Ссылки для упрощенного доступа

Холодный приём для Лукашенко и загадки человеческой памяти


День за днём в Рунете публикуются любопытные статьи, подчас остающиеся в тени самых горячих тем. "Цитаты Свободы" читают такие тексты за вас и для вас!

Мария Липман
Мария Липман

На этой неделе вышел второй номер общественно-политического журнала "Контрапункт". Как пишет главный редактор Мария Липман, тема номера - особенности государственного национализма в сегодняшней России.

Конечно же, мы рекомендуем прочесть весь выпуск журнала целиком, ну а для порядка сошлёмся на статью Хельге Блаккисруда "Размывание границ между гражданским и этническим":

Одним из часто используемых индикаторов этнонационалистских настроений среди населения России является поддержка лозунга «Россия для русских». Согласно опросу NEORUSS, проведенному весной 2013 года, почти две трети респондентов (59,3%) поддерживали этот лозунг частично или полностью. Такой результат можно объяснить тем, что на протяжении почти всего первого десятилетия нового века Кремль избегал явного осуждения русского этнонационализма. Кроме того, с течением времени стали стираться советские установки: старшие поколения еще помнят лозунги о «дружбе народов», на которых они выросли, но в постсоветском поколении, как показывают исследования, ксенофобные чувства встречаются заметно чаще28. В нашем опросе вышеприведенный лозунг был наиболее популярен среди молодежи от 18 до 24 лет — больше, чем во всех остальных возрастных группах.

Однако когда респондентов спросили, кто такие «русские» в лозунге «Россия для русских», только 39,0% выбрали чисто этническое определение — что несколько удивительно. Больше половины респондентов предложили более инклюзивную интерпретацию: русскими следует считать либо всех граждан страны (таким образом, приравнивая «российскую» идентичность к «русской») (24,9%), либо «преимущественно русских по национальности, но не только их» (30,0%). Похоже, что большинство респондентов готовы поддержать путинскую интерпретацию национальной идентичности — русско-центричную, но при этом неэтническую. Интересно, что чаще всего вариант «этнические русские, но не только они» выбирали представители постсоветского поколения (от 18 до 24 лет).

Лукашенко в Кремле
Лукашенко в Кремле

Александр Лукашенко совершил свой первый после очередного переизбрания визит в Россию. Казалось бы, поездка должна подтвердить прочные связи между Москвой и Минском, но оказалась не очень радужной. Об этом на сайте "Белорусский партизан" пишет Андрей Суздальцев:

Дело в том, что согласно дипломатического протоколу, принятому в России, встречать главу государства, прибывающего в страну с официальным визитом, должен президент России или премьер-министр. На худой конец, если премьера в стране нет (Медведев Д,А. был в Пекине), то на летном поле должны быть представители законодательной власти.

Сценарий встречи А. Лукашенко в аэропорту «Внуково-2» оказался поразительным.Российское должностное лицо, приветствующее белорусского президента в аэропорту от лица В. Путина, оказалось в ранге заместителя министра иностранных дел России, Это былГригорий Карасин.

Стоит отметить, что Григорий Борисович пользуется заслуженным уважением в российском истэблишменте. Последние годы посол Карасин занимался от МИДа постсоветским пространством и кризисом на Украине, так что, по идее, для А. Лукашенко он не был новым персонажем из российской власти. Но в рамках официального визита так не поступают.

Нет нужды объяснять политическую значимость столь демонстративногожеста Москвы («Никто тебя здесь не ждет»). Судя по злобному выражению лица белорусского президента, он все прекрасно понял – Россия вынуждена его принять, как главу соседнего и формально союзного государства, но не более…

В 2015 году российский туристический бизнес потерял два своих главных направления: Египет и Турцию. О том, кто может их заменить, рассуждает в "Секрете фирмы" генеральный директор сервиса по продаже туров онлайн Level.Travel Дмитрий Малютин:

В качестве летнего направления очевидной заменой Турции представляется Кипр. Возможно, туристы заинтересуются также Грецией, Испанией и Италией. При условии, конечно, что рубль перестанет стремительно дешеветь. Кроме того, в городе, где проживает турист, должен быть визовый центр, в котором можно сдать отпечатки пальцев на Шенгенскую визу. Жителям удалённых регионов придётся ограничиться безвизовыми странами или тратить много времени и сил на оформление документов. Перспективным направлением представляется Марокко — местная туристическая инфраструктура активно развивается.<...>

Если летние направления ещё как-то можно заменить, то с зимними всё совсем сложно. Египет был уникален с точки зрения соотношения климата, инфраструктуры, цены и качества. По оценке нашей компании, год назад в конце декабря 54% туристов полетели в Египет. Сейчас такое же количество людей не может позволить себе отдохнуть на тёплом курорте. Любые относительно доступные жаркие направления (Таиланд, Вьетнам, Индия или Доминикана) стоят дороже. Соседи Египта (Израиль, Иордания или Арабские Эмираты) — тоже. Кроме того, ни одно из ближневосточных государств не может предложить туристам чувствовать себя так же раскрепощено, как в любом египетском отеле, — это страны с глубокими религиозными традициями, и многие вещи там просто оказываются неуместны.

Старая банальность: удачи в бизнесе всегда идут рука об руку с провалами. Редакция сайта vc.ru вспомнила об этом и решила изучить неудачные стартапы самых успешных айтишников мира:

В 2002 году разработчики Джоуд (так в статье, более распространён вариант Джавед - РС) Карим и Куон До запустили приложение Trepia. Пользователи сервиса устанавливали программу на компьютер, подключались к интернету и, основываясь на геопозиционировании, сервис формировал список пользователей Trepia неподалёку. По фотографии и краткой информации в профиле пользователи выбирали понравившегося человека и переписывались с помощью встроенного мессенджера.

Trepia оказалась востребована меньше ожидаемого. Программа требовала постоянного Wi-Fi подключения, глобальный список имён затруднил поиск конкретного человека, а дизайн пользователи назвали несимпатичным. Штат компании состоял из основателей — Карима и До. Проект не привлёк инвестиций и его закрыли.

После провала Trepia Карим устроился работать в PayPal. В 2005 году он и его коллеги — Чед Хёрли и Стив Чен — ушли из компании и запустили YouTube. А уже в ноябре 2006 года Google купила проект за $1,65 миллиарда и заменила им неудавшийся сервис Google Video.

Илья Кабаков с женой Эмилией
Илья Кабаков с женой Эмилией

А вот журнал "Артгид", напротив, предпочитает рассказать об успехах. На этой неделе там можно найти десятку самых успешных современных российских художников:

Разумеется, не могло быть никаких сомнений в том, кто именно стал лидером аукционной гонки: грандиозного «Жука» Ильи Кабакова, проданного в феврале 2008 года на Phillips de Pury почти за £3 млн, помнят, наверное, все, кто интересуется современным искусством. Забавный детский стишок, текст которого написан на деревянной панели с жуком, даже приобрел в искусствоведческо-рыночной интерпретации глубокомысленную интонацию: «Вырывается мой жук, прыгает, стрекочет, он в коллекцию мою попадать не хочет» — это метафорически означает азарт коллекционера современного искусства, за этого самого жука торгующегося. (Процитированный Кабаковым стих, сочиненный архитектором А. Масленниковой, поэтом-любителем из Воронежа, напечатан в детском сборнике стихов, считалок и загадок «Между летом и зимой», вышедшем в 1976 году в издательстве «Детская литература», — а Кабаков эту книжку иллюстрировал. Правда, того жука в его черно-белых иллюстрациях не было).

Следует добавить, что если бы мы составляли не топ-10 самых дорогих ныне живущих художников, а топ-10 их самых дорогих работ, то картины Кабакова заняли бы в этом списке первые три места.

Многие уверены, что человеческая память безгранична, и нужно лишь научиться ей управлять. Другие считают: чтобы что-то запомнить, нужно что-то забыть. Аргументы в пользу вторых предлагает журнал "Наука и жизнь":

По мнению психологов из Университета Глазго, забывать нам просто необходимо – иначе нам потом будет трудно выучить что-то ещё. Эксперимент был такой: человек должен был выучить два задания – сначала это были несколько простых слов, а потом несколько простых движений (вроде тех, что мы совершаем, когда набираем код на домофоне или в банкомате). Затем спустя 12 часов проверяли, насколько хорошо оба задания оказались усвоены.

В статье в Current Biology авторы пишут, что тест, который изначально шёл первым, помогал лучше запомнить второй. То есть если участник эксперимента сначала учил слова, то потом он лучше запоминал последовательность движений, чем когда движения шли первыми. То есть запомнившаяся информация способствовала дальнейшему обучению, хотя оба задания были разнородными. Более того, эффект был сильнее, если между словесным тестом и тестом на движения имелось структурное сродство – если, скажем, последовательность слов была организована схожим образом с последовательностью движений. Для процесса обучения оказывалось важным не конкретные элементы – слова и манипуляции рукой – но взаимосвязи, взаимодействия между ними: мозг, выучив один блок взаимосвязей, был готов усвоить другой.

Однако самый странный результат работы заключается в следующем: эффективность обучения на следующем этапе зависела от того, насколько прочно или непрочно предыдущее задание засело в памяти. Если психологи использовали приёмы, консолидирующие, закрепляющие то, что выучено в первом задании, то следующее задание запоминалось хуже. Как ни парадоксально это звучит, нестабильность памяти помогала лучше справиться с новой ситуацией.

XS
SM
MD
LG