Посетители YouTube получили возможность ознакомиться с выступлением нескольких групп молодых людей, выстроенном в традициях пионерской речевки былых времен в сочетании с кустарной монтажной техникой. Эти ребята, представляющиеся как студенты нескольких маргинальных российских вузов, обращаются, ни много ни мало, в ООН с требованием учинить суд над президентом США Бараком Обамой, в последнее время якобы уличенном во многих преступлениях против России, включая урезание квот сыра, негодную тротуарную плитку и злостное сокращение пенсий. Но юными обвинителями движут куда более глобальные интересы: они требуют привлечь Обаму к ответственности за кровь, слезы и смерть невинных людей в "десятках стран", из которых почему-то потрудились назвать только Ливию и Югославию.
Не буду останавливаться здесь на мелочах – почему, например, российские студенты не протестовали, когда ливийский диктатор Муаммар Каддафи или расстреливал тысячами заключенных в собственных тюрьмах. При чем тут Югославия, конфликт в которой завершился задолго до прихода Обамы в Белый дом. Бессмысленно напоминать, что именно Обама голосовал в Сенате против иракской интервенции, что он полностью вывел американские войска из Ирака и почти полностью – из Афганистана. Все это – исторические детали, знания которых нельзя требовать от простого как веник российского студента. Но коль скоро они, как сами заявляют, "хотят жить в спокойствии и безопасности", у меня найдется для них пара советов.
Жить в спокойствии и безопасности – универсальное желание, присущее не только россиянам. Наверняка оно было не чуждо жителям сирийского города Алеппо, самого крупного в стране. С 2012 года он был одним из эпицентров жестокой гражданской войны, подвергавшимся бомбардировкам со стороны единственного участника этой войны, располагавшего военной авиацией, президента Башара Асада. Тем не менее, многие жители до недавнего времени не покидали город, надеясь переждать катастрофу.
Их надеждам положило конец вмешательство в конфликт России на стороне сирийского правительства. Формальным поводом к этому вмешательству было декларированное желание России дать отпор жестокой террористической группировке "Исламское государство", возникшей на территории Ирака и подмявшей под себя куски как Ирака, так и Сирии. Алеппо, однако, располагается за пределами сферы влияния ИГ, но именно этот город российская авиация бомбит особенно интенсивно, применяя в числе прочего кассетные бомбы, которые наносят особый урон мирному населению. В результате, по свидетельству верховного комиссара ООН по правам человека Зейда аль-Хуссейна, около 50 тысяч мирных жителей вынуждены были покинуть свои дома и не имеют доступа к продовольствию, медикаментам и теплой одежде. Единственный эффект российских бомбардировок – помощь правительственным силам в захвате обезлюдевшего и лежащего в руинах города.
Недавняя попытка объявить перемирие в этом регионе и провести переговоры между враждующими сторонами сорвана ввиду продолжения российских бомбардировок. В минувшую пятницу США и Россия вновь объявили о "прекращении военных действий" с целью доставки гуманитарной помощи и облегчения отчаянной ситуации в городе. Начало акции, однако, отложено на неделю, и многие сомневаются в доброй воле российской стороны, всячески оттягивавшей сроки в явной надежде на падение Алеппо. Кроме того, нет уверенности в том, что министр иностранных дел России Сергей Лавров, объявивший о соглашении совместно с госсекретарем США Джоном Керри, может гарантировать его выполнение, ввиду того что оно резко расходится с военными планами России.
Разве собственный президент не прислушается к просьбам собственных граждан скорее, чем чужой – к их угрозам, особенно если просьбы настоятельные, а угрозы – пустые?
В любом случае, у нас на глазах развертывается реальная гуманитарная катастрофа – сиюминутная, в отличие от упомянутых студентами гипотетических "десятков стран", где якобы навредил Барак Обама. И у студентов, говоря теоретически, есть куда более реальные рычаги воздействия на эту ситуацию, чем предъявление претензий в ООН, не имеющую никаких юридических полномочий. Они могли бы, допустим, обратиться к президенту собственной страны с просьбой приостановить военные операции в Сирии и озаботиться судьбой тысяч ни в чем не повинных людей, лишенных крова и пропитания. В самом деле, разве не проще добиваться чего-то от собственного правительства, чем расправы над чужим, у организации, не имеющей никаких орудий для такой расправы? Разве собственный президент не прислушается к просьбам собственных граждан скорее, чем чужой – к их угрозам, особенно если просьбы настоятельные, а угрозы – пустые?
В печально знаменитой "Пушкинской речи" Достоевский говорил о "всемирной отзывчивости" русского народа – уже тогда эта формулировка отдавала злой пародией, достаточно вспомнить кровавое подавление польских восстаний и черепа на полотне Верещагина. Мы на своем веку отдали пионерскую дань этой отзывчивости, вставая стеной на защиту Анджелы Дэвис, Луиса Корвалана и множества других, пока собственная страна раскалывалась на куски под ногами. Может быть, есть еще шанс отказаться от всемирной в пользу простой, человеческой, и помочь таким образом не только Сирии, но и России.
Алексей Цветков – нью-йоркский поэт, публицист и политический комментатор
Высказанные в рубрике "Право автора" мнения могут не отражать точку зрения редакции