Ссылки для упрощенного доступа

Обыски в прачечной и другие новости культуры


Russia -- Pskov. Vladimir Medinsky
Russia -- Pskov. Vladimir Medinsky

Всё к тому, что на этой неделе уже не будет новости важнее вывода войск из Сирии.

Однако это не значит, что в России совсем ничего не происходит. Так, карательные органы дорвались до святая святых - министерства культуры.

Основную информацию по делу пересказывает "Коммерсантъ":

По данным «Интерфакса», уголовное дело было возбуждено в связи с хищениями во время реставрации Изборской крепости в Псковской области; ТАСС и Lifenews утверждают, что поводом для дела послужили хищения средств, выделенных на реставрацию Новодевичьего монастыря в Москве.

ФСБ сегодня сообщила о возбуждении уголовного дела по факту хищений и обысках, которые проводятся в рамках его расследования.

По информации “Ъ”, одним из фигурантов дела стал статс-секретарь—замминистра культуры Григорий Пирумов, как раз курирующий вопросы, связанные с реконструкциями. По некоторым данным, следственные действия застали чиновника в Ростове-на-Дону, где он находился в командировке. В результате, утверждают источники, господин Пирумов был вынужден вернуться в Москву в сопровождении оперативников.

Помимо замминистра сотрудники ФСБ задержали руководителя одного из департаментов Минкульта (по информации Lifenews, речь идет о директоре Департамента управления имуществом и инвестиционной политики Борисе Мазо), а также сразу несколько коммерсантов, руководящих компаниями, которые выигрывали и проводили тендеры на реконструкции, объявленные Минкультом. В настоящее время проводятся обыски в самом министерстве (изымаются документы, связанные со строительством и реставрационными работами в большинстве департаментов Минкульта) и ряде компаний.

Евгений Минченко:

А к Турчаку нет вопросов?
Один из его несущих проектов - эта самая реконструкция Изборской крепости.

Кирилл Шулика:

Это вообще звоночек Мединскому на самом деле. Замминистра ведь арестован, причем, арестован ФСБ. Кстати, я боюсь, что это не единственный, кто окажется под уголовкой, правда, остальные должностями будут пониже. По-хорошему, одного факта ареста зама достаточно для отставки министра. Но то в нормальных управленческих системах, не в нашей.

Александр Тимофеевский:

Фамилии "руководящих работников Минкультуры" не называются. Может, среди них даже Мединский. Может, его, наконец, снимут. Это, конечно, счастье. Но "на объектах культурного наследия", будьте покойны, все останется по-прежнему.
Есть церкви Николая Львова - прекраснейшие, уникальные, лучшее, что в последние три века было на Родине. Они стоят без пола и потолка, осыпаются, разваливаются, кончаются на глазах. И никому до этого нет дела. К прачечной они не относятся. И есть, например, усадьба Архангельское, она под прачечной. На нее выделяются бюджеты, под них сочиняются программы восстановления исчезнувших зданий, то есть, строительства могучего новодела. Понятно, что при подобной реставрации "хищение государственных средств" происходит само собой - вдохновенно и бесперебойно.
Наверное, что-то в этом роде ФСБ и нарыла. Что от этого изменится? Бесценные церкви Львова будут гнить и разрушаться дальше. В бесценном парке Архангельского будут дальше гадить, застраивая его никогда не существовавшим наследием. А то, что несколько человек обеднеют или даже присядут, велика ли от этого радость? - я не кровожаден.

Глеб Морев:

Ждем Мединского.

Но на этом новости культуры не заканчиваются. Вчера вспыхнул скандал "РПЦ против русской классики". Подробности сообщает "Интерфакс":

В патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства выразили несогласие со школьной программой по литературе.

Выступая на заседании, входящий в ее состав протоиерей Артемий Владимиров заявил, что в таких изучаемых школьниками произведениях, как "О любви" Антона Чехова, "Куст сирени" Александра Куприна и "Кавказ" Ивана Бунина, "воспевается свободная любовь", сообщает пресс-служба комиссии.

По словам священника, в одном случае обманутый муж убивает себя, в другом - распадается семья, в третьем - адюльтер кончается ничем.

"Эти яркие художественные образы - это мина замедленного действия для наших детей. Наша комиссия должна обратиться с предложениями в департамент образования", - полагает он.

Как это иногда бывает, самых преданных сторонников сложно отличить от ядовитых критиков.

Дмитрий Гудков:

Казалось бы — ну поручил Путин патриарху заняться литературой в школе. Что ж плохого, может, чем и поможет. Но вместо этого первое же предложение — привет из какого-то Талибана.

Протоиерей Артемий Владимиров, замдекана факультета Православной культуры Академии ракетных войск стратегического назначения, первым делом предложил вымарать из школьной программы рассказы Чехова, Бунина и Куприна, потому что они пропагандируют свободную любовь и развращают наших детей (в 11 классе).

Развращает, оказывается, Чехов в «О любви»: это там, где герой всю жизнь любил замужнюю женщину, да так толком и не смог признаться. Вот ты какая, свободная любовь. Еще развращает Куприн рассказом «Куст сирени» (я себе не поверил, освежил в памяти — это просто анекдот на пару страничек, там вообще про другое). И Бунин, куда ж без него, целый муж застрелился, заподозрив измену.

А еще, говорят, в какой-то далекой стране России церковь отделена от государства. Говорят, что священники там не ходят в школы преподавать сначала литературу, а потом и биологию с физикой. Много чего говорят, но явно не про нас.

На своём личном сайте новость комментирует Владимир Познер:

Прочитав эту милую новость, я обрадовался. Вот, подумал я, молодцы! Вот защищают наших матерей и детишек от всякой скверны! И вот, находясь в православном раже, решил посмотреть: а не пропустила ли комиссия еще что-нибудь этакое... ну, сами понимаете, какое. Ну и углубился в школьную программу по русской литературе. Углубился и ужаснулся!

Там, например, имеет место быть известный охальник и дамский любитель Пушкин А.С., с его, с позволения сказать, романом в стихах «Евгением Онегиным». Это же черт знает что! Что воспевается там? Кровопролитие, несчастная любовь, призыв к измене. А Лермонтов со своим «Героем нашего времени»? Как поступает его герой Печорин с Бэлой? Это что за пример для нашей духовной молодежи? Но этого мало. Предлагают изучать такое произведение как «Бесприданница», призывающее вообще бог знает к чему. Или вот еще, «Война и мир» с Куракиным и прочими развратными аристократами. Слава богу, вроде нигде не фигурирует «Анна Каренина»!

В защиту классиков выступил и Александр Проханов - его слова цитирует "Русская служба новостей":

Русская словесность, в отличие от других великих словесностей, знаменита тем, что она сделала эти огромные открытия. Она открыла эти тонкие энергии, которые витают в космосе наряду с квантовыми пучками, какими-то радугами, облаками.

Куприн рассказывает о красоте, о муке, о печали, о тоске русского человека или русского офицера, который смотрит на себя в зеркало и вдруг начинает плакать, потому что он исполнен русской великой вселенской печали, непонимания себя, непонимания своего появления на свет. Это удивительно тонкие энергии, которые доступны могут быть только русской словесности.

Может быть, Солженицын, может быть, Шаламов – эти кошмары, связанные с насилием, уродством, извращением – они должны быть устранены из ранних школьных программ и перенесены на преподавание в более зрелом возрасте. Потому что детское сознание – это очень хрупкий инструмент, такой цветок. Если этому цветку показать кошмары социума в целом, то, конечно в нём отпечатается, что наша родина – это страх ГУЛАГов.

Давайте запретим весь Серебряный век, потому что весь Серебряный век наполнен удивительным эротизмом. Тонким, утончённым эротизмом.

Глава президентского Совета по правам человека Михаил Федотов предложил не ограничиваться полумерами:

Исключать - так исключать! Предлагаю начать с "Колобка". Там есть пропаганда бродяжничества, а это может привести к печальным результатам. К любым предложениям об исключении произведений литературы из школьного курса необходимо относиться с величайшей осторожностью. Иначе мы рискуем вырастить поколение людей, лишенных литературы, эпоса, фольклора и вообще культуры.

Андрей Десницкий:

Вообще, это очень смешно - думать, что верные воззрения формируются чтением литературы про хороших детей, которые всегда всё делают хорошо, а если вдруг плохо, то потом сразу каются.
Сталин в семинарии учился, как известно, и жития читал с катехизисом. Помогло?

Денис Драгунский:

РПЦ хочет исключить из школьной программы рассказы Чехова, Куприна и Бунина.
"Протоиерей Артемий Владимиров заявил во время своего выступления, что в произведениях Чехова "О любви", Куприна "Куст сирени" и Бунина "Кавказ" воспевается "свободная любовь", сообщает информационное агентство "Интерфакс".
Священник утверждает, что в одном случае обманутый супруг убивает себя, в другом – распадается семья, а в третьем – измена кончается ничем".

Так вот.
В рассказе Бунина "Кавказ" обманутый супруг убивает себя - то есть рассказ не воспевает свободную любовь, а наоборот, показывает, к какому ужасу может привести измена.
В рассказе Чехова "О любви" никакой измены нет. Влюбленный помещик Алехин отказывается уводить Анну Алексеевну от мужа, и вообще между ними ничего не было.
Наконец, в рассказе Куприна "Куст сирени" описывается прочная, верная любовь: жена помогает мужу-офицеру в безвыходной, казалось бы, ситуации (продает свои драгоценности, чтобы посадить на поле сирень, потому что... прочтите, не пожалеете!) - и их семья становится еще крепче.
Так что, прежде чем ругать русскую классику в смысле семейных ценностей, не худо бы пролистать ругаемые рассказы....

Егор Холмогоров:

Литературного невежества псто.

Я, конечно, литературный идиот и бездарь, но, тем не менее, признаюсь честно, я никогда не читал ни одного из трех литературных произведений, которые якобы "требует запретить РПЦ": "О любви" Антона Чехова, "Куст сирени" Александра Куприна и "Кавказ" Ивана Бунина.

А теперь объясните пожалуйста какого хрена все называют эти тексты "классическими произведениями из школьной программы".

Классический программный Бунин - это "Легкое дыхание", "Господин из Сан-Франциско". Классический программный Чехов - "Человек в футляре", "Студент". Классический Куприн - "Гранатовый браслет".

Но уже сегодня руководство РПЦ поспешило дать отбой и всех успокоить:

Русская Православная Церковь не собирается изымать классические произведения Антона Чехова, Ивана Бунина и Александра Куприна из школьной программы. Напротив, она будет отстаивать достойное место русской литературы в учебном процессе, заявил председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.

Комментарий последовал после выступления протоиерея Артемия Владимирова, который, будучи членом патриаршей Комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства, выразил свое несогласие с тем, что в школьную программу включены произведения, воспевающие "свободную любовь". К таковым он отнес "О любви" Чехова, "Куст сирени" Куприна и "Кавказ" Ивана Бунина.

В комментарии Владимира Легойды сказано, что протоиерей Артемий Владимиров выразил лишь свое личное негативное отношение к трем произведениям русских классиков. "С ним можно соглашаться или не соглашаться, но точка зрения одного священника никоим образом не может рассматриваться как намерение церкви добиваться исключения из школьной программы тех или иных авторов. Таких планов нет", - пояснил официальную позицию церкви Владимир Легойда.

Виталий Фёдоров:

Ну, во-первых РПЦ ничего не собиралась запрещать, а только предложила убрать пару произведений из стандартной школьной программы.
Во-вторых, в этой программе действительно слишком много книг, которые ни к чему читать в подростковом возрасте. Не потому, что это вредно, а просто непонятно. И дело тут не в интеллекте школьника, а в его жизненном и эмоциональном опыте.
Что же касается эротических рассказов Бунина, то читать их в 14 лет, конечно, можно, а вот обсуждать с учительницей на уроке совершенно необязательно.
Да и вообще, цель уроков литературы ровно одна - привить любовь к литературе. Но это уже отдельная тема.

Наталья Холмогорова:

Вчера ближе к вечеру весь интернет содрогался оттого, что РПЦ решила запретить Чехова, Бунина и Куприна. )
Едва услышав фамилию о. Артемия Владимирова, я подумала, что тут что-то нечисто. О. Артемий человек своеобразный и суровой морали, он ещё в 90-х предлагал хрестоматию античной литературы сжечь за идолопоклонство и безнравственность.
Как и ожидалось: сам высказался, сам же побежал рассказывать о своем подвиге журналистам.
В ленте по этому поводу ругают почему-то блоггеров, которые повелись. Но чем виноваты блоггеры? Что не знают, кто такой о. Артемий?
Вот наложить на него и подобных ему "пиарщиков церкви" патриаршьей властью обет молчания стоило бы. Хотя бы на время поста.

Надеемся, что обойдётся без обета молчания - иначе о чём тогда писать "Цитаты Свободы"?

XS
SM
MD
LG