственные кредитные риски, ставки по привлекаемым вкладам населения уже в принципе в гораздо большей степени привязаны к динамике именно ключевой ставки Центрального банка, отмечает заместитель руководителя группы “Рейтинги финансовых институтов” международного рейтингового агентства Standard&Poor’s в Москве Сергей Вороненко. Ключевая ставка отражает некий базовый уровень стоимости заемных денег в экономике в целом, так как по этой ставке ЦБ предоставляет свои кредиты коммерческим банкам. “Поэтому, если ключевая ставка Центрального банка снижается, это напрямую влияет на ставки по депозитам, они тоже снижаются, что мы и наблюдаем в течение 2015 года”.
В нынешней ситуации снижение банками ставок по частным вкладам отражает, скорее, их понимание, каков реальный баланс между текущей потребностью в привлечении новых средств населения и объемом тех кредитов, которые они могли бы реально предоставить, используя эти средства, возражает банковский аналитик финансовой компании “БКС” Ольга Найденова. Снижение ставок по депозитам отражает то, что у банков сейчас и так вполне достаточно ликвидности, полагает она. Тогда как “качественный” спрос на кредиты резко сократился. “Поэтому снижение депозитных ставок происходит вполне объективно. И, на мой взгляд, здесь далеко не в первую очередь речь идет о том, каких изменений банки ожидают от ЦБ”.
В результате средняя ставка по вкладам, возможно, снижается даже несколько больше, чем могла бы при иных экономических обстоятельствах.
С начала 2015 года максимальные ставки по частным вкладам в среднем снизились в целом уже более чем на треть. Но при этом сам объем этих вкладов, наоборот, почти непрерывно нарастал. Исключением стал лишь февраль, то есть сразу после резкой девальвации рубля в январе. В течение февраля объем частных вкладов в России сократился на 1,3%. Однако уже в марте их прирост возобновился и продолжается до сих пор, хотя и разными темпами в разные месяцы. То есть два, по идее, взаимоисключающих процесса, шли параллельно.
С одной стороны, если раньше клиенты банков больше тратили, то теперь больше сберегают, говорит Дмитрий Феденков. А во-вторых, особых альтернатив банковским вкладам сегодня, исходя из соотношения риска и доходности вложений, по сути, не остается. “Поэтому даже в условиях снижения ставок по депозитам население, за неимением лучших предложений, вынуждено нести свои деньги именно в депозиты”.
Зачем переплачивать за такие ресурсы, если банки не смогут инвестировать их потом с требуемой отдачей?
Средства, хранящиеся на банковских счетах, называемые остатками по вкладам, отнюдь не сразу реагируют на изменения самих депозитных ставок, добавляет Ольга Найденова. “Поэтому общий нынешний их прирост во многом объясняется так называемой “капитализацией процентов” – ведь начисляемые на уже существующий вклад проценты остаются в банке. “Наконец, острая фаза валютного кризиса, когда доверие к банкам резко упало, теперь миновала, и это доверие постепенно восстанавливается. Соответственно, часть ранее изъятых вкладчиками депозитов возвращается в банки”.
Вкладчики банков сегодня не только больше сберегают. В 2015 году, на фоне резко упавших реальных доходов населения, так же резко росла просроченная задолженность по ранее взятым потребительским кредитам. По данным коллекторского агентства “Секвойя”, представленным на этой неделе, с начала года она увеличилась в целом на 30,5%. А доля просроченных кредитов в общем объеме действующих кредитов населению достигла к концу октября 8,1%, заявила в пятницу, выступая в Государственной Думе, председатель Центрального банка Эльвира Набиуллина. Напомним, на пике кризиса 2009 года эта доля не превышала и 7%...
Снижение ставок по депозитам отражает то, что у банков сейчас и так вполне достаточно ликвидности. Тогда как “качественный” спрос на кредиты резко сократился.
Нынешняя динамика просроченной задолженности оказывает в итоге влияние и на динамику процентных ставок по частным вкладам, которые продолжают снижаться. Коль скоро банки находят для себя все меньше таких заемщиков, которые могли бы не только взять кредит, но и исправно потом платить по нему, им, очевидно, и новых ресурсов требуется меньше привлекать, чтобы продолжать такое кредитование, поясняет Ольга Найденова. Более того, те банки, которые еще недавно особенно активно расширяли свою долю на рынке частных вкладов, предлагая повышенные ставки по ним, теперь оказались не в лучшей ситуации. “Соответственно, прежнего, дополнительного повышательного давления на депозитные ставки они уже не оказывают. В результате средняя ставка, возможно, снижается даже несколько больше, чем могла бы при иных экономических обстоятельствах”.
Рост просроченной задолженности по потребительским кредитам отражает то, что риски кредитования на этом рынке возрастают, и потому все меньше банков готовы их предоставлять. С другой стороны, и сами клиенты предъявляют все меньший спрос на такие кредиты из-за возросших опасений, что не смогут их обслуживать, продолжает Дмитрий Феденков. “А в таких условиях снижение ставок по вкладам может лишь продолжиться”.