История эта чисто американская. Отец Теренса был хозяином страхового агентства, но при этом пел арии из опер. Тетушка его была пианисткой классической школы и в свое время училась вместе с отцом Уинтона и остальных Марсалисов – Эллисом. В пять лет Теренс получил свой первый урок классического фортепьяно и занимался классикой аж до восемнадцати лет. Трубу ему подарили в восемь, но этот инструмент он воспринял как игрушку, нечто не слишком серьезное. А при всем при этом, он рос в Новом Орлеане.
Зовут его Теренс Бланшар и родился он 13 марта 1962 года.
Вы слушаете, к чему привыкли все, включая ваших домашних животных, еженедельное «Время Джаза» - на коротких волнах «Свободы» и с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в городке на Сене – Дмитрий Савицкий.
Теренс знаменит своей музыкой к фильмам, а так же сплавом поэзии и музыки. В своих чисто инструментальных вещах он почти всегда играет затаенно, выразительно, но неспешно, точнее медленно.
Terence Blanchard - Touched by an Angel – 6:05 (Terence Blanchard Sextet - Choices - Concord)
«Touched by an Angel», «Прикосновение ангела», хотя скорее здесь прошлое время, но перевод звучит неважно «задетый…»; уж если задетый, то крылом…. Тема ударника комбо Кендрика Скотта. Состав: Теренс Бланшар – труба и лидер; Фэбиан Олмазан – рояль; Уолтэр Смис Третий – саксофон; Лайонэл Лёкэ – гитара; Дерик Ходж – контрабас и Кендрик Скотт – ударные.
Запись сделана для «Конкорда» в Огденском музее южных искусств семь лет назад. Диск вышел в родном городе Теренса – Новом Орлеане. Тронуло ли крыло ангела трубача, сказать трудно, потому что, как он это часто делал, он ушёл на второй план, уступая лидерство коллегам.
Terence Blanchard Septet - Anatomy of a Murder – 8:25 (Terence Blanchard -- Jazz in Film – Sony)
«Anatomy of a Murder», «Анатомия Убийства» - фильм Отто Премингера 1959 года. Музыка Дюка Эллингтона. Аранжировка Теренса Бланшара. В данном случае его же септет. Бланшар – труба и лидер; Джон Хэндерсон – тенор-саксофон; Дональд Харрисон – альт-саксофон; Стив Тарр – тромбон; Кенни Кёрклэнд – рояль; Реджинал Вил – контрабас и Карл Оллен – ударные. «Сони» выпустила этот CD киноклассики в 1999 году.
После напоминания: вы слушаете еженедельное «Время Джаза» на коротких волнах «Свободы, со спутников HotBird и AsiaSat-7 или же с нашего сайта www.svoboda.org . У микрофона в Лютеции ваш ДС – итак после привычного мантрама оригинальная версия из самого фильма. Оркестр Дюка Эллингтона:
Duke Ellington - Anatomy of a Murder – 3:56 (Duke Ellington Orchestra - Anatomy of a Murder – Ars Nova)
«Anatomy of a Murder», «Анатомия убийства» - звуковая дорожка фильма. Оркестр Дюка Эллингтона. Запись существует в двух вариантах. Первый это буквально сама музыка из фильма – 13 композиций; вторая еще 11 дополнительных пьес, включая повторы на репетиции.
А теперь дальше.
Astor Piazzolla - Adios Nonino – 5:35 (Astor Piazzolla - Piazzollissimo - Just a Memory Rds)
«Adios Nonino», «Прощай, Нонино» - танго аргентинского мэтра «танго нуэво» Астора Пьяццолла. Он написал это танго в октябре 1959 года в Нью-Йорке в память об отце Винсентэ «Нонино» Пьяццолла - несколько дней спустя после его кончины.
Сам же Пьяццолла-Младший родился 11 марта 1921 года в аргентинском городе Мар-дель-Плата, в итальянской семье; его дед переселился из Трани в конце XIX века, а родители родились уже в Мар-дель-Плате. Детство он провёл с родителями в Нью-Йорке, где и полюбил джаз. В 1921—29 годах семья жила в Гринвич-Виллидже, затем его отец открыл ломбард, чисто итальянский бизнес, и в 1930 году они поселились в районе Little Italy. И в том же году Астор начал учиться игре на аккордеоне.
Astor Piazzolla - Reminiscence – 6:30 (Gerry Mulligan & Astor Piazzolla - Tango Nuevo - Atlantic)
«Reminiscence», «Воспоминание» Астора Пьяццолла. Оркестр Пьяццолла (бандонеон) и баритон-саксофон Джерри Маллигана – гостя на этой записи. Дата записи – сентябрь-октябрь 1974 года. «Mondial Sound Studio», Милан.
Меня преследует идея, что другой аргентинец, Кот «Гато» Барбиери, написал музыку для «Последнего Танго в Париже» Бернардо Бертолуччи под огромным влиянием Астора Пьяццолла. У меня просто начинается какой-то эхо-эффект. Быть может я не прав…
«Время Джаза», на коротких волнах «Свободы», со спутников HotBird и AsiaSat-7 и с нашего сайта www.svoboda.org . У микрофона в Париже Дмитрий Савицкий.
Gato Barbieri - Last Tango In Paris, Tango – 3:23 (Gato Barbieri & Orchestra – Tango - MGM)
«Last Tango In Paris Tango», «Последнее Танго в Париже», музыка и саксофон Гато Барбиери; звуковая дорожка фильма. Этот фильм 1972 года был запрещен во многих странах мира или же подвержен цензуре; некоторые сцены, даже в Англии, просто были вырезаны.
Третий юбиляр мартовских ид чудесный пианист и верный аккомпаниатор Эллы – Томми Флэнэгэн. Он родился 16 марта 1930 года в том самом Детройте, который пытается фениксом восстать из пепла последней депрессии. В наши времена нужны машины без водителей, самолеты без пилотов, семьи без мужей или без жен и государства без президентов. Всеобщему Детройту будет нелегко.
Томас Ли Флэнэгэн вырос в Детройте и на первой фазе джазового безумия находился под влиянием Нэта Коула, Тедди Уилсона и Арта Тейтума, что само по себе очень неплохо. Затем на мир джаза приземлилась парочка: «Птица» и Диз и Томми Флэнэгэн оказался в Нью-Йорке в студии звукозаписи с Майлзом Дейвисом и, что быть может на этой стадии более важнее, на записи «Колосса саксофона» с Сонни Роллинсом, затем на записи «Гигантских шагов» с Джоном Колтрейном и, наконец, в еще одной студии с Уезом Монтгомери, участвуя в создании диска «Невероятная Гитара Уеза Монтгомери». Но мы его подцепим на крючок в чистом виде, лидера, а не сайдмена, причем соло:
Tommy Flanagan - Bean And The Boys – 7:13 (Tommy Flanagan - Alone Too Long – Denon)
«Bean And The Boys», на самом деле две темы «Bean» - кличка Коулмэна Хокинса, этого его тема, а затем идет Телониус Монк – «In Walked Bud». Томми Флэнэгэн в полном одиночестве, Нью-Йорк, 8 декабря 1977 года.
Он вырос в Мемфисе, на левом берегу Миссисипи, там, где в нее впадает другая река – Уолф. Волны Миссисипи несут с собой и богатую культуру региона: блюз, госпелс и джаз. Он родился 15 марта 1938 года, а значит, на днях ему исполнится 78 лет. Зовут его Чарльз Ллойд и он, еще подростком, был одним из самых талантливых саксофонистов своего поколения. У него гремучая смесь вместо крови: он афроамериканских кровей, ирландских, монгольских и племени чероки! Свой первый сакс он получил в девять лет и, в то же самое время, он слушал взахлеб по радио Чарли Паркера, Коулмэна Хокинса, Лестера Янга, Билли Холидей и Дюка Эллингтона. Среди его первых учителей - один из самых редких пианистов джаза Файниз Ньюборн-Младший. Его другом, всё ещё в детстве, был трубач Букер Литтл. Добравшись до возраста тинэйджера, подростка, он начал играть с Джорджем Коулмэном, Харольдом Мейбёрном, Франком Строузером и с такими тяжеловесами блюза, как Джонни Эйс, Бобби «Блю» Бэнд, Хоулин’ Уолф и Би-Би Кинг. Дальнейшая программа самообучения была еще круче. В клубах Лос-Анджелеса он играл с Орнеттом Коулмэном, Билли Хиггинсом, Скотом ЛаФаро, Доном Черри, Чарли Хейденом, Эриком Долфи, Бобби Хатчер-соном и другом детства Букером Литтл.
Финишная прямая вашего еженедельного «Времени Джаза» - на коротких волнах «Свободы» и с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в квартале Валь-де-Грас Парижа ваш ДС:
Charles Lloyd - Go Down Moses – 10:39 (Charles Lloyd - Lift Every Voice – ECM)
«Go Down Moses», «Спускайся Моисей и скажи фараону, чтоб он отпустил мой народ» - классический госпел, основанный, конечно, на библейском тексте восьмой главы «Исхода». Чарльз Ллойд – тенор-сакс и лидер; Джерри Оллен – фортепьяно; Джон Оберкромби – гитара; Марк Джонсон – контрабас и Билли Харт – ударные. Запись сделана в феврале 2002 года. Этот двойной СД был реакцией Чарльза Ллойда на 11 сентября предыдущего года.
Время мое кончилось. Но все же скажу, что Ллойд надолго исчезал из музыки, уходя в трансцендентальную медитацию, в ТМ. Человек, который его вытащил из глубоководных мантр Махариши Махеша, был французским пианистом – Мишелем Петручиани.
За сим – всех благ. Готовьтесь к весне. Она точно придет! Звукорежиссер «Времени Джаза» Александр Аркадьев, автор и ведущий – Дмитрий Савицкий. До следующей недели, чао, бай-бай!