К собравшимся сегодня в Москве у стен французского посольства в Москве обратился посол Франции в России Жан Морис Рипер:
Алексей Прокопьев, президент ассоциации Russie-Libertes, рассказал Радио Свобода о солидарности парижан, открывавших двери своих квартир для тех, кто убегал от стрельбы и взрывов:
– Как вы узнали о произошедшем, какая сейчас обстановка в Париже?
– Мы узнали, как и все, из новостей, из твиттера, когда люди начали писать. Нужно понимать, что это очень популярные места у молодежи, многие из моих друзей находились там, рядом с этими местами, я тоже мог бы вполне быть вчера вечером рядом с ними. Посыпались сообщения – где, что, как. Обстановка тяжелая. Если хорошо подумать, могло быть гораздо больше жертв, если бы террористы проникли на стадион или подошли ближе к стадиону. Это первое, что можно сказать – что могло быть гораздо больше жертв.
– Кто-то из ваших знакомых пострадал?
– Я сейчас до сих пор проверяю. Мы сейчас все проверяем. Один мой знакомый был в кафе, которое находится практически в том же здании, что и концертный зал "Батаклан". "Батаклан" – это очень известное место, там играют многие группы, там часто проводятся форумы, конференции. Он смог вовремя спастись, в том числе потому, что соседи начали открывать двери людям, которые спасались. Очень многие парижане открыли двери своих квартир для людей, которые находились в то время на улице и не знали, что делать, были в панике. Когда началась стрельба, он смог выбежать из кафе и спасся во многом благодаря такой вот солидарности парижан, которые открыли ему двери.
Бегство людей из концертного зала "Батаклан", видео, 18+
Как сообщает Liberation, в этом заявлении ИГ взяло на себя ответственность за нападения в Париже, заявив, что выбрало его в качестве цели как "столицу скверны и извращений". "Франция и те, кто за ней идет, должны знать, что они стали главными целями наших атак и продолжат чувствовать запах смерти за то, что они возглавили новый крестовый поход. Эта атака – лишь начало бури и предупреждение тем, кто готов извлечь из нее урок".
– NBC: По мнению бывшего директора американского Национального антитеррористического центра Майкла Лейтера, по стилю и уровню организации терактов можно сделать вывод, что за ними стоит "Аль-Кайда", а не ИГИЛ. Лейтер считает, что теракты похожи на то, что произошло в 2008 в Мумбае.
Еще подробности о последних событиях – в блоге Радио Свобода в Livejournal.
Вот такое мнение жителя Парижа: жертв планировались тысячи, но террористы не во всем достигли своих целей.
"Если коротко ... Марсельеза во время теракта. Таксисты отключали счетчики и развозили людей с мест происшествий бесплатно. Французы запускали на ночлег тех, кто не успел добраться до своих домов. Я с утра написала смс начальнице: "мы работаем сегодня?" Получила ответ: "Зара, неужели вас напугали?"
Зрители матча Франция – Германия поют "Марсельезу" во время эвакуации со Stade de France:
Радио Свобода связалось с живущим в Париже российским художником Константином Алтуниным:
"Мы провели совершенно обычный вечер вчера, дочь смотрела мультики, ужин, мы не поздно ложимся спать, поэтому узнал я только сегодня. Первое впечатление – шок. Сейчас слушал Франсуа Олланда, согласен с ним, что беспощадная борьба должна быть с этим. Слава богу, среди моих друзей только один находился в этот момент в центре, в баре, их всех попросили спуститься в подвал, всех закрыли на замки, а так у нас, слава богу, никто из знакомых не пострадал".
Корреспондент русской службы Би-би-си Виктор Нехезин в ночь на субботу находился в центре Парижа, недалеко от концертного зала "Батаклан", в котором было больше всего жертв вчерашних терактов. Об увиденном он рассказал Радио Свобода:
– Я находился прямо в центре города вечером, около центра Помпиду. Я не помню точно, во сколько все это началось, но то, что что-то происходит, было очевидно сразу, поскольку участились сирены полицейских машин, которые куда-то ехали. Потом, уже по лентам новостей, по социальным сетям стало понятно, что что-то происходит в разных точках города. Причем сначала новости поступали фактически только со Stade de France, где был футбольный матч, о том, что захвачены заложники в театре, стало известно чуть позже, и, на самом деле, это место, где находится театр, бульвар Вольтера, намного ближе расположено к центру, чем стадион, поэтому стало понятно, почему в самом центре так много полицейских, спешащих в одном направлении. Я пошел туда же, в район театра, довольно быстро стало понятно, что к самому театру, конечно же, не пройти, все было оцеплено еще на дальних подступах. Сначала стояли одиночные полицейские, которые, скажем так, увещевали людей, чтобы они дальше не шли. Полицейские действовали довольно агрессивно, у них как-то не было особенной слаженности в работе, они периодически уходили со своих постов, их куда-то вызывали, поэтому мне удалось пройти до бульвара Бомарше. Это очень близко от театра, если смотреть по карте, это другая сторона этого большого квартала, но на самом деле пешком там надо было пройти еще минут 5-7 как минимум, поэтому оттуда, к сожалению, не было слышно, что происходит. Но с этой точки, где уже начиналось оцепление автоматчиков, было видно, что различные спецслужбы уже начали разворачивать походный госпиталь, точки приема для раненых, и все остальные три часа, что я там находился, я только и мог следить за тем, как сначала меньше, а потом все больше и больше раненых туда привозят, оказывают им помощь и дальше развозят по больницам. Это происходило до того момента, как на месте появился президент Франции Франсуа Олланд и стало понятно, что штурм завершен.
– Подавляющее большинство жертв было именно в театре, в концертном зале "Батаклан"?
– Да, это абсолютно очевидно. Точных цифр по-прежнему нет, первоначально цифры были даже больше, ночью там начали говорить о 150 погибших, сейчас все-таки, насколько я знаю, говорят максимум о 130. Около ста человек как минимум – только в этом зале.
– Было ли в городе ощущение паники?
– Паники не было, это совершенно уверенно можно утверждать. Поначалу, в первые минуты, когда это все только начало разворачиваться, было видно, что многие растерянны. Растерянность была, потому что все-таки людей не пускали на довольно большую площадь города, целый район был оцеплен и люди просто не понимали, что происходит. Многие просто стояли и смотрели. А в городе, когда я уже возвращался домой через центр Парижа, все было достаточно спокойно. Не было никакого ощущения паники.
– Работала ли мобильная связь, интернет, метро?
– С этим проблем не было, интернет работал постоянно, со связью были незначительные проблемы, было сложно дозвониться. Абсолютно все городские службы работали, перекрывали только метро, несколько станций. Такси работали, приезжали, отвозили людей. С этим все было в порядке.
Агентство Reuters сообщает, что "Исламское государство" опубликовало в соцсетях видеоролик с новыми угрозами Франции.
ИГ угрожает терактами, если бомбардировки позиций группировки в Сирии и Ираке не прекратятся.
"Вы не будете жить в мире, вы будете даже бояться сходить на рынок", – говорят боевики на видео, обращаясь к французам.
При этом прямую ответственность за нападения в Париже ИГ на данный момент на себя не взяло.
Франсуа Олланд обвинил в организации нападений в Париже террористическую организацию "Исламское государство". По словам президента, нападения были организованы из-за рубежа при содействии ячеек террористов в самой Франции. Олланд назвал нападения "актом войны" и призвал нацию к единению.
Во Франции объявлен трехдневный траур.