В Москве во дворе Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) в среду, 30 марта, прошел митинг преподавателей и студентов против увольнения ведущих профессоров вуза, который участники акции объясняют стремлением нового ректора Евгения Ивахненко избавиться от нелояльных сотрудников. В итоге администрация РГГУ отозвала решение об увольнении старейших преподавателей. Ивахненко, выйдя к протестующим, пообещал, что все 15 человек продолжат работу в университете.
29 марта стало известно, что в список подлежащих сокращению попали старейшие сотрудники вуза – литературовед Юрий Манн, германист Нина Павлова, театровед Вадим Гаевский, филолог Николай Федоров, лингвисты Владимир Дыбо и Александр Милитарев. По всей вероятности, было решено упразднить ставки профессоров-консультантов, считает доцент кафедры истории и теории культуры, член профсоюза "Университетская солидарность" Андрей Олейников, с тем чтобы была возможность оплачивать новые ставки проректоров. О том, что к имеющимся пяти прибавится еще четверо, Евгений Ивахненко объявил на заседании ученого совета 2 марта.
"Правда,– рассказывает Андрей Олейников, – в одном из вчерашних интервью первый проректор Андрей Безбородов отрицал, что вновь назначенным проректорам дали соответствующие зарплаты. Но у меня есть официальная бумага, полученная не так давно от Министерства образования, с указанием ставок, которые выделяются на определенные должности. И если люди переводятся на более высокие должности без повышения зарплаты – согласитесь, это странно".
В РГГУ финансовый вопрос стоит достаточно остро – преподавателям задерживают зарплату, переводят на годичные контракты, сокращают размер ставки, увеличивая объем нагрузки и бумажной работы. Все кандидаты на пост ректора обещали найти новые источники финансирования, и, по всей вероятности, новый ректор решил пойти проторенным путем оптимизации. Так считает профессор Института восточных культур и античности РГГУ Николай Гринцер:
"Безусловно, изначально возникла идея, как можно быстренько начать оптимизацию. Идея заключалась в том, что есть пожилые профессора-консультанты, которые мало преподают, а деньги получают. Хотя, насколько я знаю, суммы смешные, максимум 20-25 тысяч рублей, невелика экономия. Подозреваю, что вся эта история – свидетельство управленческой безграмотности, которая заключается в том, что люди не подумали, принимая решение, во-первых, об этической стороне дела. Потому что звонить профессорам, которым за 80 лет, и сообщать, что они должны подписать заявление об увольнении, это грех на душу брать. А второе, что они до конца не осознали, кто эти профессора и какая будет реакция.
Хорошо, что сотрудники, главным образом Института филологии и истории, подняли шум, их поддержали студенты, привлекли общественное внимание. А администрация выходила из этой ситуации крайне неловко и даже, я бы сказал, умножала ошибки своими объяснениями".
В РГГУ будут готовить специалистов, которые защищают государственную тайну
Опубликованные в средствах массовой информации материалы об увольнении авторитетных ученых в РГГУ буквально за один день изменили ситуацию. Как сообщает Lenta.ru c ссылкой на "Интерфакс", министр образования и науки Дмитрий Ливанов выступил против необоснованных увольнений старейших профессоров и призвал к ним "относиться очень бережно". Правда, он ничего не сказал о возможном слиянии Института филологии и истории с Институтом Массмедиа. Слух о возможном объединении возник одновременно со звонками из отдела кадров, и студенческую петицию с требованием гарантировать сохранение ИФИ уже подписали 1600 человек.
Николай Гринцер допускает, что это связано с тем, что ИФИ возглавляет один из бывших кандидатов в ректоры, набравший значительное количество голосов на ученом совете, Павел Шкаренков. Впрочем, скоро появится, как рассказал Андрей Олейников, новая бакалаврская программа – по защите государственной тайны.
"У нас, в гуманитарном вузе, теперь будут готовить специалистов, которые защищают государственную тайну и будут, видимо, тайно защищать свои дипломы и диссертации. Это свидетельство того, что администрация выполняют заказ или хочет придать себе больше значимости. В общем, риторика – мы служим государству – сейчас звучит очень громко".
С новым ректором РГГУ получил старую администрацию в новом оформлении
Надо сказать, что с этой риторикой в качестве кандидата на пост ректора и выступал Евгений Ивахненко, в его программе звучало сохранение статус-кво. Что сразу после победы он подкрепил делом – довольно скоро Ученый совет избрал бывшего ректора Ефима Пивовара на должность президента. Таким образом, по мнению Николая Гринцера, университет, который при прошлой администрации деградировал, с новым ректором получил старую администрацию в новом оформлении, а нынешняя ситуация доказала несостоятельность такой позиции.
"Во-вторых, – продолжает профессор Гринцер, – оказалось, что университетское сообщество, по крайней мере в какой-то его части, значимой для РГГУ, сохраняется в виде профессиональной корпорации, демонстрируя уважение к своим учителям. И это очень важно, потому что означает, что некий дух РГГУ, который существовал начиная с 90-х, продолжает существовать".
Возможно, пристальное внимание к событиям в РГГУ и поможет сохранить дух и традиции университета, но каким образом это скажется на качестве образования и условиях работы преподавателей – большой вопрос.