5 марта 1616 года судебный орган католической церкви, Конгрегация Индекса, огласил декрет о запрете к распространению и публикации текстов, в которых отражена гелиоцентрическая теория Коперника. Спустя 17 лет этот декрет стал основанием для преследования и осуждения Галилео Галилея. Трагическая история жизни и борьбы за свои идеи Джордано Бруно, Коперника и Галилео Галилея – история противостояния, в центре которого не астрономический аспект как таковой, а вопрос о центральном месте человека во Вселенной. Это будто бы исключала гелиоцентрическая система. Церковную власть пугала, прежде всего, идея о том, что Земля, местопребывание человека как окончательной цели сотворения мира, оттеснялась со своей центральной позиции в Божественном мироздании. Создался опасный прецедент утраты монополии на самолюбование человека и ослабления контроля над ним. Ведь у многих могло сформироваться осознание того, сколь малое место люди в действительности занимают во Вселенной.
Быть может, я слегка преувеличиваю, но примерно похожую реакцию Кремля вызвал недавний форум оппозиции в Вильнюсе и реакция властей Литвы на хамство солдатов армии пропаганды Кремля, выставивших наглецов и грубиянов вон. Сам факт того, что в Прибалтике – так близко от России, но все-таки юридически недосягаемо далеко в пределах защиты юрисдикции ЕС и соглашения о взаимной обороне стран НАТО – группа вынужденных бежать представителей российской оппозиции собралась для свободной дискуссии, был так непривычен для тех, кто правит в России, что был даже снят запрет на упоминание в эфире имен собравшихся в Вильнюсе лиц.
Потоки оруэлловских двухминуток ненависти обрушились на сознание моих несчастных сограждан в нескончаемых ток-шоу говорящих голов. Зрителям напомнили до этого запрещенных на федеральных каналах имена Каспарова, Илларионова, Коха. Кремль уже полтора десятилетия внушает гражданам России, что реальной оппозиции нынешней власти нет. Что альтернативы нет. Любое собрание несогласных, их участие в выборах должны проходить через унизительную процедуру прошения у власти возможности публично собраться поговорить или митинговать, через трудное согласование места проведения мероприятий. И после нужно жить со страхом: за протест могут выслеживать, прослушивать, судить, посадить в тюрьму, отобрать имущество, убить. Возможности избежать этого – две: молчать или уезжать за границу. Так же как было с мятежными астрономами Средневековья.
Мы не невидимки! Мы еще не все перебиты, не все загнаны в резервации и за рубеж. Мы в столицах, регионах и за рубежом. Мы отказываемся молчать
Что бы там ни утверждал в своих опросах "Левада-центр" – якобы 27% граждан считают, что в России нет политической оппозиции, будто бы 26% опрошенных граждан считают, что стране не нужна оппозиция, – мы есть! Да, многие из нас в последние годы оказались за рубежом. К примеру, как вынужденный в прошлом году бежать и просить убежища в Чехии со своей семьей мой однопартиец по Либертарианской партии Владимир Шпиталев, после угроз со стороны силовиков. Или как оказавшийся в жерновах неправедного правосудия мой друг либертарианец Александр Хорршр, участник протестных акций "Движения равных", активисты которого в том числе вывешивали флаги Украины на высотных зданиях в Москве. Но мы не невидимки! Мы еще не все перебиты, не все загнаны в резервации и за рубеж. Мы в столицах, регионах и за рубежом. Мы отказываемся молчать.
Как сторонник частной собственности, рыночной экономики, обуздания предавшей народ бюрократии, могу сказать: никакие выходки Путина и его окружения не помогут. Предпринятые без учета мнения граждан действия (такие как ввод российских войск в Сирию или вывод войск из Сирии, фактическая оккупация территорий Украины и Грузии, бомбометание через пять границ ракетами с кораблей) не спасут положение дрогнувшей власти. Растущее число неразумных инициатив будет только расширять поддержку протестующих. К примеру, как месть бунтующим против системы "Платон" дальнобойщикам можно расценивать идеи МВД запретить регистрацию автобусов и грузовиков на физических лиц и вернуть старую практику, когда грузовой транспорт мог быть записан только за юридическими лицами, то есть за транспортными компаниями. Экономика открытого общества – это свободная торговля и защита прав собственности, равных юридических прав и возможностей, в центре которой находятся не чиновник, не государственный служащий, не зависящий от установленной государством пенсии пенсионер, а свободный гражданин и предприниматель. Я верю, что постепенно разные группы граждан (и их число будет день ото дня расти) станут ближе к пониманию того, кто из политиков действительно стоит на страже их прав, а кто набивает карманы дружков, ввязывается в международные конфликты и обрушивает экономику страны введенными за политическое хулиганство санкциями.
Надж Гасанов – гражданский активист, член Либертарианской партии России, живет в Нижневартовске