С 1943 по 1949 годы в СССР судили нацистов – 252 военных преступника из Германии, Австрии, Венгрии, Румынии и Японии. Организаторы выставки называют эти процессы "Советским Нюрнбергом". Суды состоялись в 21 городе, от Кишинева до Хабаровска. Нынешние российские власти решили вспомнить об этой истории, проведя параллели между ней и современной политической ситуацией на Украине.
На открытие выставки привели детей. Насупленные мальчики в камуфляже и шапках-кубанках говорят, что они – московские представители донского казачества. Перед журналистскими объективами охотно позируют мужчины в военной форме образца Великой Отечественной. Гимнастерки, галифе, кожаные портупеи, фуражки со звездочками. Спрашиваю: вы из какого-то клуба реконструкторов?Отвечают строго и четко, они ведь в образе: "Нет, мы – сотрудники Российского военно-исторического общества". Испытываешь острое чувство неловкости. Преступления против человечества и возмездие за них – трагическая, экзистенциальная тема, а тут – ряженые.
В распространенном перед вернисажем анонсе было обещано, что "эмоциональным центром экспозиции станет инсталляция свершения приговора – казнь фашистов на Майдане Незалежности в Киеве (в то время – площадь Калинина)". Однако похоже, что организаторы в последний момент почему-то передумали. На деле в этой части выставки наряду с фотографиями 70-летней давности и прочими историческими документами есть один лишь недавний снимок, с шествием людей в вышиванках. Дескать, вот 12 фашистов болтаются на виселице, и за казнью наблюдают освобожденные от "коричневой чумы" киевляне. Их много, площадь заполнена до отказа. Кое-кто даже забрался на крыши домов. А вот – урок не впрок – современные последователи гитлеровцев. Те, кому в наши дни в России попытались приклеить пропагандистский ярлык "укрофашисты". Впрочем, поскольку никакой музейной этикетки под снимком нет, инсталляцию можно трактовать и по-другому. По принципу контраста. Было – стало: чужеземный враг давно получил по заслугам, и вот идут в родных национальных костюмах свободные граждане свободной страны.
Выставка "Советский Нюрнберг" – дитя Российского военно-исторического общества (РВИО), председателем которого является министр культуры Владимир Мединский. Выступая на открытии, он также ограничился намеками:
– Хочу поделиться эмоциональным воспоминанием. Когда нам предлагали принять решение, делать эту выставку или не делать, лично для меня последним аргументом в пользу того, что выставку надо обязательно сделать и показать ее по всей стране, чтобы ее увидело максимальное количество наших граждан, была фотография с нынешнего Майдана Незалежности. Это фотография публичного повешения по итогам приговора одного из советских трибуналов, в рамках Советского Нюрнберга, фашистских преступников на Украине и их местных приспешников. Вы эту фотографию видите, она заставляет, поверьте мне, о многом задуматься. Завершением преступлений является расплата. И эта выставка посвящена возмездию, – сказал Владимир Мединский.
Председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин тоже осторожно обошелся общими фразами:
– Нюрнбергский процесс начал свою работу 20 ноября 1945 года. Обращение к таким юридически значимым фактам, документам есть лучший ответ тем, кто хотел бы забыть историю или подкорректировать ее, сгладив острые углы. Это лучший ответ тем, кто пытается разглядеть в фашистских преступниках и пособниках нацистов героев, кто пытается представить их жестокость, трусость и предательство как пример героизма. Выставка хорошо показывает, на чьей стороне правда, а значит, на чьей стороне сила. Кроме того, выставка убедительно еще и говорит о моральных устоях тех нынешних, современных западных политиков, которые не гнушаются связей с откровенными неонацистами, и кто еще молчаливо соглашается с современными идеологиями национальной исключительности. Данная выставка ярко показывает, к чему эти теории могут завести, в какую такую коричневую тьму они могут привести человечество. Судебные решения в отношении нацистских преступников навечно разоблачили эти преступления, и мир об этом должен помнить всегда, – сказал Сергей Нарышкин.
Иными словами, у России в мире есть идеологические противники, а из каких стран – сами знаете. Не придерешься.
Выставка "Советский Нюрнберг" получилась пафосной и крикливой. Она в меньшей степени информирует, а в большей апеллирует к стереотипам. Страшные документы о злодеяниях фашистов самодостаточны, но при этом зачем-то продублированы цитатами во всю стену. Посреди всей этой пестроты и эклектики можно и не заметить витрину с крошечным детским башмачком, найденным на месте бывшего концлагеря. К тому же,архивные документы представлены не в подлинниках, а в копиях не лучшего качества. Это привело к смысловому перекосу: зал с агитационными плакатами из собрания Музея современной истории кажется более убедительным, ведь это настоящие "Окна ТАСС". Во всем мире музейщики давно наигрались мультимедийными средствами, убедившись, что в музей человек приходит за подлинником. Для прочего есть интернет. Между тем РВИО активно использует мультимедиа во всех своих проектах. И в проходящей сейчас в Манеже мегавыставке "Православная Русь. Моя история". И в "Советском Нюрнберге".
Впрочем, подлинник подлиннику рознь. Выставка начинается с показа вынутых из запасников произведений искусства на военную тему. Все это – проходные вещи, далеко не лучшие образцы соцреализма. По поводу двух скульптур организаторы выставки сообщили, что эти работы не показывали публике 50 лет. Публика ничего не потеряла бы, оставшись в неведении о них и дальше.