Ссылки для упрощенного доступа

Физика хрупкого тела


Кадр из фильма
Кадр из фильма

Короткометражный фильм о поэзии физики

«Нынче физики в почете, нынче лирики в загоне». Эта строчка Бориса Слуцкого, очертив границы мрачноватого Топоса несуществующей нынче империи и напомнив о настроениях немного наивного, возвышенного Хроноса 1960-х, полвека спустя дает повод разве что для ностальгического вздоха и грустного размышления о том, почему сегодня пиетет в отношении к физике заметно поубавился, физико-технические факультеты университетов едва справляются с задачей набрать новый курс студентов, а коридоры профильных академических институтов, прежде подсвеченные огнем игривых глаз и наполненные бесконечными спорами о котах Шредингера, принципе дополнительности, постоянной Планка, суперсимметрии, стеллараторах и синхрофазотронах, все чаще кажутся тусклыми и пустыми. Может, я и ошибаюсь, но сегодня быть физиком в странах бывшей «одной шестой части земной суши» — своего рода интеллектуальное излишество, экстравагантный жест энтузиастов-одиночек или, скажем так, форма научного подвижничества.Впрочем, речь не об этом.

Совершим небольшой мыслительный эксперимент — виртуальное путешествие в одну из университетских физических лабораторий. Перед нами груда старинных приборов: амперметров, калориметров, осциллографов, крутильных весов, дихроскопов и множества других чарующих непонятных предметов, которыми ученые уже давно не пользуются. Они столь же изящны, сколь и никчемны. Иногда лаборанты вынимают их из пыльных шкафчиков со скрипящими дверцами и демонстрируют улыбчивым юношам и девушкам, которые шепчут друг другу: «прикольно!», успевают мгновенно сделать очередное селфи на фоне загадочного механизма при помощи iPhone Apple и тут же забывают обо всем увиденном. Анахронизм? Островок оптики и механики в океане постгуманизма, биополитики и IT-технологий? Зачем все эти маятники и рычаги, диковинные машины и пробирки бережно хранятся здесь столетиями, постепенно превращаясь то ли в заброшенную кунсткамеру, то ли в кладбище в стиле steampunk, то ли в музей отшумевших эпох великих физических открытий?

Короткометражный фильм «Физика хрупкого тела» по мотивам одноименного стихотворения Игоря Померанцева именно об этом: о волшебных научных аппаратах и механизмах минувших времен, о памяти и забвении, о прочности приборов и хрупкости тел, о зыбкости мира колеблющихся оснований. Неужели времена старого доброго позитивизма, когда физики были «в почете», и в самом деле канули в Лету? Хотелось бы верить, что это не так. Фильм о физике хрупкого тела — не визуальный мартиролог, не видеоочерк-панегирик, а, скорее, — попытка завороженного вглядывания и вопрос о том, не способна ли сегодня физика превратиться в поэзию.

В ролях: Игорь Померанцев, Елена Шкловская

Режиссура/камера/монтаж: Лидия Стародубцева

Музыка: Александр Щетинский, August Wilhelmsson

Media Topos Films 2015

XS
SM
MD
LG