Ссылки для упрощенного доступа

Как писать об Арте Блейки на самые короткие?


Савиций Дмитрий, за работой
Савиций Дмитрий, за работой

Декстер Гордон, Тэд Дэмерон, Нинэ Саймоун и Эдди Хиггинс – юбиляры февраля. Кроме них в новом выпуске «Времени Джаза» Михаил Фарафонов, сходящий с ума от Блейки и не в лучшем смысле и дальнобойщик Игорь, которому навсегда запомнились «Испанские Наброски» Гила Эванса и Майлза Дейвиса.

Михаил Фарафонов, в Парижск Дмитрию Савицкому - (это мне – короткие волны «Свободы» и наш сайт - www.svoboda.org):

- В 1945 я был в Берлине с родителями (Сталин набирал в польскую армию русских офицеров). Мать зашла к ксендзу полка и видит - куча пластинок на 78 обормотов! Смотрит их - баа!

- Зачем Вам эти джазовые американцы? Шопен- это для Вас, Мендельсон для вас, «Песня Ангела». Вам, это, священнику, слушать нельзя!

Он только руками всплеснул.

Вот тогда это и началось! Мне было 8 и я навечно заразился этой заразой.

Вы стали саксофонистом? Судя по напору текста – вы баритон? Гормоны…? Я думаю всё же, что вы тенор… От этой заразы уже не избавиться, но для профилактики полощите рот и органы марганцовкой или содой! Я ваше послание понял, вы, на мою радость, просекли, что писать надо на Face Book! И вот для вас не Арт Блейки (об этом позже), а тенор-саксофонист Декстер Гордон. Он, кстати, родился 27 февраля 1923 года и прямо в Лос-Анджелесе!

Dexter Gordon - Scrapple from the apple – 7: 19 (Dexter Gordon - Our Man in Paris - Blue Note)

«Scrapple from the apple» - это, конечно шутки бухого "Птицы" Паркера. Перевести можно, но нужно быть с ним на одном уровне потребления. А так как Чарли спал под роялем в клубе или на крыше гаража, я могу только сымпровизировать…

«Apple» - это, конечно, Большой Нью-Йорк. Яблоко. А вот «scrapple» может быть и холодцом и очистками-обрезками от яблока… Эти ребята, уважаемый Михаил Фарафонов (вы, кстати, ГДЕ?), были большие поэты и никогда не знали, как назвать пьеску… За них это делали продюсеры или же ребята из Аллеи Оловянных Кастрюль.

Декс – тенор-сакс и лидер; Бад Пауэл – рояль; Пьер Мишло – контрабас и Кенни «Клук» Кларк – ударные. Запись сделана 23 мая 1963 года в Париже на студии «CBS» для «Blue Note».

Lester Young - Love Me or Leave Me – 6:47 (Lester Young - Pres and Teddy – Verve)

Лестер Янг – тенор-саксофон
Лестер Янг – тенор-саксофон

«Love Me or Leave Me», «Люби меня или оставь меня» - Уолтэра Дональдсона. Стандарт 1928 года. Запись сделана 13 января 1956 года. Тэдди Уилсон – рояль; Лестер Янг – тенор-саксофон; Джин Рейми – контрабас и Джо Джоунс – ударные

Напомню, вы слушаете «Время Джаза» на коротких волнах «Свободы» или же с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в Лютеции – ваш ДС.

- Так вот, Михаил, братья Худяковы (Костя – он же Кот и Вася с Маяка) лично мне не жаловались. А вот ваш вопль:

- Ну сколько можно? Зубы разболелись от Арта Блейки и я вспоминаю Костю Х. с Маяка, давно он это говорил, дерьмо этот Блейки и Хорас Силвер от него сбежал неспроста…

- Михаил, я начал слушать старый трофейный «Филипс» эдак с 1956 года. Уиллис Коновер запустил «Music USA» в 1955-м. Но он вел так же и программу на Special English – медленно и четко читая текст. Мой английский и пошел из той эпохи. «49 минут» стартовали в 1989 году, после моего интервью для Monde de la Music с Хорасом Силвером в Малибу, Калифорния . Биография Коновера не интересна вообще! Там рассказы о том, как он был конферансье, представлял музыкантов в Белом Доме. Книга написана для американцев, а в Америке «Голос» не вещал, он был только для заграницы.

И главное. Аудитория «49» и «Времени Джаза» огромная. Но это не концертный зал, где все сидят и слушают из года в год биографии почти все тех же, или не совсем, юбиляров, рассказы про жанры, инструменты и (реже) про новичков. Это не концертный зал, это река. Народ то слушает, то нет, то уходит на кухню, то просто спит, то нарывается на «Время Джаза» случайно. Я об этом напоминаю время от времени.

Что касается Хораса Силвера, он ушел из «Вестников» не из-за Блейки, а из-за того, что все кроме него ширялись. Он пишет об этом в своей автобиографии «Let’s get to the Nitty Gritty». Сам он позже, как и Армстронг, курил траву перед концертом, а меня отправлял в химчистку за костюмом. Так что я всё это зрел в этом самом Закулисье.

T.Dameron & J. Coltrane – Romas 6:48 (Tadd Dameron with John Coltrane - Mating Call - Prestige)

Тэд Дэмерон
Тэд Дэмерон

«Romas», единственный европейский вариант перевода - цыгане, романи. Квартет двух лидеров Тэда Дэмерона, рояль и Джона Колтрейна – тенор-саксофон; Джон Симмонс - контрабас и Филли Джо Джоунс – ударные. Руди Ван Гелдер записал этот квартет 30 ноября 1956 года.

На обложке стоят его слова:

«Я прекрасно помню эту запись, я помню, как именно ребята хотели звучать и как они реагировали на прослушивание. Нынче я знаю, что я их messenger, посланник».

Тэдли Эвинг Пик или просто - «Тэд» Дэмерон - американский пианист, композитор и аранжировщик. Звучавший у нас сегодня Декстер Гордон назвал Дэмерона «романтиком бибопа», а историк джаза Скотт Янов считал, что Дэмерон был «самым выдающимся композитором-аранжировщиком эры бибопа». Не будем забывать, что он писал и свинговые композиции и аранжировки и для хард-бопа. Тэд родился 21 февраля 1917 года в Кливленде, штат Огайо. Сам он выступал и записывался редко, но он писал аранжировки для Каунта Бейси, Арти Шо, Джимми Лансефорда; Диззи Гиллеспи, Билли Экстайна и Сары Вон. Для Сары Тэд написал вместе с поэтом песенником знаменитую «If You Could See Me Now». Эта песня стала первым большим хитом Сары и уже никогда не исчезала из ее репертуара.

Sarah Vaughan - If You Could See Me Now – 2:40 (Sarah Vaughan -The Quintessence New York 1944-1948 - Fremeaux & Associes)

Сара Вон
Сара Вон

«If You Could See Me Now», «Если бы ты мог меня увидеть сейчас…» - музыка Тэда Дэмерона и слова Карла Сигмэна. Большой оркестр Дэмерона; 7 мая 1946 года, Нью-Йорк.

Аранжировка это не расписание поездов. Она лишь указывает, да и то иногда лишь 24 тактами, кто и когда может солировать. Часто джазмены объясняются просто словами и жестами. На самом деле аранжировка не стесняет импровизацию, а расширяет ее возможности… Тэд Дэмерон повлиял на многих джазменов, но на него самого повлияли Дюк Эллингтон и Джордж Гершвин. Еще одна деталь: аранжирование существовало еще в Новом Орлеане. Джелли Ролл Мортон давал указания по «черным точкам», как он их называл. Армстронг играл аранжированную музыку, все ранние оркестры «великолепные пятерки и семерки» использовали аранжировки. А те, кто не умел читать ноты, а их было много – репетировали с друзьями, впитывая музыку «телом и душой».

В Европе её зовут – Нина Симон, хотя её настоящее имя Юнис Кэтлин Уэймон. Она взяла творческим псевдонимом имя Симоны Синьоре. В Америке её величают Нинэ Саймоун. Она певица, композитор, аранжировщица и она боролась за права человека на стороне Мартина Лютера Кинга. Родилась Нина Симон, как Тэд Дэмэрон 21 февраля 1933 года. Жизнь ее оборвалась, когда ей было 70 лет. Все последние годы она жила во Франции, так, как говорила, что полностью разочарована в американском шоу-бизнесе. А она пела и выступала, придерживаясь джазовой традиции: сам джаз, соул, поп-музыку, госпел и блюз. Она записывалась, как в составе трио, аккомпанируя себе сама, так и выпускала диски с большими оркестрами.

На всех континентах, а так же на островах и коралловых рифах, вы слушаете еженедельное, свингующее и неподдельное «Время Джаза» - на коротких волнах «Свободы» и с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в Париже Дмитрий Савицкий.

Nina Simone - Work Song – 3:03 (Nina Simone - High Priestess of Soul – Philips)

Нина Симон
Нина Симон

«Work Song», «Рабочая Песня». Одна из самых знаменитых композиций Нэта Эддерли, слова к которой написал Оскар Браун. Нинэ Саймоун и оркестр Хэла Муни. Запись была сделана в Нью-Йорке между 1965 и 1966 годом.

А теперь для вас, Михаил Фарафонов, всё еще без Блейки, «Рабочая Песня» в исполнении автора Нэта Эддерли

Nat Addeley - Work Song – 4:12 (Nat Adderley - Work Song – Riverside)

«Work Song» - Нэт Эддерли – корнет-а-пистон; он же лидер. Уез Монтгомери – гитара; Бобби Тиммонс – рояль; Сэм Джонс – виолончель; Перси Хис – контрабас и Луи Хэйз – ударные. 25 января 1960 года, Нью-Йорк.

Для нашего слушателя и джазмена Михаила Фарафонова.

Eddie Higgins – Pavane - 4:22 (Eddie Higgins - Retrato Em Branco E Preto – Sunnyside)

«Павана» - Габриэля Форе. Трио моего любимого пианиста, скромного элегантного Эдди Хиггинса, с которым играли: Дон Уилнэр – контрабас и Джеймс Мартин – ударные. Это поздняя запись Хиггинса. Он ее сделал 25 марта 1996 года.

Эдди Хиггинс родился так же 21 февраля 1932 года в Кембридже, штат Массачусетс.

А теперь покинем календарь и выполним просьбу, добравшуюся до нас от дальнобойщиков из-под Москвы. Подписано только именем – Игорь. Он хотел бы, что меня поразило, еще раз услышать композицию Гила Эванса«Solea». Мой тощий испано-русский словарь намекает на то, что это «одиночка»…

Еще раз напомню: это короткие волны «Свободы» и наш сайт www.svoboda.org. У микрофона в Лютеции ваш ДС.

Miles Davis – Solea – 12:16 (Miles Davis & Gil Evans Orchestra – Sketches of Spain – Columbia)

Эдвард Хоппер, «Полуночники» 1942 год
Эдвард Хоппер, «Полуночники» 1942 год

«Solea» - композиция Гила Эванса, записанная 20 ноября 1959 года на легендарном диске Майлза Дейвиса и Гила Эванса – «Испанские наброски», «Sketches of Spain». Майлз солирует на самой что ни есть верхотуре, Гил написал три из пяти тем и он же руководит оркестром.

Вот и все, chers amis, на сегодня. Следующая встреча в марте. Звукорежиссер Александр Аркадьев, автор и ведущий – Дмитрий Савицкий. Наш адрес: www.svoboda.org. Осторожно с сосульками и гололёдом. Всех вам благ, чао, бай-бай!

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG