Пока российские педагоги, в соответствии с новыми образовательными стандартами, пытаются укоренить в классах проектную деятельность, сами ученики решают те вопросы, которые их действительно волнуют.
Пути к креативу, правда, случаются разные. Если в советские времена дети занимались в кружках отчасти из-за отсутствия других развлечений, то современные школьники таким образом накапливают портфолио, которое поможет им поступить на бюджетное место в вуз. Главная мечта мотивированного на образование ребенка – обойти конкурентов в олимпиаде, поскольку победа в некоторых из них открывает университетские двери нараспашку, в обход очереди успешно сдавших ЕГЭ. Дело это, однако, сложное, и всегда лучше подстраховаться – принять участие в тех проектах, которые зачтутся при поступлении.
Родители и учителя настроены не менее решительно – практически с пятого класса у ребенка появляются тренировочные упражнения по ГИА и ЕГЭ, вводятся специальные уроки по черчению, где детей учат правильно и нужным шрифтом заполнять таблицы грядущих тестов. Возможно, здесь сказывается стереотип о ЕГЭ как о экзамене, состоящем из тестов. Возможно, другого пути к достижению академических успехов люди просто не знают. Однако сами дети выбирают именно тот род деятельности, который им наиболее интересен, где можно что-то создавать, творить, без всякой прагматической подоплеки.
Яркой иллюстрацией стало проведение в Москве конференции TEDxYouth. Одновременно в разных уголках мира тинейджеры рассказывали о своих уникальных идеях в области науки, культуры, технологий. Так, ученицы 11 класса из Подмосковья представили проект «Универсальная шагающая платформа для освоения тундры, Арктики и шельфовых областей», а их ровесница Настя Фомичева поделилась открытием, сделанным на занятиях стенографией.
Как приходили идеи и создавались проекты Радио Свобода рассказали также студентка МГТУ им. Н.Э. Баумана Ирина Трапезникова, ученик 3 класса школы № 1329 Глеб Пушкарев, ученица 7 класса школы № 548 Дженнет Базарова и ученица 9 класса Елизавета Силинг.
Глеб Пушкарев, ученик 3 класса школы № 1329:
- У меня два проекта, связанные с экологическими проблемами и их решением. Первый проект – это питомник дубов, где мы выращиваем деревья и высаживаем их в леса. Потому что сейчас леса вырубаются, истребляются и сжигаются.
А второй проект – это школьный компостер, где мы перерабатываем пищевые отходы, чтобы они не попали на свалку, и было меньше газа метана, который влияет на глобальное потепление. Просто хочется, чтобы мир вокруг стал чище.
из школьных знаний мне пригодилась разве что математика – посчитать, сколько будет стоить компостер
Экология – это мое призвание. И я должен что-то для нее сделать, потому что мне не нравится, что сейчас воздух очень грязный и лесов мало.
Еще я занимаюсь в Детской Академии наук, где дети получают внешкольное образование и вникают в окружающую среду разных стран. Учу три языка – китайский, испанский и английский.
Поскольку это происходит уже не первый год, я к такому режиму привык и распределяю время так, как мне надо. Делаю уроки, потом занимаюсь своими делами, успеваю играть с друзьями, и гулять. Еще книжки читаю, а Интернет ненавижу.
Что касается школы, то из полученных там знаний мне пока пригодилась, ну, разве что математика – посчитать, сколько будет стоить компостер. Там же ящик нужен, земля и все такое.
Ирина Трапезникова, студентка университета МГТУ им. Н.Э. Баумана:
- Моя разработка – это мобильная установка для ускоренного анализа крови методом лазерной дифрактометрии. Идея в том, что вы приходите в больницу, сдаете 5 капель крови и через 5 минут получаете готовый результат. Технология очень простая, странно, что до нее никто не додумался - смешиваете кровь с физраствором, все это просвечивается лазером, раскручивается. Так создается система, которая показывает, как эритроциты двигаются внутри человека, замеряется индекс их деформации. В дальнейшем хотелось бы создать базу заболеваний, чтобы можно было зайти, ввести индекс деформации, и тебе сразу выдавались возможные патологии.
сделать что-то новое совсем несложно, даже странно - а почему раньше до этого не додумались?
Честно говоря, изначально меня на такие опыты сподвигло поступление в университет. Ежегодно при МГТУ им. Баумана проходит конкурс "Шаг в будущее", который позволяет написать проект на определенную кафедру, защитить его и без конкурса поступить на эту кафедру. Там надо физику написать на 65 или 75 баллов. И тогда ты без конкурса на бюджет проходишь. Я стала писать на биомедицину. Это был мой первый такой масштабный, глобальный проект. Остальные проекты по бионике, эксперименты с водой. Но это было в средней и начальной школе, а настоящую научную разработку я начала в 11 классе, во Дворце творчества на Шабаловской, под руководством Владимира Павловича Наливайко.
Но изначально у меня не было никакого призвания, до 7-го класса я была полным гуманитарием, учила китайский язык. Вообще, так получилось, что я поменяла шесть школ, и последний год училась в лицее при МГТУ им. Баумана, так как. это единственная школа с физико-математическим уклоном, которая принимала в 11-й класс.
Могу сказать, что изобретать я начала для того, чтобы упростить поступление в вуз. Но когда стала этим уже более углубленно заниматься, ездить на различные конференции, общаться с ребятами, которые делают очень крутые вещи, я поняла, что это то, чем бы я хотела заниматься. Как студент, я могу сказать, что изобретательство на таких ранних стадиях было для меня очень полезным. Я научилась искать информацию, доносить ее, делать что-то, что отличалось бы от того, что есть. И сейчас я понимаю, что я хочу делать дальше. Потому что на основе этой, хоть и небольшой идеи, у меня появилась идея масштабного проекта.
Вообще, сделать что-то новое совсем несложно. Просто иногда возникают такие идеи – и странно, а почему раньше до этого не додумались?! Это же так просто!
Дженнет Базарова, ученица 7 класса школы № 548:
- На конференции я рассказывала про инклюзивное образование, про страхи и предрассудки родителей. Когда мы переезжали, и менялись школы, я сталкивалась со множеством проблем. Одна из них - это страх, в первую очередь, директоров школ и родителей. Директора боялись, что я не смогу не только потому, что я не сдам какие-то предметы, а как я буду передвигаться, комфортно ли мне будет. В конце концов, меня приняли в школу только потому, что я активная и не сижу дома. А мои друзья, которые по большей части находятся дома, или не живут в Москве, они туда попасть не могут в принципе. Их просто не хотят принимать, а, может быть, просто боятся.
у нас в школе висит знак - скорость 7 км/ч не превышать
Я подумала, что это очень важно, чтобы все были на равных, не было каких-то ограничений и предрассудков, что человеку на инвалидной коляске будет тяжело передвигаться по школе, ему будет не комфортно. На самом деле, это не так. Если создать доступную среду, тогда возможно все. Нет никаких ограничений. Люди их сами создают.
У нас в школе висит такой значок - 7 км/ч не превышать. Правда, я стараюсь сильно не гонять, потому что в школе очень много детей, особенно мелких, которые любят побегать, и я не хочу на них наехать.
Вообще, если в школе есть ученики с ограниченными возможностями, то там работает тьютор, ставится специальный подъемник. Так как я учусь в художественном классе, а школа состоит из двух корпусов, то мне сделали пандус и в художественном корпусе. Тьютор, которая помогает мне передвигаться, ищет старшеклассников, пока у меня урок идет, и они помогают подняться на другой этаж. Все просто.
Елизавета Силинг, ученица 9 класса:
- Мой проект не столько о связи людей и природы, а, скорее, о том, что в школах сейчас учат не тому, что нам пригодилось бы в будущем. Ведь в школе нам не дают делать ошибок, просто диктуют, что мы должны делать. И каждое отступление от рамок воспринимается как ошибка. Лично мой негативный опыт был таким, что, сколько не говори людям, они все равно пойдут и сделают, как хотят и получат плохой результат.
когда ты получаешь опыт, основанный на ошибках, ты учишься быстрее
До 11 лет я жила в Перми, и 4 года назад с семьей приехала в Москву, пошла в новую школу. И так сложилось, что мой новый классный руководитель взял меня в лагерь на Белом море. Концепция лагеря такая - дать детям возможность совершить ошибку, развить качества, которые реально нужны, научить работать в команде, и все это в режиме исторической реконструкции. И это очень удобное место, не слишком жарко, не слишком холодно, раньше там жили викинги, поморы... В то же время есть много таких вещей, на которые нужно обращать внимание, например, острые скалы. Хочешь, не хочешь, но станешь внимательней.
Заметьте, ценности были абсолютно разные раньше и сейчас. И мне кажется, что прежние ценности важны и теперь, потому что, когда я, обычный городской ребенок, приехала на Белое море в первый раз, я вообще не представляла себе другой жизни. И там-то я поняла, что не умею очень многого. Например, не умею за собой следить, т. е. быть организованным человеком. Я поняла, что у меня есть свобода выбора.
Если моя идея действительно стоящая, меня послушают, за мной пойдут. Когда ты видишь человека до нашего лагеря и после, то замечаешь, что в нем стало чуть больше храбрости, чуть больше ответственности. А почему так происходит? Я очень долго занималась самокопанием. И оказалось, что когда ты получаешь опыт, основанный на ошибках, ты учишься быстрее, нежели когда тебе это навязывают.