Французские «рома», цыгане, называли этот роллс-ройс «la roulotte», сами же «romany» - «vurdon». Обычно эта повозка была чуть более двух метров в ширину, четырех с копейками в длину и под два метра в вышину, если считать высоту внутри самого фургона. Тягой была чаще всего одна единственная лошаденка. До форда марки «Т» – было далеко. Однако цыгане были привычны ко всему, и в первую очередь к этому дому на колесах. В одной из таких «roulotte» 23 января 1910 года (форд-Т, он же «железная Лиззи» появился на свет в 1908 году), в пригороде бельгийского Шарльлеруа, в Либерши,родился мальчик по имени Джанго. Французские полицейские, в чьих регистрах не было подобного имени, именовали его – Жаном-Батистом. Принадлежал он к племени «мануш», как называли официальные лица этих внеграничных и пограничных цыган…
Ваши ламповые и транзисторные, работающие на деревянной и угольной тяге, а так же ваши смартфоны и компьютеры всех мастей настроены на еженедельное «Время Джаза». То есть на короткие волны «Свободы» и на наш открытый всем ветрам сайт www.svoboda.org . У микрофона в городке не Сене, где гораздо позже Жан, он же Джанго, прославился, как король гитары – ваш ДС.
Django Reinhardt - Saint Louis Blues – 2:39 (Django Reinhardt – 1937 – Classics-762)
«Saint Louis Blues», для наших коллекционеров этого блюза W.C. Handy из Винницы. Джанго Рейнхардта – гитара-лидер, сентябрь 1937 года. Это редкая запись и кто из братьев держит ритм – неизвестно.
Имя «Джанго» казалось и кажется странным и самим цыганам. Его смысл «Я проснулся…» Отец Джанго, Жан-Ёжен, плел корзины, показывал фокусы и гадал, а так же и сам играл на пианино, гитаре и скрипке. Роль матери, Лоренс, была менее сложной – она плясала и обносила публику шляпой, куда сыпались или не очень – медяки. Юный Джанго был специалистом по краже цыплят у фермеров. Он так же ловил рыбу. Но главным деликатесом цыган были ежи. Их отлавливали специально тренированными собаками, нашпиговывали травами и чесноком, обмазывали речной глиной и запекали в углях костра. Когда блюдо было готово, раздавался всеобщий вопль на родном языке – «Латчо рабен!» Приятного аппетита!
Django Reinhardt - Nuages – 4:05 (Django Reinhardt - The Essential – RCA)
«Nuages», «Облака» - самая знаменитая пьеска Джанго Рейнхардта, гитара и лидер; Стефан Граппелли – скрипка; Джианно Сафред – пианино; Карло Пекори - - контрабас и Орелио де Каролис – ударные. Последние паспортные данные говорят нам о том, что запись этой граммофонной пластинки была сделана в Италии, в городе Риме, в январе, а может в феврале, 1949 года. Немцев уже нет; они уже свое отвоевали.
Кроме «Облаков» у Джанго были и другие знаменитые стандарты: «Minor Swing», «Daphne», «Belleville» (я там обитал), «Djangology» и «Swing '42». Но были и русские мелодии, которые он называл просто – «Мелодии Руси»:
Django Reinhardt - Russian Songs Medley – 3:27 (Django Reinhardt - The Essential – RCA)
«Russian Songs Medley», «Попурри русских мелодий». Рим, год спустя: Джанго – гитара; Андрэ Экьян – альт-саксофон; Ральф Шекрун – пианино; Альф Масельер – контрабас и Рожэ Парабоши - ударные. Вечный город, Колизей и все остальное… Апрель-май 1950 года. Реставрация, она же ремастеринг, полвека с сантимами, спустя…
Первым инструментом Джанго была скрипка. Учителем был отец и более идеального инструмента для мальчика-цыгана и быть не могло. Отец учил его свадебным маршам, танцам, оперным увертюрам. Ему было десять лет, когда семья переехала под Париж. Джанго попробовал банджо, но, в итоге, гитара взяла свое. Он был оригинальным и изобретательным гитаристом. Учили его и сами цыгане: Пулетте Кастро и Густи Малья. С ними он дебютировал на парижских bal-musette. Каждый май цыгане отправлялись в пелеринаж в древний городок Saintes Maries de la Mer, что в устье Роны, в Камарге. Здесь он освоил приемы игры испанских гитаристов и игроков на банджо. Но 26 октября 1928 года все роковым образом оборвалось: Джанго отправился спать в повозку с зажженной свечой. Пожар. Левая рука сильно обгорела. Были потеряны два пальца. Однако упрямый гитарист смог переучиться.
Django Reinhardt - Mabel – 4:41 (Django Reinhardt - Swing De Paris – Proper Records)
«Mabel» Джанго Рейнхардт и Стефан Граппелли с большим парижским оркестром. Диск-компиляция, выпущенный в 2003 году, в Англии.
Джанго и Граппелли создали свой особый парижский стиль, но лучше всего они играли чисто в струнном составе: три гитары, скрипка и контрабас. Их нью-йоркская попытка найти свое место на американской сцене – не удалась.
Джанго Рейнхардт прожил 43 года. Он родился в конце января 1910 и скончался в Фонтенбло под Парижем в мае 1953. Граппелли по сравнению с другом и коллегой был старожилом. Он родился так же в конце января, но 1908 года, а покинул наш шарик в декабре 1997-го. Ему было 89 лет.
На этом наш короткий рассказ, по сути дела мостик из января в февраль, рассказ о первом и, пожалуй, единственно оригинальном французском джазовом комбо, подошел к концу. Более подробные передачи о «Hot Club de France» вы найдете в нашем архиве. А пока что календарь возвращает нас в Америку.
Sonny Stitt - If I Had You – 6:16 (Sonny Stitt - New York Jazz – Verve)
«If I Had You», «Если бы ты была моею…» - Тэда Шапиро. Сонни Ститт – альт-саксофон; Джимми Джоунс – рояль; Рей Браун – контрабас и Джо Джоунс – ударные. 14 сентября 1956 года, Нью-Йорк.
Ваши ламповые и транзисторные настроены на волну «Свободы»! Вы так же можете слушать через мирные спутники HotBird и AsiaSat-7 или же с нашего бессонного сайта www.svoboda.org. У микрофона в Лютеции – ваш ДС.
Одинокий волк - кличка Сонни Ститта. Он родился 2 февраля 1924 года в Бостоне, рос в Сагино, штат Мичиган, где ему довелось какое-то время играть с трубачом Тадом Джоунсом. Отец «волка» был преподавателем музыки, брат классическим пианистом, мать давала частные уроки фортепьяно. Сонни начинал с вокала, попробовал кларнет и перешел на альт-саксофон. В итоге он играл на альто, теноре и баритон-саксофоне.
После Сагино семья переехала в Детройт. Почему в Детройт? Это отдельный вопрос!
Sonny Stitt & Hank Jones – Saginaw – 5:21 (Sonny Stitt & Hank Jones - The Complete Original Quartet Recordings – LoneHillJazz)
«Saginaw» - композиция Сонни Ститта. Одинокий Волк и чудесный пианист Хэнк Джоунс. Томми Поттер – контрабас; Рой Хайнс – ударные. Июнь 1962 года, Нью-Йорк. Первоначально эта пьеса вышла на диске «Ститт на орбите».
После того, как джаз, оставляя родовые места (Новый Орлеан и Сент-Луис), двинулся на север, очагами джаза и новых стилей стали Канзас-Сити и Чикаго. Но почему Детройт? На автомобильных заводах Детройта афроамериканцам всегда легко было найти работу. Вокруг конвейерных фабрик образовалась своя особая культура, и здесь росли многие будущие звезды джаза. Клубы свинга и нарождающегося бибопа были на каждом углу города. Сонни Ститт играл в Детройте с местными – с Милтом Джэксоном, Билли Митчеллом, Лаки Томпсоном и Джулиусом Уоткинсом.
Талант и главное звук альт-саксофона Ститта, что соприкасается, но что не одно и то же, довольно быстро стал поражать в первую очередь профессионалов. Ститт никогда не учился играть под Паркера, не был напитан Паркером, как многие другие - как губка. Но у него был тот же звук! Когда Чарли спросил Сонни:
– Как это так? Твой сакс звучит как мой?
Ститт ответил:
- Понятия не имею. Я просто никогда по-другому не звучал!
Sonny Stitt - Down Home Blues – 5:10 (Sonny Stitt - New York Jazz – Verve)
«Down Home Blues» - композиция самого Сонни Ститта, который часто умудрялся и на альт-саксофоне и даже на теноре звучать как «Птица»! Джимми Джоунс – рояль; Рей Браун (и весьма выпукло!) – контрабас и Джо Джоунс – ударные. 14 сентября 1956 года, Нью-Йорк.
Музыкальные критики в своих рецензиях зря спешили называть Ститта человеком «в тени Чарли Паркера». У Сонни быть может был звук такой же как у «Птицы», но манера его все же была волчьей. Я бы сказал – и его лиризм был с нажимом другого сорта…
Финишная прямая нашего еженедельного «Времени Джаза», волны «Свободы» и наш сайт www.svoboda.org . У микрофона в Париже Дмитрий Савицкий.
У Сонни Ститта были периоды чистого бибопа (45-46), периоды, когда он играл на всех трех саксофонах попеременно (49-й год), гастроли по Европе в формате, предложенным Нормэнэм Грэнцэм - «Джаз в филармониях», и упорная студийная работа с такими фирмами как «Verve» - 11 дисков подряд.
Расстанемся мы на феноменальной даже для той, с переизбытками талантов, эпохе, на композиции-перекличке, многопланововой, с широкими мазками и резкими уколами, на композиции Диззи Гиллеспи «Anythin».
С Диззи, труба, играют: Сонни Ститт – альт саксофон; Рей Браянт – рояль; Томми Браянт – контрабас и Чарли Пёрсип – ударные. Запись сделана в «Nola Studios», Нью-Йорк, 11 декабря 1957 года:
Dizzy Gillespie & Sonny Stitt - Anythin' – 11:32 (Sonny Stitt – Duets – Verve)
«Anythin'», «Что угодно» Диззи Гиллеспи. Он же – труба и лидер. Сонни Ститт – альт-саксофон; Рей Браянт – рояль; Томми Браянт – контрабас и Чарли Пёрсип – ударные.
На этом «Время Джаза» опускает свой клубный занавес. Звукорежиссер выпуска Наталья Аркадьева; автор и ведущий – Дмитрий Савицкий. Всех вам благ, удачной недели, чао, бай-бай!