Инфляция в России в 2015 году составила 12,9%, сообщил предварительную оценку Росстат 31 декабря. Еще в ноябре она составляла 15%. Для сравнения, в 2014 году в целом - 11,4%, в 2013-ом – 6,5%. В ближайшие два-три месяца темпы годовой инфляции, как и в декабре, статистически будут определяться прежде всего высокой “базой” соответствующих месяцев годом ранее, когда рост цен ускорился до 15-летнего максимума. Вспомним, в январе 2015-го уже было 15%, в феврале – 16,7%, в марте – 16,9%, в апреле – 16,4%. Такой всплеск стал результатом почти двукратной за 2014 год девальвации рубля - на фоне двукратного же падения цен на нефть. В течение 2015 года нефть подешевела еще на треть. Причем, как и в 2014-ом, спад нефтяных цен резко ускорился к концу года. Новое ослабление рубля лишь начинает проявляться в динамике потребительских цен в стране. Однако, если нефть будет дешеветь и дальше, темпы инфляции в России уже к середине года могут оказаться, как минимум, в полтора раза выше, чем пока ожидается.
Еще в январе-феврале 2015 года, на тогдашнем пике девальвации рубля, цены в розничной торговле были повышены, исходя из достигнутых уровней обменного курса и с запасом - по разным экспертным оценкам, примерно по 70-75 рублей за доллар. И когда весной и летом рубль несколько укрепился, цены уже не снижались, но и не росли больше, что, среди прочего, сдерживало текущие темпы инфляции.
Очередное падение цен на нефть в августе и новое ослабление рубля вернуло его курс к минимумам начала года (71-72 рубля за доллар), но не ниже. И, условно говоря, у динамики внутренних цен еще не было повода для нового ускорения – со стороны девальвации.
Если цены на нефть упадут до 30 долларов за баррель уже в январе-феврале, то к середине лета инфляция составит примерно 10-11%.
Но к концу года рубль упал заметно ниже и августовских минимумов, последние торги завершились 30 декабря на отметке 73,59 рубля за доллар. На первых торгах 2016 года, 4 января, курс опускался до 73,61. К середине дня во вторник, 5 января, он был лишь чуть выше. Другими словами, курс рубля вышел на те самые минимумы, в соответствии с которыми внутренние цены и пересчитывались еще в начале 2015-го. Более того, он может уйти еще ниже, если нефть будет дешеветь и дальше…
В случае продолжения девальвации рубля повторение всплеска цен на товары и услуги в России весьма вероятно, отмечает научный сотрудник исследовательского “Центра развития” Высшей школы экономики в Москве Николай Кондрашов, специализирующийся на проблематике потребительской инфляции:
- Вернее, он будет в этом случае практически гарантирован... Курс рубля действительно приблизился к тем рубежам, за которыми торговля уже не может не отвечать на очередную девальвацию. Да и скорость такого “ответа” может быть примерно такой же, как и в начале 2015 года, - в среднем через месяц. По каким-то товарам – даже через пару недель. А в течение полугода очередное постдевальвационное ускорение инфляции проявится уже полностью.
“Эффект базы” в этом году действительно очень и очень велик: это примерно восемь процентных пунктов, которые "уйдут" из текущих темпов инфляции всего за три-четыре месяца.
С одной стороны, девальвация рубля продолжается. С другой стороны, в России резко сократился внутренний спрос – на фоне упавших зарплат и в целом реальных доходов населения. Какой из этих двух факторов будет оказывать большее влияние на динамику потребительской инфляции в России в 2016 году?
- В 2016 году сильный спад потребительского спроса возможен только при условии и сильной девальвации. Если ее не будет, то, соответственно, и спрос может ограничиться спадом, скажем, на 1-2% за год. Такая же мощная девальвация рубля, как та, через которую мы уже прошли, все же маловероятна в 2016 году.
Но в принципе ослабление рубля на каждые 10% приводит к сокращению потребительского спроса в стране на 2%. И эта взаимосвязь сохранится. В целом же слабый спрос больше влияет на инфляцию в среднесрочной перспективе. Тогда как девальвация – это прямые издержки, которые торговля должна компенсировать незамедлительно. Поэтому, с точки зрения баланса влияния, в 2016 году для потребительских цен гораздо важнее будет динамика курса рубля, чем внутреннего спроса.
Курс рубля действительно приблизился к тем рубежам, за которыми торговля уже не может не отвечать на очередную девальвацию. Да и скорость такого “ответа” может быть примерно такой же, как и в начале 2015 года, - в среднем через месяц, по отдельным товарам - уже через пару недель.
Если допустить новое и существенное снижение цен на нефть уже в ближайшие недели и, соответственно, очередное ослабление рубля… Как, по вашим прогнозам, этот процесс, случись он, будет “нивелироваться” тем самым “эффектом базы”, который, очевидно, станет определяющим для динамики годовой инфляции в России, по крайней мере, в первой половине 2016 года?
- “Эффект базы” в этом году действительно очень и очень велик. И, если ничего не произойдет, годовая инфляция уже в феврале–марте упадет до 7-8%. Да и то, эти оценки повысило очередное ослабление рубля в последние месяцы, без него были бы еще более низкие уровни. Нынешний “эффект базы” - это примерно восемь процентных пунктов, которые “уйдут” из текущих темпов годовой инфляции всего за три-четыре месяца. (То есть этот эффект “статистически” приведет к снижению годовых темпов роста цен в России с 15% в ноябре до 7-8% к марту – РС). Поэтому в ближайшие месяцы именно этот фактор будет решающим. Особенно сильно он проявится в январе-феврале, после чего его влияние вскоре практически иссякнет.
Если же рассматривать варианты и скорой, и сильной новой девальвации рубля, то годовая инфляция просто будет замедляться до тех же самых 7-8% не за три месяца, а за полгода и больше, существенно больше.
В принципе ослабление рубля на каждые 10% приводит к сокращению потребительского спроса в стране на 2%. Эта взаимосвязь сохранится и в 2016 году.
Тогда представим два варианта развития событий и соответствующие им ваши оценки темпов инфляции в России в первом и во втором полугодиях 2016 года: первый вариант – если допустить, скажем, падение цен на нефть уже в первом квартале до 30 долларов за баррель и новую девальвацию рубля; второй вариант – если цены на нефть, как минимум, будут оставаться приблизительно на уровнях 36-37 рублей за баррель, не уходя еще ниже…
- В силу “эффекта базы” итоги двух полугодий будут отличаться не так уж и сильно: при прочих равных условиях, к середине лета годовая инфляция окажется примерно на один-полтора процентных пункта выше, чем к концу декабря. Поясню. Если, допустим, цены на нефть упадут до 30 долларов за баррель уже в январе-феврале, то к концу первого полугодия инфляция составит примерно 10-11%. А к концу года она замедлится где-то до 9,5-10,5%. Если же сохраняются текущие цены на нефть – на уровне 36-38 долларов за баррель, то к середине лета инфляция составит примерно 8% - с дальнейшим снижением до 7% к концу года.