Среда, 9 марта, во многих странах мира объявлена днем поддержки украинской военнослужащей, депутата Верховной Рады Украины Надежды Савченко, которая уже почти два года находится в заключении в России по обвинению в убийстве журналистов. Международная акция Global Day #FreeSavchenko организована защитниками украинки и проходит уже в третий раз.
Как отмечают организаторы акции, она призвана напомнить обществу о деле Надежды Савченко. Участники мероприятий выходят на улицы с требованием к российским властям – освободить украинскую военнослужащую, которая уже шестой день держит сухую голодовку.
На Украине акции с подобным требованием длятся уже четвертый день, в частности, люди выходят на улицы в Запорожье, Харькове, Одессе, Львове и Киеве.
В Киеве 8 марта под гимн Украины колонна демонстрантов прошла по Воздухофлотскому проспекту от Министерства обороны до российского посольства, скандируя: "Наде – свободу!". Уже несколько дней посольство пикетируют киевляне, депутаты украинского парламента, активисты общественных организаций. Число пикетчиков – от нескольких десятков до нескольких сотен. На ограждении диппредставительства размещены плакаты с надписями: “Свободу дочери Украины – Надежде!", “Надежда – живи!”.
Надежда готова жертвовать своей свободой и жизнью ради Украины
– Тот результат, который достигнут на сегодня, – это то, что по всему миру проходят акции в поддержку Савченко, – говорит депутат Верховной Рады Ирина Луценко. – На сегодняшний день весь цивилизованный мир, все демократическое сообщество сконцентрировано на одном: Надежду Савченко нужно отпустить, поскольку суд над ней нелегитимен, обвинения, которые ей предъявлены, незаконны. Мы заставили международное сообщество поднять на высший уровень ситуацию с украинскими политзаключенными в России. Мы стараемся не дать международному сообществу забыть о том, что наши воины погибают на востоке страны, защищая европейские ценности, защищая демократические ценности. Надежда готова жертвовать своей свободой и жизнью ради Украины. Ради того, чтобы Украина заняла достойное место в европейском обществе свободных народов. Наша цель пока не достигнута до конца, так как Надя не на свободе, Путин еще не вывел свои войска с Донбасса, однако каждый день, каждая маленькая акция, каждая маленькая победа приближает нас к этому моменту, – уверяет Ирина Луценко.
Акции в поддержку Надежды Савченко проходили 9 марта и накануне по всему миру: в Австралии, США, Грузии, Греции, Швеции, Эстонии и других странах:
Канберра
Вильнюс
Тбилиси
Украинские и европейские парламентарии также пытаются повлиять на российские власти в связи с делом Надежды Савченко. Как ожидается, на следующей неделе в Верховной Раде Украины ряд парламентариев, в частности, Оксана Корчинская от "Радикальной партии" и Ольга Червакова от "Блока Петра Порошенко" намерены зарегистрировать проект постановления о разрыве дипломатических отношений с Российской Федерацией. По словам сообщившего эту новость в Facebook мужа депутата Корчинской, лидера националистической партии "Братство" Дмитрия Корчинского, если Рада поддержит эту инициативу, то такой шаг станет "ответом на пытки Москвой Надежды Савченко".
9 марта депутаты Европарламента призвали Евросоюз ввести персональные санкции в отношении президента России Владимира Путина и еще 28 человек, причастных, по их мнению, к незаконным действиям в отношении Надежды Савченко. Соответствующее обращение они направили Верховному представителю ЕС по внешней политике Федерике Моргерини.
"Мы, члены Европарламента, убеждены, что ЕС без дальнейшего промедления должен отреагировать на продолжающиеся позорные и вопиющие нарушения Россией международного законодательства и Минских договоренностей", – говорится в обращении депутатов Европарламента.
57 депутатов, подписавших это обращение, требует вести персональные санкции против 29 граждан России, включая президента Владимира Путина, начальника ФСБ Александра Бортникова и главу СК РФ Александра Бастрыкина. Они, по мнению депутатов Европарламента, несут ответственность за "политическое решение" похитить Савченко, привезти ее в Россию и сфабриковать против нее уголовное дело. Также парламентарии просят распространить санкции на следователей, прокуроров и судей, ответственных, по мнению депутатов, за фабрикацию материалов дела Савченко, за ее "незаконное задержание", арест и выдвижение против нее обвинений в убийстве и незаконном пересечении границы.
Кроме того, депутаты включили в "санкционный список" лидера самопровозглашенной Луганской народной республики Игоря Плотницкого и начальника воронежского СИЗО Николая Макарова, в частности, за то, что он запретил передать украинской военнослужащей книги под предлогом нарушения "внутренних правил" СИЗО. Савченко находилась в воронежском изоляторе первые месяцы заключения в России.
Когда такая большая страна становится изгоем и лидер большой страны становится изгоем, это долго продолжаться не может
Парламентарии просят ограничить людям, включенным в список, въезд в страны ЕС, заблокировать доступ к их банковским счетам и конфисковать имущество, если они имеют таковое на территории ЕС.
Пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков назвал недопустимым призыв евродепутатов ввести санкции в отношении президента России из-за дела Надежды Савченко. Вице-спикер российской Госдумы Сергей Железняк назвал эту инициативу "одиозной" и "провокационной", отметив, что такие предложения "увязших в антироссийской риторике" депутатов "при всей своей нереализуемости не способствуют выстраиванию вдумчивого диалога, необходимого для решения важных международных проблем".
Бывший депутат российской Государственной думы, бывший секретарь Союза журналистов России Игорь Яковенко полагает, что если подобные санкции будут введены, статус России и Владимира Путина "очень сильно изменится":
– Сложно давать комментарии по поводу вероятности принятия этих санкций, потому что в Европарламенте 751 депутат. Хотя, в общем, представители пяти из восьми фракций внесли такое предложение, а это о чем-то говорит. Но ясно, что все решать будет большинство. Но если будет принято положительное решение, это будет, конечно, принципиально другая ситуация, статус Путина, статус России очень сильно изменятся. Когда такая большая страна становится изгоем и лидер большой страны становится изгоем, это долго продолжаться не может. Я полагаю, это очень сильное изменит ситуацию и для Путина персонально, и для его окружения, и для страны в целом.
– Песков говорит, что принять санкции в отношении Путина – это недопустимое предложение. Как вы считаете, действительно могут быть введены санкции в отношении первого лица государства?
Берлускони 7-8 лет был под санкциями. Да, Путин, конечно, не Берлускони, и фамилия у него другая, и страна другая, но почему нет?
– Почему нет? Берлускони 7-8 лет был под санкциями, с 2006 по 2015 год. Да, Путин, конечно, не Берлускони, и фамилия у него другая, и страна другая, но почему нет? Я думаю, что никакого запрета, физического и юридического, для этого не существует. Главная проблема заключается в том, что Путин и его окружение были убеждены всегда, что цинизм в международных отношениях тотален. Он, безусловно, присутствует, но не является тотальным. Есть предел, за которым действуют совершенно другие нормы и другие законы, и Путин этот предел перешел, перешел некоторые допустимые возможности, после которых начинаются уже совсем другие правила игры. И вот они сейчас начинаются.
– Как вы в целом оцениваете этот список, который составили депутаты?
– Весь список я не видел, я видел примерно половину. Я думаю, что он вполне адекватен. И конечно, правильно, что не стали лицемерить депутаты Европарламента и начали с первого лица. Потому что совершенно очевидно, что никакого суда, на самом деле, нет, что вопрос решается исключительно первым лицом, это было абсолютно политическое решение. Все, что происходит в данный момент в Ростовской области, никакого отношения к правосудию не имеет. Это политическая расправа. Так что здесь все, безусловно, правильно.
– Эта инициатива как-то повлияет на ситуацию с Надеждой Савченко? Что с ней будет?
– Это совершенно непредсказуемая история, потому что на ситуацию с Надеждой Савченко, безусловно, повлияет исключительно то, сколько она сможет продержаться. Надежда Савченко просто жертвует своей жизнью, на глазах у всех готова умереть, это очевидно. И какие силы могут быть задействованы для того, чтобы ее сейчас убедить этого не делать, я не знаю. То, что Путин немедленно ее не освободит, это тоже очевидно, потому что... уж этого-то человека мы знаем. Так что вопрос только в том, насколько Украина, мировое сообщество сумеет сейчас уговорить Савченко отказаться от голодовки. Либо будут к ней применены пытки, потому что принудительное кормление квалифицируется как пытка. В этом случае ситуация станет еще тяжелее, – заключает Игорь Яковенко.
Депутат российской государственной Думы Дмитрий Гудков допускает, что санкции непосредственно против президента России в ближайшее время введены не будут, хотя могут распространиться на его окружение. При этом депутат опасается, что подобная инициатива европейских парламентариев может, напротив, навредить Надежде Савченко:
– Я это воспринимаю как такой четкий сигнал российскому руководству, что дело Савченко будет восприниматься очень серьезно и даже серьезнее, чем дело Магнитского. Что если, не дай бог, что-то произойдет с Савченко, то совершенно очевидно, что в отношении российских чиновников, российских предприятий будут введены новые серьезные санкции. Пока я исключаю санкции в отношении первых лиц. Скорее всего, это будут санкции в отношении окружения Путина и, возможно, в отношении каких-то госкомпаний. Но сигнал, мне кажется, достаточно четкий и жесткий. Не знаю, как на него будет реагировать наше руководство. Совершенно очевидно, что это дело не красит и позорит нашу страну, нашу судебную систему, грозит санкциями, а эти санкции, естественно, повлияют на благосостояние граждан в прямом смысле. Если не сразу, то в долгосрочной перспективе все это отразится на ценах, на качестве товаров, качестве дорог, поликлиник, доступности лекарств и так далее.
– Но поможет ли это Савченко, решит ли как-то ее дело?
У нас президент не принимает решений под давлением общественности. А в данном случае создается определенное давление общественности. Я не исключаю, что это может дать обратную реакцию
– Я не буду давать никаких оценок, и объясню почему. Как известно, у нас президент не принимает решений под давлением общественности. А в данном случае создается определенное давление общественности. В этой ситуации я не исключаю, что это может дать обратную реакцию. Понятно, что политики Европы не могут вести себя иначе. Я не понимаю упертости российской власти, почему давно не обменяли Савченко на российских военнопленных, тем более что мы знаем несколько громких историй, когда в плену оказывались российские военнослужащие. Была предложена хорошая идея многими общественниками – обменять всех на всех, всех военнопленных российских на украинских.
– Сегодня в МИДе Мария Захарова заявила, что переговоры по обмену Савченко не велись и не ведутся. Это тоже нежелание действовать под давлением общественности или здесь что-то другое?
– Во-первых, это нежелание признавать собственные ошибки. Если есть повод для переговоров, значит, есть повод усомниться в правильности действий отдельных чиновников. А во-вторых, есть еще тотальное недоверие между российской и украинской сторонами. То есть, грубо говоря, кто-то выполнит условия договоренностей, а кто-то не выполнит. Я еще полгода назад говорил о том, что если вы друг другу не доверяете, ну, используйте хотя бы депутата Гудкова в качестве посредника на этих переговорах или любого другого, компромиссную фигуру, к которой с определенным доверием могли бы относиться обе стороны. Я думаю, что и в российском, и в украинском истеблишменте есть фигуры, которые могли бы сесть за стол переговоров и о чем-то договориться, и дать друг другу гарантии, что договоренности будут выполнены. Мне кажется, в этом проблема.
– С вашей точки зрения, можно ли какого-то решения по Савченко ожидать на политическом уровне в ближайшее время?
– Насколько я понимаю, Савченко объявила сухую голодовку, а это очень опасно. Я не знаю, есть ли время у нее ждать до 21-го числа до приговора. Надо принимать какие-то экстренные меры. Вопросы надо задавать нашим властям. Готовы ли они дальше воевать со всем миром? Значит, можно не прислушиваться к мнению европейских парламентариев. А если все-таки их заботит судьба страны и их собственная судьба, значит, надо искать какие-то пути выхода из этой ситуации. Я допускаю, что можно найти какой-то выход из ситуации, сохранив лицо с точки зрения российской пропаганды. Например, как минимум, обменять на военнопленных. И общественное мнение это может понять. Просто выдать под давлением, наверное, невозможно сегодня для действующей власти, потому что нужно как-то аудитории объяснить. Как это мы, такие сильные и грозные, и все нас боятся, и вдруг мы под давлением каких-то европарламентариев выдали Савченко – такое, наверное, общественное мнение не проглотит. А обмен одних на других – это вполне себе допустимый вариант. Здесь достаточно будет заявления, что готовы обменять, и все – после этого голодовка прекращается.
– А вы сами лично, как думаете, чем это все разрешится?
– Я пока не сильно оптимистично настроен. Если бы в России торжествовал здравый смысл, наверное, и такой непонятной внешней политики, и авантюр не было бы. Я думаю, что люди неадекватно оценивают ситуацию и в экономике, и во внешней политике, да и свои силы переоценивают. Хотя, конечно, запас прочности высокий, вне всякого сомнения, – заключает Дмитрий Гудков.
9 марта Надежда Савченко, которая уже шестой день держит сухую голодовку, выступила с последним словом в Донецком городском суде. В своем выступлении она заявила, что прекратит голодовку, если оглашение приговора будет назначено в течение недели. Суд назначил оглашение на 21 и 22 марта. Представитель государственного обвинения ранее попросил для украинской военнослужащей 23 года лишения свободы. Следующая международная акция в поддержку Надежды Савченко намечена на дни вынесения приговора.